Ученые смоделировали динамику важнейших характеристик проточного аккумулятора

Группа ученых из Сколтеха, МГУ и МФТИ разработала математическую модель для электрохимической ячейки ванадиевого проточного аккумулятора (ВПА). Полученная модель описывает динамическое поведение ВПА, учитывая переток ионов ванадия через мембрану. Результаты исследования опубликованы в журнале Applied Energy.

Ученые смоделировали динамику важнейших характеристик проточного аккумулятора - фото 1Ванадиевый проточный аккумулятор (ВПА) – один из наиболее перспективных накопителей энергии для интеграции с возобновляемыми источниками энергии. Принцип действия ВПА основан на преобразовании электрической энергии в энергию химических реакций, проходящих между солями ванадия. Проточный аккумулятор отличается от традиционных аккумуляторов тем, что помимо электрохимической ячейки в нем используется жидкий электролит, который хранится в отдельных резервуарах и протекает через ячейку в процессе работы аккумулятора. Таким образом, ёмкость и мощность ВПА могут быть масштабированы независимо друг от друга, что даёт большую гибкость при проектировании реальных энергетических установок и позволяет создавать накопители энергии с очень большой мощностью и ёмкостью. Кроме того, ванадиевые аккумуляторы служат намного дольше обычных батарей. На данный момент проточные ванадиевые аккумуляторы используются в сопряжении с солнечными батареями и ветряными генераторами энергии, полученная учеными модель поможет отслеживать проблемы, возникающие при работе ванадиевых батарей и расширить область их применения.

Одна из главных проблем, возникающих в процессе работы ванадиевых проточных аккумуляторов - переток ионов ванадия через мембрану (или кроссовер), что приводит к уменьшению емкость аккумулятора.

Математическая модель, разработанная учеными под руководством профессора Сколтеха Алдо Биски (Aldo Bischi) детально описывает явление кроссовера. Предложенный подход позволяет получить хорошую точность моделирования зарядно-разрядных характеристик аккумулятора (напряжения, емкости, уровня заряда) а также уменьшения емкости, вызванной кроссовером, при этом не требуя больших вычислительных затрат.

«Представленная нами модель может быть использована для разработки методов контроля технического состояния аккумулятора, что позволит снизить деградацию показателей ванадиевых проточных аккумуляторов в процессе продолжительной работы», - рассказывает первый автор исследования, аспирант Сколтеха, Михаил Пугач.

 

*****
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) – негосударственное научно-образовательное учреждение. Созданный в 2011 году при участии Массачусетского технологического института (МТИ), институт готовит новые поколения исследователей и предпринимателей, развивает научные знания и содействует технологическим инновациям с целью решения важнейших проблем, стоящих перед Россией и миром в новом тысячелетии. Сколтех строит свою работу, опираясь на опыт лучших российских и международных образовательных и исследовательских институтов. При этом особый акцент делается на преподавание навыков предпринимательской и инновационной деятельности. Сайт: http://www.skoltech.ru/

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить