В 2013 году 30 сентября должен был завершиться первый конкурсный отбор инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии. Об этом говорится в постановлении правительства РФ N 449, которое было подписано Дмитрием Медведевым 28 мая 2013 г.
Это уже не первое постановление, касательно развития альтернативной энергетики, выпущенное правительством. Многие его разделы запутаны и не блещут логикой. В частности, бюрократический шедевр о ценообразовании альтернативной энергетики достоин того, чтобы его процитировать: «Цена на мощность генерирующего объекта по договору о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, рассчитывается в следующем порядке: к рассчитанной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил величине прибавляется произведение расчетной величины расходов на уплату налога на имущество организаций, определенной в отношении данного генерирующего объекта исходя из ставки налога на имущество организаций, действующей в соответствующем субъекте Российской Федерации (без учета специальных льгот по налогу на имущество организаций), и доли затрат, компенсируемой за счет платы за мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии…».
Читал ли вообще этот документ и понял ли, что в нем продекларировано, подписавший его премьер Медведев, уже не столь важно, но очевидно, что главного адресата он уж точно знает. Это Новочебоксарская компания «Хевел», акционерами которой являются «Роснано» (49%) и ГК «Ренова» (51%), то есть Чубайс и Вексельберг соответственно.
Между тем, весной этого года вокруг «Хевела» разгорелась нешуточная дискуссия. В частности, аудиторы Счетной палаты РФ (под управлением прежнего главы Степашина) нашли «в действиях руководства ОАО «Роснано» признаки коррупционной составляющей». Дело в том, что ГК «Ренова» вовремя не выполнила свои обязательства перед «Хевелом», а Чубайс не предпринял никаких мер по взысканию этих средств, более того, не начислил положенную неустойку. В конечном счете, это означало скрытое и беспроцентное кредитования Вексельберга государственной компанией «Роснано».
На претензию аудиторов Чубайс ответил с легкой иронией: «В следующие семь лет я собираюсь отстроить наноиндустрию в России, несмотря на происки врагов», а что касается Вексельберга, то он, мол, просто не хочет с ним «драться в судах». И все-таки скандал получился бурный, так как Чубайс в нашей стране нажил немало врагов. В итоге пришлось вмешаться президенту. Так, на апрельской прямой линии со страной Владимир Путин, комментируя нежелание Чубайса «драться» за государственные деньги, сказал «это – не уголовщина», это ошибка.
Чубайс и Вексельберг ошибку исправили быстро – не прошло и полгода, то есть 30 августа 2013 года, подписав новое соглашение, по которому «Ренова», как сообщали СМИ, предоставит «Хевелу» 5 млрд. рублей в виде займа, часть из которых пойдет на погашение долга перед государством в лице «Роснано». Это означает, что «Хевел», Чубайс и Вексельберг вновь чисты перед Счетной Палатой и, следовательно, могут рассчитывать на помощь правительства в рамках 449-го постановления правительства Российской Федерации.
Таким образом, Чубайсу уже ничто не мешает строить наноиндустрию в России. Более того, благодаря этим деньгам пуск многострадального новочебоксарского завода «Хевел» по производству солнечных модулей проектной мощностью около одного миллиона солнечных модулей в год, что соответствует 130 МВт/год, назначен на ноябрь текущего года.
Между тем, КПД солнечных пластин «Хевел» составляет всего 9%, тогда как матерые западные компании выпускают фотоэлектрические панельные преобразователи с КПД 15.5% и… объявляют себя банкротами. Прекратила свою деятельность берлинская компания Solon, основанная в 1996 году, закрылась Solar Millennium, работавшая в Баварии и Бадене-Вюртемберге, такая же участь постигла и американскую Solyndra. В этом году в суде китайской провинции Цзянсу инициирован иск о банкротстве Suntech Wuxi – дочки крупнейшего в мире производителя солнечных батарей американской Suntech Power Holdings.
Причина проста: овчинка не стоит выделки. Однако в нашей стране так не считают, достаточно вспомнить громкие заверения руководителей «Хевел» о высокотехнологичностисвоей продукции. Пока же пластины «Хевел» явно отстают от конкурентов. Если Чубайс обещает поднять КПД своих пластин до 12% только к 2018 году, то 300-ваттные солнечные панели Suntech Power Holdings серии Ve с 72 мультикристаллическими ячейками, выпускаемые китайцами сегодня, уже обладают КПД в 15.5 %. Более того, ряд западных производителей заявили о преодолении показателя КПД своих солнечных батарей в 30%.
Что касается цены, то ситуация для российских производителей еще хуже. Так, 125 ваттная солнечная батарея Hevel P7 на сегодняшний день стоит 9984,00 рублей, тогда как 250 ваттная китайская солнечная батарея SUNTECH Mono STP250S-20/Wd продается 12600 рублей.
То есть при паритете мощности «солнечный китаец с американскими корнями» продается на 60% дешевле, чем нано-детище Анатолия Чубайса.
Понятно, чтобы выжить «Хевелу» и его хозяевам - Чубайсу и Вексельбергу, нужна мощная государственная помощь и хитрая политика. Именно поэтому было предложено изменить концепцию «Хевела», то есть не столько выпускать и продавать на открытом рынке никому ненужные солнечные батареи, сколько строить солнечные электростанции на их базе, несмотря на запредельную цену. А затем, прикрывшись громкими лозунгами о защитеприроды, продать квадратные километры солнечных батарей государству.
Между тем, ориентировочный расчет показывает, что цена одного кВт вводимой мощности на объектах солнечной энергетики составляет, как минимум 100 000 рублей, что в 2.5 раза дороже, чем при вводе в строй тепловой электростанции.
С большой долей вероятности можно утверждать, именно поэтому и было подписано 449 постановлению, в преамбуле которого черным по белому написано: «Определен механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на оптовом рынке электроэнергии и мощности… в основу положены принципы возврата капитала, инвестированного в создание таких объектов, и обеспечения необходимого уровня его доходности».
Речь идет не об одной-двух экспериментальных электростанциях. По объеденным планам правительства и лобби солнечной энергетики к 2020 году должно будет введено 1,5 ГВт солнечной генерации. В целом, суммарный платеж за ввод запланированных мощностей в объеме 1,5 ГВт составит 355 млрд. народных рублей. Такую цифру вывело российское «Сообщество потребителей энергии».
Снизить стоимость этого проекта можно было бы вдвое, а то и втрое, если покупать батареи у тех же китайцев. Однако составители 449-го постановления ввели норматив, по которому воспользоваться механизмом возврата инвестиций в строительство солнечных электростанций могут только те собственники, которые обеспечили требования по локализации в размере, не менее 70%.
Иными словами, только те бизнесмены, которые купили продукцию «Хевел» и на базе её построили солнечную электростанцию, могут востребовать деньги с государства, то есть с налогоплательщиков, несмотря на ненормальную стоимость инвестпроекта. В постановлении даже указывается дата, когда инвестор может прийти за «солнечными» деньгами: «В 2013 г. такой отбор должен быть завершен до 30 сентября, в последующие годы - не позднее 30 июня».
Смысл слов Чубайса, зачем из-за каких-то неустоек «драться» с Вексельбергом, когда и так всё будет хорошо, обретает четкие денежные очертания, приятные для их двоих. И это на фоне надвигающего финансового и промышленного кризиса в России.
Абсурдности это ситуации добавляют и климатические условия для солнечной энергетики в нашей стране. В районах, где сконцентрирована наша промышленность и живет основное население, солнечных деньков не так уж много. В Питере – в среднем 72 солнечных дней в году, в Москве – 80 дней, на южном Урале – порядка 100 дней. В итоге строительство солнечных электростанций будет оправдано только на Кавказе, со слабо развитой промышленностью.