В магазинах Московской области стало модным устанавливать фандоматы. Сообщается, что в регионе открыли около 40 экопунктов для обмена бутылок на скидки, призы и бонусы. Места, где установлены фандоматы назвали экопунктами. Экопункты дают возможность получить баллы за использованные бутылки и обменять их на скидки в магазинах, поддержать раздельный сбор мусора»
О перспективах развития фандоматного движения в нашей стране журнал «ЭкоГрад» пообщался на полях ПМЭФ-2021 с одним из лидеров движения Михаилом Каплевичем.
«Как оказалось, фандоматы пользуются огромной популярностью у населения. Некоторые фандоматы собирают до 2 000 бутылок в день», - поделился Михаил Каплевич.
Автоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок – фандоматы, которые производит компания Ecoplatform, удачно вписались в тренд на экологичное потребление, модное среди крупных российских компаний. По сообщению Forbes, продажа таких автоматов продуктовым сетям принесла недавнему выпускнику МГУ 40 млн рублей за 2020 год, а установка дезинфекторов в торговых залах помогла безболезненно пережить пандемию
Стартап Ecoplatform 26-летнего Максима Каплевича нашел способ монетизировать модный в России тренд на экологичность. Он устанавливает в крупных ретейловых сетях фандоматы (от немецкого pfand — залог. — Forbes) — аппараты, которые принимают пластиковые и алюминиевые бутылки от покупателей и взамен начисляют им бонусы, которые потом можно потратить на покупки. Аппараты закупают или берут в аренду магазины — «ВкусВилл», «Лента», «Перекресток» и другие. Сетям это позволяет заручиться лояльностью покупателей, которые привязываются к точке благодаря бонусам, и в целом поддержать имидж бизнеса, заботящегося об окружающей среде.
На продаже, сдаче в аренду, обслуживании своих фандоматов, а также сдаче на переработку собранного вторсырья Ecoplatform получил в 2020 году около 40 млн рублей выручки и 10 млн рублей прибыли. Еще 60 млн рублей выручки и 15 млн прибыли принесла идея оперативно перестроить контрактное производство, с которым Ecoplatform сотрудничал по фандоматам, на выпуск востребованных в пандемию дезинфекторов для рук.
Максим Каплевич родился и вырос в Москве. Его отец — театральный художник Павел Каплевич, который создавал костюмы для спектаклей театра имени Моссовета и «Современника», получал «Золотую маску» и даже выставлялся с медиапроектом в Третьяковской галерее. Мать Максима, Екатерина Бонч-Бруевич, владеет небольшим агентством недвижимости «Мезон».