Нужна гармонизация федерального и регионального законодательств в инновационной сфере
14 февраля 2013 года в рамках Красноярского экономического форума прошел круглый стол «Анализ регионального и федерального законодательства в сфере стимулирования инновационной деятельности», организатором которого выступила Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).
Ключевым сообщением данной дискуссии стал доклад председателя Законодательной думы Томской области Оксаны Козловской. Спикер презентовала анализ мер по поддержке инновационной деятельности, применяемых в регионах АИРР. Важной целью государственной политики в инновационной сфере является создание понятной системы поддержки на всех этапах инновационного процесса.
В регионах Ассоциации применяется достаточно широкий спектр мер поддержки инновационной деятельности (предоставление налоговых льгот, выделение субсидий, организация госзакупок инновационной продукции и пр.) и членам АИРР есть чему поучиться друг у друга. В частности, было показано, что налоговые льготы по налогу на имущество имеют существенно более низкую эффективность по сравнению со льготами по налогу на прибыль.
Проблемными местами являются разрозненность органов власти, отвечающих за инновационную деятельность в регионах, и отсутствие единого понятийного аппарата в инновационном законодательстве субъектов федерации. В этой связи на базе Ассоциации может быть организована работа по гармонизации федерального и регионального законодательства в инновационной сфере.
Представители Республики Татарстан обозначили проблемы в сфере создания рынка интеллектуальной собственности. Поддержка процесса патентования одинаково важна наряду с увеличением расходов на НИОКР. В свою очередь, Артём Шадрин, директор Департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития РФ, отметил, что этого можно достичь, выделяя в бюджетных расходах на НИОКР часть, направляемую на защиту интеллектуальной собственности.
В качестве положительного момента участники круглого стола отметили рост инновационной культуры у представителей регионального бизнеса. Это выражается в расширении учета возможностей получения налоговых льгот и субсидий при составлении бизнес-планов инновационных проектов.
Также на круглом столе обсуждался вопрос о назначении стратегии инновационного развития региона и ее роли по сравнению с подходами к инновационному развитию, изложенными в стратегиях социально-экономического развития. Разработка стратегии инновационного развития позволяет уделить отдельное внимание вопросу инновационной деятельности в регионе, однако при этом создает разобщенность между инновационной деятельностью и остальными параметрами развития региона. Также было предложено при реализации данных стратегий уделять больше внимания развитию малого инновационного бизнеса (в Томской области накоплен положительный опыт по этому вопросу).
Было предложено проводить мониторинг инновационного законодательства в регионах Ассоциации ежегодно для того, чтобы иметь возможность оценивать прогресс в отмене неэффективных мер и замене их на выявленные лучшие практики.
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов отметил, что в современном мире меняется подход компаний к созданию инновационной продукции. Если раньше акцент делался на проведении НИОКР, то в последнее время корпорации активно используют «открытый код» для поиска инновационных решений. Прозрачная архитектура создания продукции позволяет компаниям объявлять о наличии технологических проблем при разработке продукции и привлекать для их решения специалистов и аспирантов практически со всего мира на базе использования информационных технологий (краудсорсинг). Такие возможности также следует иметь ввиду при разработке или модификации стратегий инновационного развития. Помимо этого, г-н Климов отметил необходимость совершенствования федерального законодательства в сферах государственных закупок инновационной продукции и регулирования деятельности малых предприятий, получивших венчурное финансирование от государственных институтов развития. Также требуется снятие ряда административных барьеров при создании малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях.
Рядом участников круглого стола поднимался вопрос об использовании части средств пенсионных фондов для привлечения финансирования в инновационную сферу. Помимо этого, были рассмотрены меры по стимулированию деятельности бизнес-ангелов (создание реестра инвестиционных проектов и применение налоговых вычетов на ранних стадиях инвестирования). Были выявлены ограничения, связанные с регистрацией инновационных компаний на бирже и узкой трактовкой лиц, имеющих право инвестировать в венчурные фонды (категория квалифицированных инвесторов).
Новаторскими являются законодательные инициативы руководства кластера г. Зеленограда, заключающиеся в выделении общеинфраструктурных и специфических мер поддержки инновационных компаний и на этой основе достижения лидерства по узкоотраслевым направлениям.
Пресс служба АИРР
- Подробности
-
Категория: Эко инновации
-
Опубликовано 18.02.2013 22:29
-
Просмотров: 2018
Добавить комментарий