С 12 по 28 октября 2016 года в Выставочном зале ЦДА (Москва, Гранатный переулок, д. 7, стр. 1) проходила совместная выставка Российской академии художеств и Союза московских архитекторов, на которой были представлены работы российских художников в разных стилях, но в одном жанре.
Как декларировали устроители: «Центральная тема выставки - тема женственности, чувственности и материнства. Вообще, изображения наготы встречаются во всех видах искусства. На данной площадке вы найдете для себя то, что научит вас воспринимать художественно и эстетически обнаженную человеческую натуру».
На церемонии открытия выставки один из ее организаторов, художник и архитектор Николай Иванович Шумаков сообщил: «Мастера, представленные на выставке - самые высокие профессионалы своего дела: академики и профессора. В связи с событиями на выставке в Центре братьев Люмьер, все работы мы просмотрели, парочку убрали и теперь уверены, что в них нет ничего недопустимого. Но обязательно ждем «Офицеров» и казаков с нагайками». Опасения организаторов оказались напрасными, казаков не дождались.
На IX Съезде Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России», так же проходившем в ЦДА 18-19 октября 2016 года, Н.И. Шумаков был избран президентом САР. В своем выступлении на съезде он пригласил всех присутствовавших посетить выставку и отметил, что на открытии выставки было множество представителей СМИ, однако информация об этом событии так нигде и не появилась. По его мнению, это вызвано негласным запретом на освещение темы обнаженной натуры. Я решил ознакомиться с выставкой и понять, почему не было публикаций. Отмечу, что это довольно распространенная ситуация, когда о событии массово публикуется анонс, на открытие приезжает большое число журналистов, а потом появляется либо несколько строчек с чисто информационным сообщением о событии, либо пост-релиз, разосланный пресс-службой мероприятия. В интернете мне удалось найти одну заметку о выставке (на сайте СМА), один фоторепортаж и одно информационное сообщение.
Причем фоторепортаж довольно подробно освещал экспозицию, что явно противоречило версии о цензуре.
Теперь собственно впечатление о выставке. Сразу оговорюсь, что не имею искусствоведческого образования, поэтому мои впечатления, это впечатления рядового посетителя выставки - участника съезда архитекторов.
В списке участников выставки 32 фамилии, разделенные по следующим группам: Российская академия художеств, Приглашенные художники, Дипломные работы студентов МГАХИ им. В.И. Сурикова, Мастерские Академии, Скульптура. Из этого списка видно, что выставка организовывалась как мероприятие своих для своих и, в принципе, была камерной, не рассчитанной на большой наплыв публики и компанию в СМИ.
Свои работы представили как маститые художники, так архитекторы и студенты, поэтому выставка получилась разнородной по технике, стилю, восприятию темы, профессиональному умению воплотить задуманное (фото 1).
Часто входя в выставочный зал, среди всех размещенных работ сразу обращаешь внимание на одну. В данном случае взгляд привлек фотоколлаж Константина Худякова «Рождение Венеры», выполненный в стиле многослойной фотопечати (фото 2). Может быть, это было вызвано тем, что фотокаллаж висел напротив входа в зал, имел большие габариты и резко контрастировал черным фоном на светлой стене, однако затем было крайне трудно оторваться от мастерски сделанного изображения. Сандро Боттичелли видел рождение Венеры несколько по иному, а К. Худяков выразил туже тему в стиле хай-тек, современно и колоритно. Если в эпоху Возрождения Венера рождалась из пены, то современная Венера рождается из голограммы. Эта работа хорошо будет смотреться в интерьерах элитного фитнес-клуба.
Мне, человеку воспитанному на соцреализме, ближе работы в классическом стиле. Я вообще считаю, что тот, кто не умеет хорошо рисовать, пытается оправдывать это ссылками на якобы современность стиля и называть свои опусы инсталляциями. Поэтому следующей я бы отметил картину Александра Толстикова «Русская Олимпия» (фото 3). Хотя, как мне кажется, картину можно было бы назвать и «Русская Маха обнаженная». Красота молодости передана традиционно и без пошлости, виден профессионализм художника.
Известнейший скульптор Зураб Церетели предоставил на выставку две небольшие живописные работы, выполненные с грузинским колоритом (фото 4). Левая картина вызывает ассоциации со строчками: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...», а правая - иллюстрирует физическое возмужание современных женщин по сравнению с древними греками. В данном случае, я считаю, что Зураб Константинович заслужил право демонстрировать собственное видение идеала женского тела.
Работа Михаила Горщунова уже демонстрировалась на выставках, так художник видит Адама и Еву (фото 5). Приведу один из отзывов на его творчество: «В своих метафизических видениях, изображающих чудищ и гибридные фантастические существа, сюрреалист Горшунов исходит из творчества Босха и Брейгеля. Его картины, иллюстрируют фантастический мир подсознания, где присутствуют жонглеры и клоуны, птицы и бабочки, причудливые здания и облака, надкусанные яблоки и овощи».
Тема Адама и Евы представлена и в камерной скульптуре (фото 6). Скульптура на выставке была представлена очень скромно, но ряд работ (фото 7 и 8) мне понравились ощущением чистоты, молодости и наивности.
Студенческая работа Ильи Ореховского (фото 9, левое) выполнена в манере похожей на манеру немецких художников эпохи Возрождения Лукаса Карнаха старшего (фото 9, среднее) и Альбрехта Дюрера (фото 9 правое). Хорошо, что студенты копируют манеру рисования великих художников, у которых есть чему поучиться. Изучение истории искусства никогда не будет лишним и позволит развить художественный вкус.
Сюжет картины Виктора Ляпкало «Подвиг» (фото 10) скорее подходит для дружеского шаржа или карикатуры. Тратить время и силы на написание картины маслом, с моей точки зрения, избыточно. Кроме того, возникает вопрос: «Где то место, где ее уместно повесить?».
Картина Ивана Лубенникова (фото 11) претендует на какие-то философские обобщения о месте личности в толпе, но манера выражения мысли не привела меня к желанию осмысления сюжета. Больше мне понравилась другая картина И. Лубенникова -«День» (фото 12), в ней в манере наивной живописи передана нега теплого летнего дня. Такую картину я бы с удовольствием повесил в своей квартире для создания позитивного настроения.
В целом выставка произвела на меня впечатление, хотя и неоднозначное, но достаточное для того, чтобы я потратил время на его текстовое выражение.
Радует то, что еще находятся люди, которые создают произведения искусства, и другие люди, которые безвозмездно тратят свое время и силы для того, чтобы все желающие могли приобщиться к прекрасному.