Режим экологической катастрофы в Новороссийске после аварии на КТК-Р пока не объявлен. Энергетики обсуждают размер убытков от приостановки транзита углеводородов через порт
Как сообщалось в СМИ, после сильного шторма в Новороссийске 20 марта 2022 года в КТК-Р вышли из строя нефтяные терминалы. Порывы ветра достигали 37 метров в секунду. Волны с невероятной мощностью обрушивались на берег. После информации об аварии в результате обследования обнаружили повреждения шлангов внутреннего рукава выносного причального устройства для отгрузки нефти на танкеры. Компания приостановила работу с оборудованием. При этом в пресс-службе КТК отмечают, что поставка новых запчастей в нынешних условиях может вызвать значительные затруднения: «В этой ситуации руководство Консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу».
На место происшествия вылетел вертолет с сотрудниками МЧС России и Росприроднадзора для мониторинга обстановки.
ТАСС сообщает со ссылкой на пресс-службы МЧС и Южной транспортной прокуратуры о том, что разлива нефтепродуктов не наблюдается.
Также по поводу случившегося высказался замминистра энергетики Павел Сорокин.
И это крайне опасная ситуация с точки зрения экологии, потому что нельзя допускать никаких разливов, нельзя допускать никакого ущерба акватории, — прокомментировал Павел Сорокин, сообщает «Mash».
Павел Сорокин добавил, что КТК транспортирует более миллиона баррелей нефти в сутки из Каспийского региона.
Собственный корреспондент «ЭкоГрада» Евгений Витишко расценивает сложившуюся ситуацию как опасную и, мягко говоря, не откровенную: «На самом деле сам Каспийский трубопроводный консорциум, как и во всех предыдущие случаях правды не скажет, а если сотрудники контролирующих органов «прохлопали вспышку», сам момент и объем утекших из трубы нефтепродуктов, то доказать реальный ущерб окружающей среде в условиях штормового моря будет невозможно. И даже если нефтепродукты появятся на берегу моря, увязать их с загрязнителем не так просто, так как «нефтяники» будут отрицать то, что это появления загрязнения связанно именно с этим эпизодом. Да и вокруг других терминалов, переваливающих нефтепродукты достаточно в Новороссийске терминал «Транснефти», в порту Тамань – «Таманьнефтегаз». Кроме того, КТК так и не согласился и с предыдущим августовским разливом с посчитанным Росприроднадзором ущербом в 4,5 млд. рублей и платить добровольно его не собирается. В любом случае, уменьшение объема перевалки из неисправных нефтеналивных сооружений не может отрицательно повлиять на экосистему Черного моря, даже если в энергобалансе эту нишу займет уголь. А с учетом усиливающихся санкций и невозможности быстро заменить импортируемое оборудование, на свое отечественное, то доля экспорта Россией нефтепродуктов будет снижаться и далее».
Как уже сообщалось, каспийский трубопроводный консорциум (КТК) приостановил работу двух из трех выносных причальных устройств на терминале под Новороссийском. Из-за ремонта поставки могут снизиться на один миллион баррелей в сутки, оценили в Минэнерго РФ.
Крупнейшими акционерами КТК являются «Транснефть» (24%) и казахский «КазМунайГаз» (19%). По информации пресс-службы предприятия, выносные причальные устройства вышли из строя из-за шторма.
Если ущерб терминалу подтвердится, восстановление может занять до двух месяцев. По оценке замминистра энергетики Павла Сорокина, при такой продолжительности восстановительных работ потенциальная потеря суточной отгрузки нефти может составить 80%.