Инновационные кластеры – это не норма, а некие значительные отклонения, исключения из правила, которые можно разделить на три основных типа. К первому типу относятся все инновационные фирмы, проявившиеся на основе удивительного совпадения множества условий (история, география, искусство, вдохновение и т.д.), например, Кремниевая долина в США и государство-фирма Сингапур. Второй тип объединяет кластеры, созданные искусственно, (во многом благодаря политическим факторам), к ним относятся Израиль и Тайвань. Наибольший интерес представляют кластеры, созданные в странах со средним уровнем дохода, и возникшие в результате развития экономики и технологической базы. Примерами таких кластеров являются Санкт-Петербург и Томск в России, а также Барилоче в Аргентине.
Чтобы понять, каким образом развиваются кластеры инновационных систем, каким образом фиксируется их рост или, наоборот, упадок, необходимо рассмотреть состояние каждой конкретной фирмы кластера на соответствующем ей этапе инкубационного цикла. Всего выделяют четыре этапа. Первый — это биологический, некая подготовка. То есть, на этом этапе идет работа с академическими научными сообществами, университетами с целью привлечения интереса к процессу создания новых фирм и стимулирования новых предпринимателей. Второй этап – это преинкубация. На этом этапе фирмы еще нет, но есть некоторые команды предпринимателей, команды талантов. Надо отметить, что это наиболее интересный этап, но, к сожалению, в ходе его многие идеи теряются и не доходят до процесса создания фирмы. Третий этап — возникновение новой фирмы, стартапа. Четвертый - это успешное функционирование стартапа и превращение его в некую ролевую модель. Таким образом, это круговорот. Эти ролевые модели дают некие примеры для других, а так как стадии инкубационного цикла имеют разные целевые группы, это позволяет формировать полноценную среду.
Важно отметить, что процесс инкубации относится как к фирме, так и к полноценной инновационной экосистеме. Про инкубацию фирм мы поговорили выше, а каким образом дело обстоит с экосистемами? Я выделяю 4 размерности инкубирования локальных инновационных экосистем. Первая связана с фирмами: сколько их, насколько они разнообразны, что они делают. Вторая – это возникновение фамилий венчурных фондов, включая опять-таки посевное финансирование. Третья – это возникновение специализированных и обязательно глобальных фирм, которые предоставляют очень специальные услуги. И четвертая – это формирование портфеля проекта. Четыре разных размерности. В мире сейчас наблюдается две противоположных ситуации: страны с уже существующей инновационной культурой и развитие системы на локальном уровне снизу (это примеры США, Израиля, Тайваня, может быть, Индии), и страны, в которых основная проблема заключается в создании этой самой инновационной культуры (Россия, Бразилия). Необходимо отметить, что планомерное создание такой структуры, как инновационный кластер, требует решения целого ряда проблем. С одной стороны в мире существует множество примеров успешных инновационных кластеров и может показаться, что необходимо лишь адаптировать опыт других стран к существующим реалиям. Использовать подобный подход необходимо с чрезвычайной осторожностью, принимая во внимание характерные черты развивающихся экономик.
Отдельным интересным вопросом развития инновационного кластера является финансирование. Зачастую в самом начале основными источниками финансирования инновационных стартапов являются личные сбережения и «бизнес-ангелы», со временем, основную роль начинают играть венчурные фонды. Но между этими этапами лежит существенная пропасть, для преодоления которой требуется эффективное взаимодействие со стороны бизнеса, академической среды и государства. Здесь необходимо упомянуть об известной проблеме, которая проявляется в инновационном бизнесе:
Кажется, что мы пришли к замкнутому кругу: понятно, что в инновационным кластерах происходит самоподдерживающийся процесс развития, но не ясно как инициировать подобные процессы.
В большинстве стран мира не наблюдается достаточно развитых инновационных экосистем, там есть какие-то отдельные фирмы, есть исключения, но нет индустрии ( например, в Японии, Франции, Германии). Существует множество способов стимулировать инновационную деятельность на каждом этапе инкубационного цикла. Но не всегда используемые методы оказываются эффективными. Так,
Идеи не перерастают в стартап, стартапы не перерастают в инновационный кластер.
Более подробно о проблемах, к которым приводят меры по стимулированию инновационной деятельности, о основных стадиях развития инновационных фирм и узких переходных этапах читайте в нашей следующей публикации.