Что стоит за обрушением цен на нефть?

В понедельник утром снижение котировок на британскую марку нефти Brent составило 30%, и достигло 31 доллара за баррель. Начавшееся резкое крушение сырьевого рынка комментируют в мировых СМИ. Многие прямо обвинили в панике на биржах Кремль, другие указали на истинного зачинщика обвала – Саудовскую Аравию.

Что стоит за обрушением цен на нефть? - фото 1
Об этом сообщает сетевое издание "Репортер".

ОПЕК и так находилась в безвыходной ситуации из-за американской сланцевой нефти, пишет англоязычный Forbes, анализируя происходящее. Группа государств, отмечается в тексте, испробовала одну дорогостоящую стратегию за другой – с неизменным результатом. Но власти РФ пошли дальше всех.

Цены на нефть могли бы значительно упасть и без участия России. Но теперь, когда понятно, каким путем все пошло, мы вступаем в угрожающий период для производителей нефти во всем мире. [...] Госбюджеты в странах-экспортерах опустеют

– предполагает издание.

При этом журнал полагает, что дождавшись разорения американских сланцевых разработчиков, Кремль вернется за стол переговоров.

Что стоит за обрушением цен на нефть? - фото 2

Свой взгляд на падение углеводородных рынков выкладывает сайт крупнейшего американского телеканала CNBC.

[Президент РФ] Владимир Путин спровоцировал то, что в итоге способно стать одной из самых уродливых войн за цену на нефть в современной истории, и американские нефтегазовые компании могут пасть её жертвами

– таков прогноз телекомпании.

Впрочем, CNBC не исключает и политический мотив, помимо рыночного - всего три недели назад администрация президента Соединенных Штатов Дональда Трампа ввела санкции против «Роснефти».

Чуть более объективен Wall Street Journal, утверждая, что обвал начала все же не РФ, а самая знаменитая ближневосточная монархия.

Саудовский гамбит является частью агрессивной кампании по захвату доли Москвы [на мировом рынке]

– высказывает свое мнение деловая газета.

Пресса Британии в лице Financial Times делает упор на то, что вину за произошедшее между собой делят и Эр-Рияд, и Москва.

Саудовская Аравия начала агрессивную ценовую войну, нацеленную на своих крупнейших конкурентов [производителей черного золота] после того, как Россия отказалась присоединиться к сокращению добычи

– сообщает газета.

До $ 20 долларов за баррель может просесть нефть уже в текущем году: такое мнение приводит Washington Post. По мнению американского издания, подобный провал будет иметь «грандиозные геополитические последствия».

Куда откровеннее высказался отечественный Telegram-канал Politeconomics.

$20 за нефть – крах российской экономики. Средства ФНБ отдадут нефтяникам, а «россиянам перестанут платить зарплаты». Ничего нового

– отмечает обозреватель.

А что ждет экономику России на фоне всех этих катаклизмов энергетических рынков?Ведь падение цен длится уже несколько дней... Как отреагировала на это Сеть?

Вот что еще накануне писалось на страницах https://russkiy-malchik.livejournal.com/962044.html

"Вчера в Вене развалилась сделка ОПЕК+ — уникальное достижение российской энергодипломатии, благодаря которому Россия не позволила США сбросить до минимума нефтяные цены в условиях санкционного давления и перехватила управление рынком нефти, нейтрализовала нефтедоллар.

С 1 апреля все договорённости по ограничению нефтедобычи обнулятся, хотя теоретически ещё есть время договориться. Многочисленные эксперты удивлены таким решениям нефтяных стран и прогнозируют падение цен на нефть до 40-30 уе к концу года. Но при этом министр Новак совершенно не расстроен, а российские нефтекомпании и вовсе радуются, что теперь можно нарастить добычу. Почему Россия не боится разрушения уникальной нефтяной сделки с ОПЕК, которую сама и создала в своё время?

Для начала вспомним, что ещё в начале года Новак вдруг пробросил мимоходом, что сделка ОПЕК+ не вечная. А накануне, в воскресенье 1 марта, Путин провёл во Внуково-2 неожиданное совещание с главами и руководителями нефтяных компаний — на ней явно было принято это решение. Да и во время переговоров Новак регулярно советовался с Кремлём.

Дальше такая логика переговоров:

— Саудовская Аравия под предлогом негативного влияния коронавируса на нефтерынок потребовала продлить сделку на весь 2020 год, да еще углубить сокращения на 1,5 млн б/с.

— российская делегация предложила продление лишь на второй квартал на текущих условиях;

— в отеле, где останавливается министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман, собрались несколько министров ОПЕК и по итогам переговоров поддержали идею Саудов. Хитрость задумки Салмана в том, что Саудовская Аравия по новым условиям просто подтверждала ранее взятые на себя добровольно ограничения на 400 тыс. б/с, а остальные страны должны взять на себя дополнительные объёмы сокращения.

— прибывший в Вену Новак подтвердил, что Россия не принимает условия Сальмана, настаивая на продлении лишь на второй квартал на текущих условиях. А из Москвы Силуанов публично пояснил, что, во-первых, последующее падение цен на нефть России не страшно — для финансирования обязательств бюджета можно использовать накопленные резервы, а во-вторых, Саудовской Аравии для балансирования бюджета нужна среднегодовая цена не $42,4, а почти $80 за баррель.

Сюда стоит добавить и то, что при падении цен ниже $40 неизбежно сокращение сланцевой добычи в США, что может помочь балансировке мирового рынка и соответственно цены на нефть.

Другими словами, что идёт очень сложная многофакторная игра между участниками нефтяного рынка. И Россия в этой игре показывает, что сделка ОПЕК+ как таковая не является самоценностью, и мы не готовы продлевать её на любых условиях — тем более когда это делается в виде сговора одной группы стран. По сути, Эр-Рияд попытался перехватить управление к ОПЕК+ у России и навязать свои условия. Просаудовская ОПЕК+ Москве точно не нужна.

Наверняка где-то российские пероговорщики блефуют, говоря о неопасности падения цен на нефть, но даже готовность так заявлять и действительно раскрыть резервы на обеспечение бюджета и нацпроектов в условиях низкой цены на нефть — говорят о совсем ином уровне уверенности в своих силах, чем в 2014 году. Видимо, именно это и объяснял Владимир Путин нефтяникам и министрам 1 марта во Внуково-2."

А вот что сообщает аналитический портал «RUANALYTICA.RU» - «АНАЛИТИКА МИРОВЫХ СОБЫТИЙ»:

"Преддверие Нового года — время подведения итогов, и именно этим занялись американские журналисты: они решили выяснить, как себя чувствует главный американский инструмент воздействия на мировой рынок энергоносителей, «сланцевые нефтедобытчики». На них, напомним, уже много лет возлагаются большие надежды не только в плане обеспечения энергетической независимости Вашингтона, но и в плане «экономического удушения» России за счет снижения цен на нефть. Результат получился не очень приятным: общение журналистов с экспертами из финансовой сферы и инвесторами выявило определенное расхождение между ожиданиями и реальностью, которые могут привести к довольно забавным сюрпризам — в следующем году или чуть позже.

Главным открытием наших заокеанских коллег можно считать обнаружение шокирующего факта. Оказывается, менеджмент частных нефтяных компаний (бонусы которого зависят от возможности привлекать деньги инвесторов) может быть необоснованно оптимистичным в своих прогнозах добычи и оценке экономического состояния самих нефтедобытчиков.

Если смотреть на вещи цинично, то можно было бы отметить, что вообще-то бизнесмен, который лжет ради привлечения инвесторских денег, не является чем-то из ряда вон выходящим, а медийщики и инвесторы, работающие на родине дикого капитализма (то есть в США), не должны удивляться такому поведению. С другой стороны, конечно же, есть микроскопический шанс, что ошибки в прогнозах были сделаны «сланцевиками» из самых лучших побуждений.

О фейковых оценках перспектив сланцевой добычи американские финансовые журналисты узнали после того, как начали искать ответ на вопрос «а почему банки вдруг отказываются кредитовать сланцевиков?». Флагман финансовой журналистики Wall Street Journal сообщает о результатах расследования: «Скептицизм среди банков усилился отчасти потому, что кредиторы более тщательно изучили доступные данные по добыче на скважинах и увидели, что они не соответствуют прогнозам… В частности, банки начали подвергать сомнению прогнозы сланцевых добытчиков относительно начальной скорости снижения добычи, которые, по мнению инженеров, оказываются чрезмерно оптимистичными. Если добыча на сланцевых скважинах, которые много производят, а затем резко «падают», сокращается быстрее, чем прогнозировалось, возникают вопросы относительно того, сколько на них в конечном итоге добудут (нефти).

Некоторые кредиторы публично заявили, что в будущем они будут менее щедры на кредиты. «В отношении любых новых кредитов в секторе энергоносителей мы очень осторожны; это очень высокая планка, которую нужно преодолеть», — заявил Пол Б. Мерфи, генеральный директор Cadence Bank, в октябре по телефону с аналитиками. Банк работает в Техасе и на юго-востоке США».

Что делать «сланцевым добытчикам», если банкиры уже не хотят кредитовать их операции себе в убыток? Можно попробовать привлечь деньги с фондового рынка, продав на нем дополнительные выпуски акций своих собственных компаний. Тогда есть надежда привлечь деньги инвесторов, готовых к высокому уровню риска, но не готовых читать статистику по добыче, как это начали делать банкиры-кредиторы. Собственно, массовое использование фондового рынка для финансирования сланцевой добычи — это давний феномен, но сейчас это фактически последняя палочка-выручалочка для организаторов сланцевой революции.

Проблема в том, что эта палочка уже сбоит. Как подчеркивает агентство деловой информации Bloomberg, объем размещений акций сланцевых компаний упал до минимума за последние 13 (!) лет. И это падение происходит в условиях роста цен на нефть, которые за последний год (если брать оценку Bloomberg для нефти с поставкой в США) выросли на 33 процента. Компенсировать выпадающие инвестиции за счет увеличения выпуска долговых обязательств не получается. В уходящем году сланцевым компаниям удалось выпустить облигаций на 44 миллиарда долларов (что примерно равно объемам 2018 года) — но в эту цифру входят и деньги, направленные на рефинансирование старых долгов, то есть деньги, которые нельзя потратить на развитие, разведку или бурение.

Опрошенные журналистами эксперты подчеркивают, что доступ к рынкам капитала для американских «сланцевиков» действительно закрывается. И уже можно предположить, что это начнет отражаться на их способности «заливать рынок нефтью»: «Ожидается, что отсутствие доступа к рынкам капитала заставит компании проявлять сдержанность в добыче. Именно в условиях (отсутствия доступа к заимствованиям) компаниям, работающим в главном «сланцевом» регионе США — Permian Basin — придется бурить «значительно больше» скважин для поддержания добычи. Так считает специализированное консалтинговое агентство IHS Markit. Его эксперты также заявляют, что растет скорость, с которой добыча скважины в этом регионе уменьшается с возрастом».

Нельзя не заметить, что по большому счету оказываются правы те, кто изначально утверждал, что едва ли не вся «сланцевая революция» основана на лжи. Прогнозы добычи оказались слишком оптимистичными, компании не могут зарабатывать деньги даже в условиях сделки ОПЕК+ и сравнительно высоких цен на нефть и в Штатах, и в остальном мире. Наверное, все помнят заявления, что «сланец» прибылен даже при ценах в 40 или даже 30 долларов за баррель? Так вот, практика оказалась другой: за возможность «обвалить» рынок нефти себе в убыток заплатили в основном американские банки и частные инвесторы, а геополитические выгоды от этой операции (на которую сами инвесторы и банки вряд ли подписывались) оказались призрачными.

Например, несмотря на все ожидания скептиков, Россия так и не развалилась, Саудовская Аравия и Иран не обанкротились, да и предполагаемая «энергетическая независимость США» — тоже под вопросом. Во-первых, легко заметить, что Штаты все еще зависимы от импорта нефти из других стран, просто речь идет об импорте тех сортов, которые нужны американской экономике, но не добываются на американских сланцевых месторождениях. А во-вторых, даже у некоторых американских геологов сейчас есть вопросы на тему того, сколько продлится даже эта «половинчатая» независимость. Известный геолог и консультант многих нефтяных компаний Арт Бреман пишет об официальном прогнозе нефтедобычи в США до 2050 года: «Запасы сланцевой нефти в США будут истощены через пять-семь лет в зависимости от выбора прогноза добычи. А для исполнения следующих 25 лет прогноза нужно еще 68-89 миллиардов баррелей резервов, взятых из ниоткуда».

Если маститый американский эксперт прав, то сланцевая авантюра может в долгосрочной перспективе дорого обойтись Вашингтону не только в экономическом, но и в геополитическом плане. Распечатанная «нефтяная кубышка», ради доступа к которой были потрачены (с убытками) сотни миллиардов денег частных инвесторов и банков, — это незаменимый ресурс в условиях геополитической нестабильности и борьбы за сохранение мировой гегемонии. Но если американские нефтяные компании, банки и инвесторы под чутким руководством и стимулированием со стороны официального Вашингтона эту «кубышку» заранее распотрошили (себе в убыток) только ради того, чтобы как-то наказать Россию за Крым, то, пожалуй, эти действия войдут в историю как одна из самых масштабных стратегических ошибок в американской истории."

А вот что пишет на своих страницах "Forbs":

"Последние два с небольшим года у американской сланцевой индустрии была возможность наслаждаться ее нефтяным бумом благодаря существованию фигурального трехногого стула, обеспечивавшего ей опору. Тремя ножками этого стула были:

Возможность легально экспортировать нефть в другие страны;

Действующая лицензия на строительство трубопроводов и применение технологий гидроразрыва пласта;

Существование сделки ОПЕК+, которая ограничивала объемы экспорта других стран-производителей нефти.

Пока все три ножки стула были на месте, цены на нефть оставались достаточно приемлемыми для того, чтобы американские операторы сланцевых месторождений продолжали бурить скважины, увеличивать объемы добычи и по большей части оставаться прибыльными. Однако, если лишить стул хотя бы одной ножки, это нарушит деликатный баланс и, возможно, обернется серьезными проблемами для того, кто на нем сидит.

В пятницу, 6 марта, Москва лишила этот стул одной из его ножек, отказавшись пойти на дополнительные сокращения объемов экспорта нефти, которые были предложены в одностороннем порядке представителями стран ОПЕК в четверг без согласования с российской стороной. Цены на нефть сразу же упали на 10% — это падение стало самым резким за последние пять лет.

Россия является самым крупным участником, не входящим в состав ОПЕК, так называемой группы ОПЕК+. Участники формата ОПЕК+ договорились сократить объемы добычи и экспорта нефти с момента согласования этого плана в декабре 2017 года. Сделка ОПЕК+ была предложена летом того года после того, как в июне цены на нефть марки Brent упали до 45 долларов за баррель. С момента заключения этого соглашения по ограничению экспорта оно помогало сохранять баланс на рынке, несмотря на быстро растущие объемы добычи сланцевой нефти в Соединенных Штатах, и позволяла поддерживать цены на нефть марки Brent выше 60 долларов за баррель — а зачастую даже выше 70 долларов — до начала эпидемии коронавируса.

В четверг, 5 марта, страны ОПЕК предложили ввести дополнительные ограничения, то есть уменьшить количество нефти на рынке на 1,5 миллиона баррелей в день, причем миллион баррелей должен был приходиться на страны ОПЕК, а оставшиеся 500 тысяч должны были разделить между собой Россия и другие участники соглашения, не входящие в состав Опек. Однако в пятницу, 6 марта, министр энергетики России Александр Новак вернулся в Вену и уведомил группу о том, что его страна не согласится ни на какие дальнейшие сокращения.
Хотя сначала поступали сообщения о том, что Россия согласилась продлить действующие ограничения на второй квартал этого года, агентство «Рейтер» процитировало слова Новака: «С учетом сегодняшнего принятого решения с 1 апреля этого года нет ни у кого из стран, входящих в ОПЕК, и не-ОПЕК обязательств по сокращению».
Маниш Радж (Manish Raj), финансовый директор Velandera Energy, сказал в интервью Marketwatch, что «Россия, несомненно, рассчитывает, что резкое падение цен повлечет за собой крах американской сланцевой добычи, что позволит ей восстановить господствующие позиции на рынке». Если Москва действительно так думает, то ее, вероятно, ждет разочарование. В 2014 году Саудовская Аравия уже пыталась применить такую стратегию, чтобы задушить американскую сланцевую индустрию, и наводнила рынок нефтью, чтобы создать переизбыток и добиться падения цен с целью вернуть себе долю на рынке.

Эта стратегия является проявлением неверного понимания американских законов о банкротстве. Хотя резкое падение цен на нефть, начавшееся в конце 2014 года, действительно заставило сотни производителей сланцевой нефти объявить себя банкротами в соответствии с Главой 11 кодекса о банкротстве, в конечном итоге большинство тех компаний провели реорганизацию и вновь вышли на рынок, имея уже гораздо меньше долгов. Эта стратегия также не учитывает, что большинство американских производителей уже позаботились о том, чтобы защитить собственную добычу на 2020 год и дальше.

В результате за период времени с середины 2014 года, когда Саудовская Аравия начала реализацию стратегии по возвращению себе доли на рынке, и до августа 2017 года, когда она начала переговоры с Россией касательно соглашения ОПЕК+, общий объем добычи нефти в США вырос на полмиллиона баррелей в день. И этот рост объемов добычи произошел за тот период времени, в течение которого более 200 нефтегазодобывающих компаний прошли через процедуру банкротства.

Таким образом, если план Москвы действительно заключается в том, чтобы «убить» американскую сланцевую индустрию, Новак и другие лидеры должны быть готовы к тому, что на его реализацию потребуется очень много времени и усилий.

Стоит отметить, что в пятницу, 6 марта, Новак также сказал, что Россия продолжит сотрудничать со странами ОПЕК+ в отслеживании рыночных условий. Это внушает некоторую надежду на то, что в ближайшие несколько недель можно ожидать компромиссного решения о продлении срока действия договора об ограничении экспорта. Прежде Россия уже отвергала предложения о сокращении добычи, но при этом быстро соглашалась на альтернативный план.

Между тем пока у стула американской сланцевой индустрии не хватает одной ножки, и впереди ее ждет немало проблем."

Как видим, интересные энергетические, да и геополитические битвы развернулись на современных аренах мирового пространства.

Будем надеяться, что те, кто "у руля", прекрасно все это видят, знают и оценивают ситуацию, и что Россия встечает все эти вызовы во всеоружии.

А поэтому запасаемся попкорном и устраиваемся поудобнее, следя за новостными лентами и "болеем за наших"!!!

Татьяна Колесникова

(Обзор по материалам СМИ)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить