Спасённые от браконьеров исчезающие виды птиц, накормленные африканские дети, сохранённые сотни киловатт электроэнергии – такие конечные цели ставят себе люди, которые создают эко-стартапы. Главное для них – это не нажива, как у тех, кто занимается гринвошингом и прикрывает свой корыстный интерес благотворительностью.
Отличить подражателей от по-настоящему «зеленых» предпринимателей просто – последние добиваются результата, который приносит пользу экологии и нуждающимся. Think Blue расскажет о самых интересных эко-стартапах, успех которых измеряется не столько количеством заработанных денег, сколько числом тех, кому удалось помочь.
Компания ребят из Индии решила спасти свою родную страну от недостатка питьевой воды – источников пресной воды в Индии очень мало, а системы очистки даже в крупных городах оставляют желать лучшего. Молодые люди изобрели свою систему качественной и надёжной очистки воды из местных водоёмов и превращения её в питьевую. Устройство способно не только обрабатывать речную пресную воду, но и добывать воду, пригодную для питья, из морской.
Сразу после того, как индийцы опробовали свое приспособление и удостоверились, что получаемая ими вода действительно кристально чиста, они запатентовали свою торговую марку – Sarvajal, и установили в некоторых небольших населённых пунктах H2O-автоматы, в которых и происходит очистка жидкости. Местные индийцы приходили к ним с бутылками и канистрами, набирали нужное количество воды и платили небольшую, символическую сумму, которая потом тратилась на расширение сети таких автоматов.
Разумеется, средств, собираемых с жителей за воду, не хватало на сборку большого количества новых устройств, поэтому оставалось полагаться только на спонсоров. «У индийского правительства необходимость обеспечить людей чистой водой всегда стоит на последнем месте в списке дел, – говорит генеральный директор Sarvajal Ананд Шах. – Мы подумали, что если найдем еще несколько умных и отчаянных предпринимателей, то проблема будет отчасти решена». Так и случилось – благодаря тому, что автоматы компании Sarvajal стали невероятно популярны в индийских городках, многие бизнесмены захотели иметь у себя в магазинах эти водные чудо-приспособления, притягивающие покупателей, как маяки корабли.
Сейчас Sarvajal обзавелись 150 партнерами – это владельцы торговых точек, которые платят приличные деньги за аренду H2О-автоматов, ведь они обеспечивают торговцам большой приток покупателей. Сеть этих утоляющих жажду устройств продолжает расширяться.
Инженеры из Калифорнийского технологического института создали туалет, который при помощи солнечной энергии преобразует отходы в водород и удобрения. Кроме того, в нём установлена система самоочистки – продукты жизнедеятельности человека, превращённые в плодотворное органическое удобрение для растений, не накапливаются, а поступают в отдельный резервуар, из которого их легко извлечь и применить по новому назначению.
По данным разработчиков этого туалета, на планете около двух миллиардов человек сегодня не имеют доступа к чистым санузлам, что является причиной распространения множества опасных болезней, таких как малярия, дизентерия, холера.
Узнав о том, что учёные нашли способ решения этой проблемы, множество крупных бизнесменов решили пожертвовать свои средства на установку таких самоочищающихся туалетов в Австралии, Индии, Африканских странах. Около 10 миллионов долларов на производство экологического изобретения калифорнийских учёных выделил Билл Гейтс.
Жительница Соединенных Штатов, индианка и ученица средней школы Кавита Шукла запатентовала свою «магическую бумагу для защиты продуктов от гниения».
Холодильники есть далеко не у всех жителей планеты. У тех, кто не может позволить купить себе камеру для длительного хранения продуктов, на счету каждый кусочек пищи – и если, например, в бедной африканской семье испортится связка бананов, пролежав чуть дольше обычного, это даже может стать причиной гибели кого-то из семьи от голодной смерти.
Бумага, созданная Кавитой, состоит из специй и естественным образом не дает гнить продуктам долгое время. Идея такой бумаги пришла Кавите во время мозгового штурма в школе, когда девочка вспомнила свою поездку к бабушке в Индию. Тогда она случайно выпила водопроводной воды, которая, как известно, в этой стране полна опасных кишечных бактерий. «Я действительно испугалась, что заболею. Моя бабушка пошла на кухню и смешала в стакане чистой воды несколько видов трав и специй, после чего дала мне это выпить. Я скептически отнеслась к её затее, но она уверяла, что всё будет хорошо. И я действительно не заболела», – рассказала Кавита.
Точный рецепт этой бумаги, разработанный на основе бабушкиного спасительного раствора из трав, является интеллектуальной собственностью школьницы.
Австралийцы Саймон Гриффитс, Жан Ратнатунга и Дэнни Александери решили бороться с антисанитарией в странах Африки при помощи туалетной бумаги. Они создали бумагу под названием Who Gives a Crap, половина прибыли от продаж которой идет на строительство туалетов в Африке. Примерно за полгода существования проект успел заработать около одного миллиона долларов.
Бумага сделана из переработанных материалов, в ней не использованы чернила, красители, ароматизаторы и клей. Эти самые простые, как заверяют производители, на 100% экологичные рулоны, полностью разлагаются после использования в течение нескольких недель.
Испанская компания, производящая обувь и аксессуары, El Naturalista, создавалась как стартап, призванный помочь бедным уличным художникам. Многие из них не имеют ни гроша для того, чтобы купить себе хоть какую-то обувь, но зато невероятно талантливы и способны создавать прекрасные эскизы для производства туфель и ботинок.
Нашлась парочка предпринимателей, которые решили заказать бродягам нарисовать модную обувь в обмен на новые ботинки. Эскизы получились отличными, и позже прямо по этим рисункам для уличных творцов сшили обувь. С тех пор такое сотрудничество с бродячими талантами стало основной традицией компании.
Кроме того, El Naturalista делает обувь исключительно из природных материалов: растительных красок, переработанных и биоразлагаемых тканей. Недавно компания El Naturalista основала благотворительную организацию для помощи нуждающимся детям в Перу и Танзании. Каждый, кто покупает пару такой обуви, участвует в благотворительных программах фирмы.
Мария Родригес, живущая в Гватемале, придумала, как спасти экономику своей страны. Она открыла огромную ферму червей, которые питаются отходами и производят в больших количествах удобрение, идеально подходящее для почвы в Центральной Америке. Кроме того, её червефермы создают много рабочих мест, на которые Мария берёт только женщин.
«Женщины больше всего нуждаются в работе в нашей стране, именно из-за отсутствия мест для них держится высокий процент безработицы. Если вы инвестируете в женщин, вы инвестируете в будущее всего общества», – считает Мария Родригес.
Американская семейная пара Кевин и Энджи О’Брайан основали сервис для животных-путешественников. Фирма PetRelocation занимается перевозкой домашних животных в те страны или города, куда переезжают их хозяева.
«Отношение к животным у многих авиа- или железнодорожных компаний очень невнимательное: сотрудники перевозчиков неосторожно обращаются с питомцами при их транспортировке: могут уронить или ударить, игнорируют просьбы хозяев о том, чтобы их любимца покормили во время перелёта. Животные от этого страдают», – говорит Энджи О’Брайан.
О’Брайаны, обладая хорошими связями с несколькими грузовыми транспортными компаниями Америки, договорились, что смогут взять в аренду некоторые виды транспорта, чтобы оборудовать их для комфортной перевозки животных.
Как заявляют супруги, они могут запросто и максимально бережно перевезти любое животное из любой точки планеты куда угодно, при этом соблюдая все санитарные и ветеринарные требования тех стран, территории которых придется пересечь. На настоящий момент услуга доставки питомцев, запущенная О’Брайанами, пользуется популярностью – путешественники тащат к ним своих животных и все время сыплют благодарностями за гуманное обращение со своими любимцами.
Спенсер Браун, дизайнер из Соединенных Штатов, всерьёз озаботился вопросом: куда деваются картонные коробки, упаковочная пленка и бумага, пенопласт и прочие расходные материалы, которые используются во время перевозок и переездов? Понаблюдав за переезжающими, он увидел, что все эти средства просто скидываются в кучу и отвозятся на городские свалки, где медленно разлагаются и загрязняют воздух и почву.
Браун решил стать на защиту природы и организовал прокат упаковочных материалов и контейнеров для транспортировки. Всё необходимое привозят заказчику на дом, а через неделю забирают — естественно, уже с другого адреса. Так людям, занимающимся ремонтом или переезжающим из дома в дом не приходится плодить лишний мусор из материалов, в которые будут упаковываться вещи, ведь все эти средства можно использовать неоднократно. В скором времени у Брауна откроется филиал в 38-м штате – сеть его многоразовых коробок постепенно охватывает Америку.
“Спаси Дерево” - так называется один из самых успешных российских стартапов. В нем заняты сотни волонтеров – ребята ездят по офисам, забирают из них накопившуюся ненужную бумагу и отвозят ее в пункты переработки макулатуры. Если регулярно поставлять на фабрики по переработке бумаги несколько тонн старых документов, газет, исписанных блокнотов и тетрадей – можно сохранить жизнь тысячам деревьев, вырубающихся для производства бумажной продукции.
Сейчас с этим проектом постоянно сотрудничает около 150 московских фирм, регулярно подкидывающих центнер-другой ненужной бумаги. И благодаря стараниям волонтеров спасено уже около двух тысяч деревьев.
Немец Себастьян Линдстрем создал свою студию документального кино What Took You So Long? Он, его коллеги и ученики снимают фильмы про людей, которые помогают сделать лучше жизнь в странах третьего мира. Эти истории доказывают, что бескорыстная помощь и благотворительность могут приносить удовольствие, настоящее удовлетворение и личностный рост тем, кто этим занимается. Сейчас проект What Took You So Long? приносит создателям деньги за счет рекламы внутри фильмов, что позволяет постепенно делать продукт все более качественным – покупать новую аппаратуру, чаще отправляться в поездки для поиска своих героев.
Короткометражки, которые можно посмотреть на канале студии Линдстрема на YouTube, действительно воодушевляют на эко-поступки, и помогают поверить в то, что неравнодушных к окружающему миру достаточно много, и, присоединившись к ним, вместе можно сделать жизнь на планете экологичнее и дружественнее.
{youtube}DG04Jnf2WmU{/youtube}