Имитация инноваций: Россия отстает даже от развивающихся стран


Имитация инноваций: Россия отстает даже от развивающихся стран - фото 117 октября 2013 Соколов Александр, РБК


В России значительная часть нововведений являются имитационными, а по уровню и инновационного развития наша страна продолжает отставать не только от развитых, но и развивающихся стран, закрепляясь в статусе мировой периферии.

Относительный объем вложений России в НИОКР в 5 раз меньше, чем в развитых странах, заявил президент Торгово- промышленной палаты Сергей Катырин на бизнес-форуме в Ростове-на-Дону. В пересчете на душу населения Россия тратит на НИОКР менее 100 долл. в год, тогда как развитые страны - до 500 долл.



"У бизнеса в России на это нет достаточного количества свободных денег, зато пока есть более простые модели получения прибыли. Поэтому у нас до сих пор практически нет рынка инноваций, а бизнес предпочитает покупать давно известные технологии за рубежом под видом новейших инновационных разработок", - добавил глава ТПП.

Действительно, по данным Минэкономразвития, несмотря на значительные затраты по "Стратегии развития науки и инноваций в РФ до 2015г.", многие плановые показатели достигнуты не были. Например, хотя доля инновационной продукции в производстве выросла с 5,4% в 2006г. до 6,1% в 2011г., доля технологически инновационной продукции в экспорте сферы производства сократилась 12,5% в 2003г. до 4,9% в 2011г.

По данным некоторых исследований, общая доля стран СНГ на мировом рынке наукоемкой продукции уменьшилась с 8% в 1990г. до 0,3-0,4% в последние годы. Доля машин и оборудования в экспорте РФ в страны дальнего зарубежья сократилась с 18,3% в 1990г. до 3,6% в 2011г., в то время как доля энергоносителей составляет более 67%.

Расходы России на НИОКР составили в 2012г. всего 1,68% ВВП, причем вклад государства составил 0,56%, а бизнеса - 1,12%, следует из данных Росстата. В 2003г. государство вкладывало 0,31% ВВП, а частный сектор - 1,29% ВВП.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась к 2012г. на 18,1% по сравнению с 2000г., а
по сравнению с 1992г. - в 2 раза.

Как следует из данных совместных исследования Высшей школы экономики и Росстата, по показателям инновационной деятельности Россия в разы отстает даже от стран Восточной Европы, и существенного сокращения отставания не наблюдается, несмотря на затрачиваемые государством огромные средства.

Если в СССР доля предприятий, осуществляющих новаторскую деятельность, составляла около 50%, то сегодня в России технологическими инновациями занимаются не более 8,9%. В Восточной Европе этот показатель находится на уровне 25-30%, в Западной Европе - более 40-50%, следует из данных исследования ВШЭ и Росстата. Доля новых для рынка инновационных товаров, работ и услуг в России в 2011г. составила 0,8%, тогда как в Польше - 4,5%, в Германии - 3,3%, Португалии - 8,6%.

"Надо избавляться от имитационного характера российских инноваций", - отметил С.Катырин. Значительная часть технологических решений, которые наши компании представляют в качестве инновационных и новых для России, в действительности давно используются в развитых странах. Нам же нужны именно наши прорывные технологии, если мы всерьез хотим сделать российскую экономику инновационной.

Исследования академика РАН Виктора Полтеровича подтверждают, что большинство технологий и инноваций, создаваемых в России, являются имитационными, то есть представляют собой результат копирования зарубежных технологий.

Доля принципиально новых производственных технологий среди созданных колеблется в 1997-2012гг. на уровне всего 10%. Россия ежегодно вынуждена выплачивать технологическую ренту за импорт разработок.
Поступления от экспорта технологий в 2012г. составили 688,5 млн долл., в то же время выплаты за импорт - 2,043 млрд долл. Отрицательное сальдо оборота технологий, таким образом, составило -1,354 млрд долл.

Как показывают исследования доктора экономических наук Руслана Дзарасова, значительная часть средств, формально выделяемых на инновации, может использоваться неформальными контролерами бизнеса без реального полезного эффекта с целью оптимизации налогов, получения льгот, ради личной выгоды и вывода активов. Доля таких фиктивных инноваций тоже высока, ведь порой бывает сложно точно оценить объективную стоимость и эффективность нововведений.

По-прежнему технологически отсталое производство не предъявляет спроса на инновации высокого уровня, а доминирующие в корпорациях собственники не заинтересованы в долгосрочном развитии.

Реформу РАН ученые связывают с последовательными действиями по дальнейшему закреплению России в качестве сырьевой периферии мирового капитализма.

Не лучшим образом складывается ситуация и в государственном секторе экономики, в частности в госкорпорациях, которые некогда преподносились как главные проводники модернизации. Программы развития у госкорпораций появились лишь спустя 4 года после образования по требованию президента, в связи с чем появился термин "принуждение к инновациям", отражающий отсутствие у этих структур заинтересованности в развитии. Например, в корпорациях аэрокосмической и оборонной отрасли, по данным консалтинговой компании Booz&Co, на НИОКР в Северной Америке тратится около 3,0% выручки, в ЕС - около 5,7%, в
Китае и Индии - около 5,0%, в остальном мире - 2,8%. У российской госкорпорации "Ростех" доля затрат на НИОКР в выручке в 2013г. составила 1,34%, что в разы ниже, чем у иностранных конкурентов.

По мнению проректора Высшей школы экономики Андрея Яковлева, серьезного эффекта программы не дадут, поскольку у госкорпораций нет стимулов для внедрения инноваций. Как отмечает профессор МГУ Андрей Колганов, в модернизации нет заинтересованности ни у кого: ни у бюрократии, которая в реальности не связывает свою судьбу с Россией, ни у краткосрочно ориентированного бизнеса, который стремится вывести активы за рубеж, ни у граждан России, которые заняты своим собственным
выживанием в условиях несправедливости.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить