Искусственный интеллект внедряется во все сферы городского хозяйства Москвы

Искусственный интеллект внедряется во все сферы городского хозяйства Москвы - фото 1О нетривиальных кейсах проектов цифровой трансформации, реализуемых в настоящее время в Москве, рассказал начальник аналитического управления столичного департамента информационных технологий Дмитрий Онтоев. В ноябре он выступил на всероссийском форуме «B2CDTO: бизнес-практики для цифрового государства», посвященном применению цифровых технологий в оптимизации процессов государственного управления (организаторы мероприятия — Вымпелком и Фонд развития цифровой экономики),

- сообщается на страницах сетевого издания "Эксперт".

— Наша задача — создавать вместе с жителями и компаниями умный город, потому что в умном городе совершается настоящий прорыв в экономике, социальной сфере, в качестве жизни. В умном городе каждый человек может реализовать свой потенциал и удовлетворить свои потребности, жить удобно, комфортно и безопасно, — заявил Дмитрий Онтоев.

Фактически он процитировал классиков марксизма-ленинизма, заменив термин «коммунизм» на «умный город», а способ достижения цели назвал цифровую трансформацию и внедрение искусственного интеллекта (ИИ) вместо классовой борьбы.

В Москве искусственный интеллект внедряется уже достаточно давно. Например, голосовой помощник в общегородском контакт-центре действует уже семь лет. Сейчас в городском хозяйстве столицы применяется более 70 решений с использованием ИИ.

— Искусственный интеллект — это game-changer (от английского — идея или событие, радикально меняющие развитие ситуации — ред.), способный качественно улучшить взаимодействие государства с жителями. Поэтому мы стараемся внедрять ИИ во все сферы: в строительстве, ЖКХ, социальной сфере, обеспечении безопасности, в вопросах функционирования органов власти, — подчеркнул Дмитрий Онтоев. — Мы гордимся созданной экосистемой цифровых услуг в Москве. Сейчас в электронном виде доступно более 380 услуг и сервисов, которыми пользуются 14 млн жителей, имеющих личные кабинеты на Моs.ru (то есть это не только москвичи, но и жители других регионов, которые используют московские цифровые услуги). Сейчас в Москве уже невозможно представить жизнь без электронного дневника (если у вас есть дети, вы понимаете, что такое московская электронная школа). А запись к врачу уже невозможно представить через регистратуру в порядке живой очереди. В умном городе происходят и менее заметные изменения, направленные на внутреннюю цифровизацию органов власти и отраслей городского развития. Это повышает эффективность работы, качество контроля, создает новые возможности для жителей и бизнеса. Именно высокая готовность Москвы к цифровизации в пандемию, в период самоизоляции и нерабочих дней позволила городу фактически продолжать жить и не останавливаться.

Слежка за снегом и туалетной бумагой
Разумеется, у Москвы, в отличие от российских регионов, имеется огромный потенциал для развития искусственного интеллекта. Достаточно упомянуть, что объем отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) города составил в 2020 году 4,4 трлн руб., доля ИКТ в валовом региональном продукте — 6%.

По информации Дмитрия Онтоева, в настоящее время в Москве разрабатывается более 70 решений на основе ИИ во всех отраслях городского хозяйства. Из этого списка он назвал несколько нетривиальных кейсов.

В строительной сфере Москвы внедряется цифровой двойник работника («умные жилетки»). Решение производит сбор эталонных данных по выполнению работником своих ежедневных задач с помощью «умного» костюма с датчиками и формирует цифровые модели мониторинга для различных специальностей. Это позволяет на 20% повысить производительность труда отдельных работников, на 30% сократить число нарушений, на 7% снизить материальные потери.

— Оцифровываются типовые движения рабочих высшей категории, после чего, благодаря в том числе видеоаналитике, мы понимаем, как идет работа на других строительных объектах. Например, если мы видим, что каменщик высшей категории работает так, то дальше можем сравнивать, насколько эффективно ведется работа на объектах городского строительства, где может быть отставание от графика, — пояснил Дмитрий Онтоев.

В столичном ритейле внедряется решение, контролирующее наличие товаров первой необходимости на прилавках магазинов. Алгоритм работает на базе нейронной сети, по скриншотам с камер видеонаблюдения мониторится наполненность прилавков товарами первой необходимости и активность покупателей. К системе уже подключены свыше 4 тысяч столичных объектов торговли, более 8 тысяч камер в продуктовых магазинах интегрированы в систему видеонаблюдения. В рамках контроля столичных магазинов модуль видеоаналитики ежемесячно обрабатывает с камер наблюдения более 1,2 млн скриншотов.

— В первый период самоизоляции наблюдался определенный ажиотаж с точки зрения частичной нехватки на полках товаров первой необходимости, — рассказал Дмитрий Онтоев. — Отчасти это подогревалось искусственно, были фейки в соцсетях. Чтобы город понимал, какова ситуация с товарными запасами и с тем, как эти товарные запасы выглядят на полках магазинов, мы подключали к городскому центру видеонаблюдения камеры в крупных ритейлевых сетях и могли видеть, что, допустим, где-то создают искусственный ажиотаж вокруг, прошу прощения, туалетной бумаги. И дальше мы могли принимать меры, чтобы жители понимали, что эти фейки не имеют под собой никакой основы и что город в действительности обеспечен всеми необходимыми товарами.

Следующий кейс связан с распознаванием качества проведения работ в сфере ЖКХ. Это автоматизированный учет объемов снега на снегоплавильных пунктах и построение маршрутов отгрузки. Для оптимизации затрат на вывоз снега используются такие технологии ИИ, как распознавание на основе компьютерного зрения номеров, марки, модели машины при въезде и выезде на снегоплавильный пункт, лазерное распознавание объема снега, находящегося в транспортном средстве. Точно распознаются причины ошибок в измерениях и некорректных счетах. Формируются электронные уведомления о результатах отгрузки снега непосредственно водителю через мобильный телефон.

— Раньше бывали случаи, когда по отчетности на снегоплавильный пункт приезжал полный КамАЗ снега, а по факту было не совсем так. Соответственно, по установленным камерам с детекторами по номеру машины, по тому, какой объем снега загружен в этот кузов, мы понимаем, сколько город должен заплатить подрядчику за вывоз снега, — поделился Дмитрий Онтоев.

Он также добавил, что во всех взрослых поликлиниках Москвы развернута система поддержки принятия врачебных решений: «Действуют алгоритмы компьютерного зрения, которые подсказывают врачам-рентгенологам некоторые вещи, на которые нужно обратить внимание. Есть распознавание речи, чтобы врач не тратил время на письменное описание снимка, а мог надиктовывать. Что всё это значит? Решения всегда принимают специалисты. Но алгоритм позволяет человеку освободить время на решения сложных вещей».

По словам Дмитрия Онтоева, абсолютное большинство москвичей одобряют проводимую в городе цифровую трансформацию:

— Мы проводили опрос москвичей, который показал, что 93% жителей столицы поддерживают развитие проектов с применением искусственного интеллекта, а 72% жителей готовы делиться хотя бы одним видом обезличенных данных о себе в целях обучения ИИ, чтобы развивались алгоритмы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить