Двойной удар. ПочМинприроды готовится запретить производство и продажу одноразовой пластиковой посуды и коктейльных соломинок. Тонны непереработанного пластика наносят непоправимый ущерб экологии.
Опрошенные «360» эксперты считают, что закрытие огромного сегмента рынка сбыта сильно ударит по производителям продукции и полимеров, из которых ее делают.
В Минприроды, вслед на Евросоюзом, готовят запрет на продажу одноразовой пластиковой посуды из пластика. Об этом РИА «Новости» рассказал руководитель ведомства Дмитрий Кобылкин.
«Минприроды России — за сокращение загрязнения окружающей среды вместе с разными странами. Поддерживаем мировую тенденцию за сокращение использование пластика. И, уверен, к этому идем. Многие крупные торговые сети нас уже поддерживают. И мы готовимся к ограничению, нужно время, чтобы осознать и принять», — пояснил Кобылкин.
ВИДЕО
В Госдуме идею Минприроды поддержали. Об этом RT рассказала зампред комитета по экологии и охране окружающей среды Елена Серова.
«Я считаю, что инициатива очень разумная, потому что пластика в нашем мире стало очень-очень много. Конечно же, я считаю, что все развитые страны должны постепенно от него отказываться — что касается именно одноразовой посуды», — пояснила парламентарий.
Похожее мнение выразила руководитель комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева. Она напомнила, что переработка пластика — процесс трудоемкий и невыгодный.
«Мы с надеждой смотрим на министерство и его заявление. Надеемся, что оно будет не декларативное, а на самом деле введут какие-то ограничительные меры по распространению пластиковой посуды», — сказала она.
С инициативой ограничения импорта, производства и продажи одноразовой посуды, коктейльных соломинок, ватных палочек и пакетов в декабре 2018 года выступили представители Общероссийского народного фронта. Они предложили ввести для этих товаров повышенную ставку экологического сбора. А в качестве альтернативных материалов, по их задумке, можно использовать биоразлагаемые материалы типа бамбука и кукурузы. При этом, по мнению представителей фронта, отказ от одноразовой посуды должен быть постепенным и полностью завершиться в 2024 году.
«Сложно придется всем»
Гендиректор «Союза переработчиков пластмасс» Петр Базунов заявил «360», что, каким бы мягким и постепенным ни был переход, от запрета пострадают как крупные, так и мелкие производители одноразовой посуды. Для создания соломинок, стаканчиков, вилок и прочего необходимо весьма дорогостоящее оборудование — прессы, экструдеры, литьевые и обрезные машины, а также оснастка — формы, в которых делают посуду. И если первые можно оставить для производства других изделий из полимеров, то вторые придется менять.
«Что касается возможных банкротств, то все будет зависеть от жизнеспособности компаний. Им придется очень быстро перепрофилироваться», — пояснил он.
Но вот в какую сферу можно относительно быстро перепрофилироваться, эксперт ответить затруднился. Производство пластиковой посуды — массовое, и эта продукция гарантированно хорошо продается. Представить такую же легкореализуемую и всегда востребованную альтернативу сложно.
ВИДЕО
«Какие убытки понесут крупные производители, сказать трудно. Скорее речь будет идти о сужении выручки. Если компания имеет запас финансовой прочности, она успеет что-то придумать, выйти на другой рынок. Но сложно придется всем. Ведь огромный сегмент рынка пластиковых изделий будет закрыт», — добавил Базунов.
Второй удар, по словам Базунова, запрет нанесет по производителям полимерных гранул, расплавляя которые и делают посуду и соломинки. Их доходы тоже могут сократиться.
Это «кошмар»
Руководитель портала «Пласт эксперт» Александр Егоров пояснил «360», что решение необдуманное и обернется для перерабатывающей полимеры отрасли «кошмаром». И заявленный переходный период в пять лет, по его мнению, слишком мал. А что касается Европы, напомнил эксперт, то там разговоры о запрете начали ходить еще 10 лет назад, и все производители успели подготовиться.
«Нужно хотя бы лет 10-15 для того, чтобы люди, которые вложили в производство свои деньги, окупили свои вложения и не разорились бы. Потому что оборудование стоит очень дорого», — пояснил он.
После окончательного введения запрета, уверен Егоров, многие производители просто разорятся. Ведь в России немало узкоспециализированных предприятий, занимающихся исключительно выпуском одноразовой посуды. В первую очередь это коснется малого бизнеса, а также тех, кто брал кредиты под свое производство.
«Оборудование можно использовать для производства других изделий. Пресс-формы — нет. Получается, половину вложений придется попросту выкинуть. Оснастка очень дорогая. Соответственно, или дать больше времени, пресс-формы окупаются в срок от пяти лет, либо предоставлять производителям какие-то субсидии», — заключил Егоров.
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО