Харольд Крото – исключение из правил.

Харольд Крото – исключение из правил. - фото 1В наш деловой практичный век, под маской профессионализма требующий от людей всё более узкой специализации, совсем немного насчитывается ученых умов, считающих полем своей деятельности – весь мир.

Одним из них является выдающийся английский ученый-химик, лауреат Нобелевской премии сэр Харольд Вальтер Крото (англ. Harold Walter Kroto).

 

Харольд Вальтер Кротошинер родился в 1939 году в Висбече, Англия, в семье Эдит и Хайнца Кротошинер. Семья его отца происходила из Польши, а матери — из Германии. В 1930 году родители эмигрировали в Англию, поскольку его отец был евреем.


В 1955 году семья решает сократить свою фамилию до Крото.


Крото вырос в Болтоне и посещал Болтонскую школу, где достаточно рано проявил склонность к научной деятельности, особенно в области химии, физики и математики.
По окончании школы он поступил в один из известнейших университетов Великобритании - Университет Шеффилда, где была на тот момент лучшая химическая кафедра. А уже в 1964 году, в возрасте 25 лет, он получает степень доктора философии (соответствует отечественному «кандидат наук»).


Научная деятельность Крото связана с университетом в Сассексе. В 80-х годах он и его коллеги научно обосновали и открыли существование в межзвездной среде длинных цианомолекул, чьё появление там предусматривало существование еще одного аллотропного состояния углерода (известны до этого - графит, алмаз, сажа).

 

Надо сказать, что существование подобного состояния предсказал еще в 1974 году советский академик Дмитрий Бочвар, однако практически ни получить такие молекулы, ни обнаружить где-либо ему не удалось. Сказывалось отставание отечественной технической базы.

 

Крото же, благодаря сотрудничеству с супер оснащенными богатыми американскими университетами, удалось создать условия, приближенные к существующим в атмосферах т.н. углеродных звёзд (нашим ученым такое и не снилось). И получить длинные углеродные цепи и самое главное – то самое искомое новое аллотропное состояние углерода, получившее название фуллерены, молекулы которых представляют из себя шар из атомов углерода. Наиболее известный из них – бакминстерфуллерен – содержит 60 таких атомов.
Труды ученого были высоко оценены научной общественностью. В 1996 году Крото и двум другим ученым, двигавшимся к открытию параллельными курсами, была присуждена Нобелевская премия.

 

Уже сегодня феллерены применяются для создания материалов с уникальными конструктивными свойствами, электротехнических материалов, суперсмазок, фактически сводящих трение к нулю, медицинских изделий особого назначения. Стоимость 1 грамма - порядка 5 долларов США.

 

Большинство современных ученых, да и не только ученых, видя свои успехи на определенном поприще, как правило, им и ограничивают свою деятельность. «Зачем вы спрашиваете меня о смысле жизни? Я – химик» - как говаривал изобретатель боевых отравляющих газов Фриц Габер (тоже, кстати, лауреат Нобелевской премии).

 

Однако Харольд Крото – исключение из правил.

 

Наверное, впервые широкая публика в России узнала о нем после появления открытого письма Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, в котором 27 лауреатов Нобелевской премии выступили против положений т.н. «антигейского закона», принятого в июле 2013 года и предусматривающего полный запрет и уголовные наказания за любые формы гей-пропаганды среди несовершеннолетних.


По большому счету, ученые выразили обеспокоенность не переводом темы медицинской в судебно-правовую плоскость, а тем интенсивным процессом подавления свобод, который начался в России с 2011 года. При этом, надо понимать, что свобода – это необходимое условие для самосовершенствования и самореализации личности, внесения ею максимального вклада в общее дело.


Письмо, понятное дело, никто не читал. Но главных подписантов – Харольда Крото и актера Иана Маккеллена (Гэндальфа) на всякий случай запомнили.

 

Так кроме Крото – ученого, мы узнали Крото – общественного деятеля. Наиболее полно, пожалуй, мировоззрение и жизненную позицию ученого передаёт Третий гуманистический манифест, автором и инициатором подписания которого он сам и являлся:

 

«Гуманизм — это прогрессивная философия существования, которая, не прибегая к категории сверхъестественного, утверждает способность и долг человека вести нравственную жизнь личного совершенствования, направленную к высшему благу всего человечества.
Гуманистическое мировоззрение — направляемое разумом, одушевляемое сочувствием и просвещённое опытом — подвигает нас к тому, чтобы жить радостной и полнокровной жизнью. Это мировоззрение складывалось веками и продолжает развиваться по сию пору, усилиями мыслящих людей, сознающих, что любые ценности и идеалы, как бы они ни были хорошо обоснованы, должны претерпевать изменения в соответствии с ростом нашего знания и понимания мира».

 

Именно с этой т очки зрения следует рассматривать все его инициативы и новации как в научной сфере, так и в области педагогики и экологии.

 

Так, в педагогике релятивистские принцы, согласно Крото, указывают на необходимость коренных изменений в организации образовательного процесса:

 

Мир переживает тройную революцию, отразившуюся на всем образовательном процессе, и имя этой революции Goo-You-Wiki. По мнению ученого, Google, YouTube и Wikipedia до неузнаваемости изменили мир и процесс познания. «В моей отрасли Wikipedia – главное изобретение для обучения будущих химиков после изобретения печатного станка»,- заявил он.


Но доступность информации и сам факт перманентного погружения в высокотехнологическую среду таят в себе и массу проблем. «Самым высокотехнологичным устройством в нашем доме во времена моего детства был ламповый приемник, - вспоминает он. – Когда одна из ламп перегорала, приемник замолкал, но я понимал связь между первым и вторым. А современный ребенок понятия не имеет, как устроен мобильный телефон, и, что самое печальное, ему нет до этого никакого дела. Ламповый приемник можно было починить. Кому сегодня приходит в голову чинить мобильный телефон? Проще выбросить и купить новый».
Таково же отношение к процессу обучения. Если можно получить в готовом виде ответ на любой вопрос в Википедии, зачем учиться?


Новые методики преподавания должны содержать в себе максимальный контент конкретных знаний и методов ноу-хау, чтобы способствовать не простому накоплению знаний (которые и так есть в открытом доступе), а к практическому ими овладению, формированию самого главного, для чего, в общем, и предназначено обучение - воспитанию творческого ума.

 

Общегуманнистические взгляды Крото определяют и его отношение к экологическим проблемам и новым современным вызовам.


Как известно, в Москве реализуется Новая экологическая политика (НЭП), призванная радикально улучшить качество жизни в городе. Однако пери этом встает проблема ликвидации накопленного экологического ущерба, объем требуемых работ в пределах только «Старой» Москвы оценивается в десятки миллиардов рублей. Что делать - более или менее понятно, не понятно, кто за это должен платить.


Крото и здесь предлагает остроумное решение: «Средства можно найти введя налог на роскошь, на вещи типа люкса и премиум-класса, которые покупаются только из-за марки, вещи, которые не придают никакой общественной пользы, у которых нет никакой утилизации. Налог на Феррари, на Мерседесы, на дорогие пальто и дорогие сумочки. Все, кто их покупает, у них много очень денег, и они будут покупать дороже. И пусть их заявка на протекционизм по отношению к обществу вообще, положение "старшей семьи", приобретет такую форму, пусть они заплатят за экологию для всех».


И как всякий гениальный человек¸ он любит делать прогнозы на обозримое будущее.
Итак, прогноз от сэра Харольда Вальтера Крото (из интервью главному редактору журнала «Экоград» Игорю Панарину):


«В какой-то момент все недовольные мира станут очень недовольными, это приведет к взрыву. И вот у вас тут была революция в 1917 году. Боюсь, что еще одна революция, только глобальная, уже совсем не так далеко. И это не будет очень приятным для всех... Не нужно быть пророком, чтобы увидеть то, что происходит в мире. Но чем же занята сытая и довольная часть мира?.. Она не слишком чтобы вникает в проблему, не слишком с этим всем разбирается, она пытается на это не обращать внимание. И у вас тут в Москве все не так плохо, если сравнить с Индией или вот с Ираком. Вот в Ираке эти маньяки, которые выдвинулись из Сирии, они захватили оружие, которое американцы передали местной армии перед выходом. И в этот момент у этих террористов могут появиться ракеты, такие, которые смогут сбить самолет. Проблем более чем достаточно. Есть экологические проблемы. Есть то, что уже пенициллин не работает, антибиотики уже не действуют. И умные и богатые люди сейчас почему-то этим не занимаются. Вот непонятно, что происходит».

 Игорь Егоров 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить