Если придерживаться теории дефицитного финансирования, то рост бюджетных расходов, происходящий в связи с необходимостью поддержания текущих потребностей населения, перекладывает бремя государственного долга на будущее поколение. Ведя сбалансированную экономическую политику дефицитный бюджет требует сосредоточения на проектах развития, вызывающих инвестиционный, инновационный и предпринимательский рост, приводящий к расширению доходной базы бюджетов разных уровней. Поэтому свое выступление я бы назвал «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
Складывающаяся в регионах ситуация с ростом дефицита бюджета в связи с выполнением Указов Президента, заставляет искать новые источники его покрытия, в том числе определяясь с направлениями сокращения расходов или (и) формируя приоритетные проекты, которые смогли бы покрыть сегодняшний дефицит в будущем периоде. Поиск приоритетных проектов необходимо осуществлять с учетом формирования Стратегии социально-экономического развития, которая определяет долгосрочные целевые ориентиры развития, основные направления, механизмы и инструменты их достижения.
Правильно разработанная стратегия должна отражать специфику региона в экономическом пространстве и быть направленной на реализацию его основных конкурентных преимуществ, которые возможно выявить лишь с широким вовлечением в обсуждение потенциальных участников процесса: власть, бизнес, общество.
Стратегия должна являться документом «общественного согласия» власти, бизнеса и общества в отношении перспектив развития региона. В ином случае она не будет являться мотивационной основой для организации взаимодействия.
Следовательно, основой определения выбора приоритетных проектов является эффективно выстроенный диалог власти, бизнеса и общества.
Мой тезис заключается в том, что по причине неоднородности власти, бизнеса и общества эффективный процесс обсуждения стратегических задач может быть организован только при условии институализации отношений, то есть формирования участников диалога. Для общества – это возможно общественные организации, для бизнеса отраслевые союзы, партнерства и ассоциации, для власти закрепление за конкретным лицом ответственности за продвижение конкретного проекта.
Отмечу, что отсутствие данных институтов не означает невозможность реализации приоритетных проектов, но затягивает по времени, требуя вовлечение большего политического и финансового ресурсов для их продвижения, увеличивая стоимость их реализации.
Красноярский край всегда являлся неким индикатором политических процессов, в обсуждаемой нами теме можно также привести положительные и отрицательные примеры:
Отрицательные:
Положительные:
На одном из положительных примеров хочу продемонстрировать ход реализации продвижения проекта по развитию мусороперерабатывающей отрасли.
2012 год в Красноярском крае запущен процесс обсуждения концепции Экологической развития края. К формированию параметров концепции были привлечены промышленные предприятия, специализированные организации, научное сообщество, федеральные контролирующие органы, общественные экологические организации. В ходе обсуждения, была определена экологическая политика края, включая цели и задачи органов государственной власти края по обеспечению благоприятной окружающей среды, рационального природопользования, охраны здоровья и экологической безопасности населения, а также целевые показатели на долгосрочную перспективу до 2030 года.
В отношении отходов были определены задачи по сокращению объемов образования отходов, обеспечению максимального вовлечения их в повторный хозяйственный оборот, совершенствование системы сбора, экологически безопасного удаления, сортировки и переработки ТБО, снижение доли деградированных и/или загрязнённых земель.
Для поиска решения обозначенных задач было поддержано предложение о формировании Некоммерческого Партнерства Красноярской Ассоциации Рециклинга, чья деятельность, во взаимодействии с исполнительными и законодательными органами власти, направлена на содействие созданию цивилизованного рынка услуг по переработке отходов производства и потребления, выработки и реализации скоординированной политики в области обращения с отходами.
Сегодня ассоциация – это формирующийся институт, который вовлекает в обсуждение перспектив развития мусороперерабатывающей отрасли все большее число участников, пытаясь найти наиболее эффективные решения для развития отрасли на основе объединения ресурсов и идей разных кампаний. Но уже сегодня является полноценным участником диалога со стороны бизнеса и в некоторой степени формирует подходы к развитию отрасли. В частности, именно этим профессиональным сообществом был сформирован проект «Кластерный подход в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Красноярской агломерации».
В основе идеи проекта – создание оператора по управлению потоком твердо-бытовых отходов от населения к месту переработки. В развитие проекта, возможно вовлечь инвестиции, как частные, так и государственные направляя усилия на развитие производства конечной продукции из вторичных ресурсов, либо выработки энергии и тепла.
С появлением Оператора, мы можем получить собственника отходов, который помимо управления потоком отходов будет являться их собственником, а значит являться плательщиком за негативное воздействие. А платежи населения, на сегодняшний день никоим образом не вовлеченные в процесс развития мусороперерабатывающей отрасли, могут являться дополнительным источником формирования инвестиционного капитала.
Завершая выступление, хочу отметить, что постепенный переход к доминированию институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами, является характерным признаком развитых стран. Создавая условия для формирования разного рода институциональных инвесторов, мы двигаемся к развитию.
ЧЕРНЫХ Артем Анатольевич
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
- член комитета по природным ресурсам и экологии
- член комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения