ЕС собрался сломать крылья российской авиации

ЕС собрался сломать крылья российской авиации - фото 1Евросоюз принял решение о полном запрете поставок и лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники в России, а также их страхования и техобслуживания. Санкции лишают российские авиакомпании возможности использовать европейские самолеты — станет невозможной полноценная эксплуатация всех самолетов Airbus.

Об этом сообщает "Коммерсант".

Полный запрет распространяется не только на новые, но и старые контракты с переходным периодом до 28 марта 2022 года — в течение месяца уже сданные в лизинг самолеты по старым контрактам должны быть возвращены лизингодателю. Запрет ремонта и страхования заблокирует даже те самолеты, которыми авиакомпании владеют напрямую.
Ожидается, что США введут аналогичные меры и в отношении самолетов Boeing. По данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота.

По последним данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. Авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них — в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов рыночной стоимостью в $10 млрд. Всего, согласно транспортной стратегии РФ, в 2020 году авиакомпании РФ эксплуатировали 1,29 тыс. самолетов всех типов и 2,26 тыс. вертолетов. Самолетов зарубежного производства на тот момент насчитывалось 824 (64%), вертолетов — 1,459 тыс. (36%).

О том, что ЕС планирует остановить поставку в РФ самолетов и запчастей к ним накануне заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она заявила, что 75% коммерческого флота РФ произведено в ЕС, США и Канаде, и мера приведет к деградации ключевого сектора российской экономики.

По словам одного из источников "Ъ", лизингодатели вплоть до подведения итогов совещания рассчитывали исключить из документа расторжение действующих контрактов и оставить их в силе. Однако принятый пакет мер предусматривает запрет продажи, поставок, передачи или экспорт, «прямо или косвенно», всех типов самолетов, вертолетов, космических технологий, а также комплектующих к ним. «Он также охватывает лизинг самолетов, поскольку это форма "поставки". Поэтому новые лизинговые контракты не могут быть заключены, а существующие должны быть расторгнуты»,— указано в тексте пояснения к санкциям, разосланного лизингодателями в авиакомпании РФ (копия есть у "Ъ"). Единственное, что разрешается делать европейским компаниям — это предполетный осмотр самолетов.

Лизинговые контракты включают положения, которые позволяют лизингодателю вернуть свой самолет в случае санкций или невозможности лизингополучателя поддерживать условия безопасной эксплуатации самолетов.

«Таким образом, эти самолеты вернутся к лизингодателю»,— резюмируется в тексте пояснения.

Санкции не имеют экстерриториального применения, но поставщики самолетов, деталей и компонентов из ЕС должны убедиться, что эта продукция не поставляется российским компаниям — это положение прописано в пункте о том, смогут ли третьи страны обслуживать российскую авиатехнику. «Поэтому мы ожидаем, что операции по ремонту и техническому обслуживанию за пределами ЕС также станут более сложными или невозможными для российских перевозчиков»,— отмечается в тексте.

Отдельно в документе прописано, что эксплуатанты и авиарегуляторы должны обеспечивать соблюдение международных стандартов безопасности «в любое время, в том числе и в условиях действующих санкций». «Меры, которые они предпримут для обеспечения постоянной безопасности своей деятельности в ответ на санкции, будут иметь решающее значение для показателей безопасности полетов. В связи с этим будет продолжен строгий мониторинг показателей безопасности полетов всех российских авиаперевозчиков»,— написано там. В связи с этим в рамках программы инспекции рампы ЕС (SAFA) инспекторы EASA продолжат строгий мониторинг показателей безопасности полетов всех российских авиаперевозчиков. «Если показатели безопасности авиаперевозчика не улучшатся, ЕС может быть вынужден запретить ему полеты в ЕС»,— этот пункт затрагивает тех российских эксплуатантов, кто уже является владельцем европейской авиатехники.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить