
Публикация в журнале «ЭкоГрад» информации об открытии персональной выставки произведений Евгении Николаевны Васильевой, почётного члена РАХ, организованной при поддержке Научно-исследовательского музея при РАХ (Санкт-Петербург), Факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова и «EVA gallery» вызвало ошеломительную реакцию в читательском сообществе Журнала. Развивая успех публикации, «ЭкоГрад» публикует интервью с главной героиней события. Напомним, экспозиция демонстрирует несколько десятков авторских работ художника, среди которых живопись, скульптура, графика, коллаж и видео-арт. Выставочный проект называется «Учитель». Он создан под кураторством президента Российской академии художеств Зураба Церетели
Корр: Про концепт выставки. Как он появился, какова целевая аудитория, история названия выставки «Учитель»?
EVA: Выставка «Учитель» посвящена процессу познания. Познание — это путь, который делает человека лучше, путь, который совершенствует человеческую природу. Часто на этом пути необходим проводник — преподаватель, наставник, учитель, способный вдохновить художника на создание определённых проектов.
Таким учителем для целого поколения художников является Зураб Константинович Церетели. Эта выставка прежде всего дань уважения ему, признание его влияния и роли в становлении многих художников. В своей экспозиции я постаралась передать цвет, свет, который исходит из его работ, и продолжить этот путь, создавая художественное пространство, наполненное смыслом и благодатью.
Проект будет интересен всем, кто любит искусство: художникам, постоянным посетителям выставок, музейным работникам, а также тем, кто только начинает открывать для себя мир изобразительного искусства. Это диалог с искусствоведами и исследователями, которым будет любопытно увидеть новые композиции.
Корр: Насколько точны ожидания зрителя в прочтении названия выставки - «Учитель», оправданы ли аллюзии с образами академического мира, например, школами, детскими библиотеками, университетской средой?
EVA: Безусловно, термин «Учитель» вызывает такие ассоциации. Однако в моем проекте это понятие гораздо шире. Я рассматриваю Учителя как проводника в мир познания, как источник силы, который вдохновляет на действие — на поступки, идущие вопреки стереотипам, шаблонам, общественным суждениям. Это фигура, которая помогает человеку обрести внутреннюю свободу, критическое мышление и следовать своему пути в искусстве.
Учитель открывает ученику процесс познания, освещает его путь знаниями, утверждая победу света над тьмой невежества. Эта метафора и легла в основу выставки: в экспозиции всё излучает радость открытий, благодать познания, чистоту и глубину восприятия.
Корр: Поделитесь планами по тиражированию выставки. Возможная ли организация выставок фотореплик работ в детских библиотеках?
EVA: Да, мы рассматриваем возможность адаптации выставки и её экспонирования в различных форматах. Искусство должно быть доступным, особенно для тех, кто только делает первые шаги в его понимании.
Фоторепродукции работ и их сопровождение в виде лекций или интерактивных встреч могут быть полезны для школьников, студентов и всех, кто интересуется искусством. Детские библиотеки, образовательные пространства, арт-кластеры — это площадки, где идеи выставки могли бы зазвучать по-новому и стать вдохновением для будущих художников и исследователей.
Корр: Просим рассказать о мотивации к творчеству и творческих планах художника. Отдельно остановитесь на том, какой эмоциональный посыл направляет своим зрителям художник?
EVA: Для меня творчество — это не просто способ самовыражения, а прежде всего духовная практика, процесс внутреннего поиска и познания мира. В своих работах я стремлюсь исследовать глубинные категории человеческого бытия: нравственность, интеллектуальность, добродетельность. Я рассматриваю искусство как инструмент, способный не только отражать реальность, но и трансформировать её, помогая человеку обрести осознанность и внутреннюю гармонию.
Современный мир полон информационного шума, быстрых решений, поверхностных суждений. В этом хаосе очень легко потерять себя, свою глубину и чувствительность к прекрасному. Искусство же позволяет остановиться, задуматься, очистить восприятие от суеты, вспомнить о вечных ценностях. Я убеждена, что духовность — это высший критерий развития человека, и именно искусство способно напоминать нам о ней.
Эмоциональный посыл моих работ — это стремление к очищению, освобождению от грубости сознания, к постижению более высокой реальности. Я хочу, чтобы зритель, соприкасаясь с искусством, почувствовал, как свет знания, красоты и познания проникает в его внутренний мир. Чтобы он смог увидеть мир иначе — не через призму стереотипов и догм, а через призму ощущения чистоты, радости и глубины.
Всё в этой выставке построено на игре света, на контрасте между материальным и духовным, между видимым и невидимым. Это попытка передать благоухание тайны, сделать невидимое осязаемым. Я бы хотела, чтобы зритель, уходя с выставки, задавался вопросами: «Что для меня является истиной? Что я считаю ценным? Каково моё восприятие реальности?»
И если хотя бы один человек после встречи с произведениями выставки начнёт смотреть на мир глубже, искать в нём нечто большее, чем просто внешние формы и смыслы, я буду считать свою миссию выполненной.
Корр: Просим рассказать о планах полиграфического характера: альбомы, проведение творческих перфомансов, изготовление календарей и постеров.
EVA: В марте планируется выставочный проект в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Открылось новое пространства EVA GALLERY в ВЭБ Центре в Москве, оно также будет развивать идею нравственного осознания действительности. Что касается полиграфии, это постоянный процесс, сопровождающий мои выставки и проекты, регулярно издаем каталоги, брошюры, открытки.
Корр: Хотели бы рассмотреть возможность специального выпуска журнала «ЭкоГрад», посвященного работам художника…
EVA: Да, безусловно, это было бы интересным и важным проектом. «ЭкоГрад» — это платформа, объединяющая идеи экологии, культуры, искусства и осознанного восприятия мира. В этом смысле мои художественные исследования находят с ним много точек соприкосновения.
Искусство, как и экология, связано с очищением — но если экология занимается внешним миром, то искусство затрагивает внутренний мир человека. Специальный выпуск журнала, посвященный этому подходу, мог бы не только познакомить аудиторию с моими работами, но и глубже раскрыть темы, которые я исследую. Если у редакции будет интерес к такому сотрудничеству, я готова к обсуждению возможных форматов, тематики и наполнения выпуска.
Как это было…