Своеобразной поддержкой экологической платформы праймериз партии «Единой России» экологи восприняли посадку дубов российский политиком и государственным деятелем, действующим губернатором Санкт-Петербурга, генерал-лейтенантом налоговой полиции в отставке Георгием Сергеевичем Полтавченко и участие в акции приуроченной ко дню посадки леса.
Как стало известно журналу "ЭкоГрад", в Ботаническом саду Санкт-Петербургского Лесотехнического Университета губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко высадил дерево. Дуб. Журналисты были неизбежны, иначе мы бы не узнали об участии Полтавченко в акции. Но тотального количества интервью не наблюдалось. Казалось, Георгий Сергеевич предпочел скорее лаконичную формулу «Рощи ста слов», суть которой - лучше многих правильных слов одно дело, формату акции «Дерево Победы», которая ставит себе задачу не только посадить деревья, но воспитать в лучших традициях патриотизма подрастающее поколение, и потому многословна. Чувствуя идеологическую близость Георгия Сергеевича, а так же на правах инициатора «Рощи ста слов», приглашаем губернатора Санкт-Петербурга дать продолжение акции «Рощи ста слов» на территории вверенного Полтавченко Субъекта Федерации.
Фотографией о посадке дуба в Ботаническом саду Санкт-Петербургского Лесотехнического Университета поделился Андрей Кибитов.
Он снабдил фото лаконичным комментарием
Андрей Кибитов: С ректором Санкт-Петербургского Лесотехнического Университета Юрием Беленьким - сажаем дубы в Ботаническом саду вуза. Акция приурочена к Всероссийскому дню посадки леса
Журнал «ЭкоГрад» представляет выставку фотографий запечатлевших Георгия Сергеевича Полтавченко за посадкой деревьев.
Международное развитие темы леса. Без попытки забалтывания. Тезисы полемичные, но только прагматика. Понятно, что никто не будет отстаивать интересы России в этом диалоге о климате, кроме нас самих.
Вопрос: REDD+ это длинный акроним, который означает что-то вроде: сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов в развивающихся странах, а также роль сохранения лесов, устойчивого управления лесами, а также увеличения запасов углерода. Как бы вы описали REDD+ в двух словах?
Признавая, что сокращение выбросов и поглощения от лесных систем имеют решающее значение для смягчения последствий изменения климата, Стороны РКИК ООН договорились о подходе, который будет стимулировать развивающиеся страны для поддержания их лесного покрова, уменьшить их уровень обезлесения и деградации лесов и реабилитации деградированного лесного массива — это и есть подход REDD +. Через REDD +, развивающиеся страны получают финансовое вознаграждение за достижение результатов сокращений выбросов. Конструкция REDD + также учитывает важные первоначальные вложения, необходимые для поддержки этих стран по разработке политики и необходимых мер по изменению способа, которым они управляют своими лесами.
Вопрос, для ответа на который предложено понятие REDD + был таким:«Учитывая глобальный характер проблемы, а также национальную значимость лесов, в частности в странах тропических лесов, существует ли способ, при котором развивающиеся страны все еще могут развиваться без необходимости истощить свои лесные ресурсы?». По сути это тот самый вопрос, найти ответ на который заинтересованы все работающие этом пространстве. Этот вопрос практично формулирует задачу, которую они пытаются решить на протяжении десятилетий в контексте устойчивого землепользования и ведения лесного хозяйства.( Правильно поставить задачу – фактически главное для решения вопроса, так как решения многих задач либо известны, либо могут быть найдены известными методами. Прим. Ред.)
На самом деле исторически это никогда не удавалось в истории человечества. Например, те, кто знаком с кривыми Саймона Кузнеца* помнят его вывод о том, что в любой стране истощение лесных ресурсов будет продолжаться до тех пор, пока страна не достигнет определенного уровня развития, и только в этот момент, а не раньше, снова найдет возможность увеличить лесной покров. История, безусловно, подтверждает такой вывод — мы видели и проходили через это во многих европейских странах.
* Кривая Кузнеца — гипотеза о том, что в странах, стоящих на ранних ступенях экономического развития, неравенство доходов сперва возрастает, но по мере роста экономики имеет тенденцию снижаться. Данная гипотеза была впервые выдвинута в 1954 году экономистом Саймоном Кузнецом и оформлена в виде перевернутой U-образной кривой Прим. Ред.
Проблема смягчения последствий изменения климата не сразу выросла до понимания мирового сообщества, но еще на ранней стадии понимания леса были обозначены как наиболее экономически правильные решения в краткосрочной и среднесрочной перспективе для смягчения последствий изменения климата. Это означает, что инвестиции, необходимые для сокращения выбросов в лесном секторе с точки зрения затрат являются более эффективными для климатической проблематики, чем инвестиции в других секторах.
Идея REDD + состояла в создании системы, которая может реально поддержать страны, желающие изменить свой экономический путь развития – помочь вовремя остановить вырубки леса и сохранить свои леса или увеличивать лесной покров путем предоставления стимулов в форме оплаты за сокращения выбросов или ранних инвестиций в направлении реализации программ сокращения выбросов.
Как включение REDD+ в Парижское соглашения скажется на его реализации?
Первое, что нужно отметить, что Парижское соглашение является поворотным моментом для человечества с точки зрения проблемы изменения климата. Это поворотный момент, потому что он посылает очень сильный и мощный сигнал о том, что глобальная трансформация к экономике с низким уровнем выбросов не только необходимо, но и возможна, и это уже осуществляется. В соглашении, заключенном в Париже звучит голос уверенности, что мечта о преобразовании нашей экономики для смягчения последствий изменения климата и адаптации в контексте устойчивого развития не только необходима, но вполне осуществима и может быть воплощена в течение относительно короткого периода времени. В этом фундаментальная ценность того, что произошло в Париже.
В том, что, наличие лесов и механизмов REDD+ оговаривается в явном виде в Парижском соглашении имеет огромное значение, так как это сигнал общественного признания приложенных усилий и собранных доказательств в области лесо- и землепользования, а также сигнал прогресса, который был достигнут в последние годы в изменении землепользования и лесного хозяйства для использования более устойчивых путей развития, которые оказались признаны на мировом уровне. Произошло глобальное признание леса и REDD+ в качестве основополагающего инструмента в проблеме изменения климата. Это признание посылает мощный сигнал для всех заинтересованных сторон, которые работали в течение последних лет, и которым еще предстоит работать в ближайшие годы, чтобы превратить эти стремления в действия. Это действительно свидетельствует о том, что есть и политическая и финансовая уверенность в REDD+ в качестве решения по смягчению последствий изменения климата, которые могут работать на масштабе ближайшего будущего.
Этот сигнал будет активизировать, стимулировать и расширять действия, которые до сих пор, как мы видели, останавливались на меньшем масштабе, а также влиять на то, что уровень инвестиций начнет активно расти. Кроме того, страны, которые уже осуществляют изменения в управлении лесохозяйственной политикой, теперь могут с уверенностью сказать, что они будут вознаграждены, с помощью системы борьбы с изменением климата в которой признается значение сокращения выбросов с помощью лесов.
Дополнительное значение Парижского соглашения, как в целом, так и для REDD +, состоит в том, что она объединяет в единый поток действия для сохранения климата и действия в области устойчивого развития. Париж по сути сказал нам:«Вы должны соединить эти две вещи вместе, чтобы достичь уровня сокращения выбросов, необходимых для достижения цели по смягчению последствий изменения климата и предохранению от повышения температуры планеты более чем на 2 ° C, хотя лучше быть как можно ближе к 1,5 ° C.». Тот факт, что в соглашении принятом в Париже напрямую установлена связь между сокращением выбросов и системой поддержания лесов имеют принципиальное значение и является очень мощным стимулом, который вызовет реальное действие.
Вопрос: Еще в преддверии конференции COP21 в Париже, Стороны конвенции по изменению климата(РКИК ООН) на национальном уровне должны были соотнести свои взносы(Intended Nationally Determined Contributions — INDCs) с планами по предотвращению изменения климата и, в некоторых случаях, по адаптации к его изменению. Многие страны включили леса в их INDCs. Какую роль сможет играть REDD+ в странах, включивших его в INDCs? Каким образом действует Программа REDD-ООН для поддержки связанных с лесами аспектов INDCs стран?
Количество INDCs, которые включают в себя леса, стало еще одним очень мощным сигналом, который был послан миру в контексте Парижского соглашения. Это были добровольные, ориентировочные обязательства, которые брали на себя страны. Многие из них говорили:«Мы считаем, что наша система лесов может обеспечить значительный вклад в смягчение проблемы изменения климата». Это очень хорошо свидетельствует о сути того, что Программа ООН-REDD+ призвана делать – ведь она предназначена для реагирования на запросы стран! Мы здесь, чтобы поддержать те страны, которые определили, что они хотят ответить на климатический вызов своим лесным вкладом. В этом контексте система ООН имеет более чем полезную роль в качестве поддерживающего партнера.
В тоже время развивающиеся страны должны отвечать требованиям РКИК ООН, чтобы сделать платежи по INDs ориентированными на конкретные результаты REDD+. Для этого предусмотрен ввод в действие четырех элементов Варшавской Framework(Рамочной основы) для REDD +:
1. A national strategy and action plan—identifies what a country will do to address the drivers of deforestation and/or rehabilitation / Национальную стратегию и план действий, которые определяет то, что страна будет делать для создания программ обезлесения и / или реабилитации ;
2. Reference emission level—a benchmark against which the performance of their country will be measured / Референсный уровень эмиссии – маркер, показывающий планку, от которой страна будет измерять свои действия;
3. National forest monitoring system—a system that will allow the country to take measurements on how their forest cover is changing / Национальную систему мониторинга леса, позволяющую стране делать замеры, насколько изменяется лесной покров;
4. Safeguard information system—the capacity to«do no bad» in the process of delivering REDD+ while also maximizing the additional benefits beyond carbon/ Система самоподстраховки, реализующая принцип«не навреди» в процессе достижения целей REDD+, позволяющая максимизировать дополнительные достигаемые преимущества этой деятельности, помимо поглощения углерода(например преимущества, связанные с водосбором, атакже такие как повышение среднего запаса«деловой» древесины, бонитета и биоразнообразия обитателей леса. Прим.ред.).
Отмечу еще, что Программа ООН-СВОД оказывала поддержку в рамках технической помощи и консультаций по вопросам политики стран по созданию этих конкретных возможностей, даже до того, как они были закреплены в Варшавской рамочной программе REDD +, поскольку это основополагающие элементы готовности и реализации.
Вопрос: Помимо этих мер готовности, будет ли Программа ООН-REDD+ продолжать оказывать помощь тем странам, которые не сразу вольются в процесс после Парижа?
В настоящее пост-Парижское время, Программа 2016-2020 ООН-СВОД оказывает поддержку странам по обоим направлениям – с одной стороны поддерживаются процедуры приведения страны в готовность к действиям, тогда как с другой – сама реализация этапов REDD +. После Парижа страны готовы перейти от намерений к действию, а мы здесь – как раз для того, чтобы поддержать их.
Тем не менее, страны находятся на разных уровнях готовности и способности приступить к действиям. Таким образом, программа будет вынуждена продолжать принимать страны, обеспечивая специализированную поддержку развивающимся странам, в зависимости от того, на каком уровне развития они находятся, с точки зрения готовности и реализации. Существующие ожидания со стороны мирового сообщества, заключаются в том, что в течение ближайших пяти лет, страны смогут показать начальные действия и результаты. Таким образом, приоритетом после Парижа для Программы является оказание поддержки прежде всего тем странам, которые готовы войти в стадию реализации.
Мы должны помнить, однако, что есть еще большее число стран, которые будут входить в пространство реализации несколько лет, но имеющих реальную приверженность и готовность поставить на место элементы Варшавской Framework. Мы будем также оказывать поддержку этим странам. В течение 2016-2020 гг период Программа ООН-СВОД будет направлена на создание критической массы стран, которые смогут сделать столько прогресса, сколько они смогут в стремлении достижения конечной цели Парижского соглашения – обеспечения такого темпа действий на местах, который отвечает императиву изменения климата.
Вопрос: 21 марта обозначен как Международный день лесов и в этом году темой стал«Лес и водные ресурсы». В то время как REDD+ в значительной степени сосредоточена на сокращении выбросов углекислого газа, можно направить больше усилий, чтобы обеспечить как не только саму реализацию REDD +, но и узнаваемость мероприятий. Какова взаимосвязь между REDD + и водой?
Связь между лесами и водой – это очень сильная, мощная связь. Первое, что приходит на ум, это та ключевая роль, которую леса играют в управлении водоразделами. Выбор путей развития, на которых леса и лесные массивы получают мощную поддержку, дает возможность далеко не только сокращать выбросы - одним из важнейших преимуществ такого развития является управление потоками влаги и подземного стока, осуществляемыми лесом. Вы можете представить результат и с точки зрения того, что лесной покров оказывает непосредственное влияние на уменьшенной эрозии почвы, поглощая заиливание и задерживая воды, обеспечивая тем самым функцию регулирования воды, характерную для любой экосистемы. Здоровый лес усиливает возможности надлежащего управления водосборным бассейном. Два примера приходят на ум, где эта связь наглядно видна. Первый пример из Африки: В Кении, как и во многих других местах в Африке, горы называют«водонапорные башни» — потому, что горы являются местом, откуда стекает вода. Но«водные башни» могут выполнять свою функцию подачи воды, только когда они покрыты лесами! В Восточной Африке, вы часто оказываетесь среди саванны – а вдали вы видите горы, покрытые деревьями. Наиболее ярким примером служит гора Килиманджаро. «Водонапорные башни» имеют решающее значение для управления водными ресурсами в Африке - они поддерживают лесопромышленные хозяйства вниз по течению, которые являются источником средств к существованию крестьян, которые выращивают сельскохозяйственные культуры с использованием воды,«генерируемый» из лесистых гор. Эти горы являются основой целого ряда промыслов экспортной выручки, таких как чай и кофе. Поддержание лесного покрова горных экосистем в Африке имеет решающее значение, но сегодня они находятся под ударом – из-за двух взаимосвязанных причин.
Одна из них - численность населения. С увеличением числа людей, горы, которые обычно рассматриваются как ничейные земли, оказываются под ударом, потому что просто нет других земель в низинах. Люди начинают идти в горы и изнеживают, делают прозрачными леса, чтобы посадить свои посевы. Другой причиной является изменение климата. Горы начинают все чаще становятся, особенно в Африке, местами с более гостеприимными климатическими условиями, создавая еще один резон, чтобы туда стремиться. Но в результате — леса сокращаются и подрывается источник средств к существованию для всех, кто ниже по течению.
Вы можете поставить себя на место человека в такой ситуации — когда вы не хотите подрывать потребности в области создания средств к существованию страны и ее народа. Вот в этой ситуации как раз REDD+ и может быть введена в действие в качестве системы стимулов, через которые вы получаете устойчивое развитие без необходимости вырубать леса. Примеры таких решений включают в себя повышение продуктивности за счет того, что«чистое» сельское хозяйство смещается в сторону практики агролесоводства; появляются возможности для альтернативных способов землепользования и их финансирование, это инвестирование в хозяйство, которое не уменьшают лесного покрова, обеспечивающего работу«водонапорных башен», которые, в свою очередь, будет иметь возможность продолжать оказывать услуги устойчивого управления водными ресурсами – для тех, кто ниже по течению.
Второй пример – это Индонезия, где леса по-прежнему играют фундаментальную роль в процессе регулирования воды. Вырубка лесов в Индонезии уже привела к наводнениям и оползням, заилению плотин и ирригационных систем, создавая огромные экономические потери.
В общем практика REDD+ для лесистых водоразделов превращаются в огромные экономические и социальные выгоды«ниже по течению», даже в тех районах, где дефицит воды не является проблемой. Так что механизм REDD + позволяет найти те решения, которые максимизируют дополнительные преимущества в дополнение к сокращению выбросов. Программа ООН-REDD помогает странам в развитии потенциала и политики для реализации этих многочисленных выгод. Вода, конечно, относится к этим выгодам, но еще более важно то, что мировое сообщество продолжает испытывать все более и более экстремальные изменения, которые тесно связывают климатом с водой.
Эти примеры также показывают, что REDD+ является не только инструментом для смягчения последствий изменения климата. Он стольже тесно связан с повесткой дня адаптации к изменению климата, именно потому, что существует отмеченные мероприятия в рамках REDD+. В то время как один из этих видов деятельности дает сокращение вырубки лесов, другая должна связаться с сохранением, сокращением деградации лесов, а также с восстановлением лесного покрова там, где леса уже деградировали. В рамках этих мероприятий, начинают хорошо функционировать водоразделы там, где уже начали было набирать обороты засухи, что крайне важно для адаптации, минимизирующей воздействие изменений климата.
Подводя итог, скажу, что леса и воды неразрывны — вместе они составляют наиболее прочные и продуктивные экосистемы, от которых издавна зависит жизнь людей, а REDD+ является одним из подходов, который может не только сохранить, но и восстановить эти продуктивные экосистемы.
Справка об источнике публикации: Climate Change Policy & Practice is a knowledge management project for international negotiations and related activities on climate change. It was launched in 2008 and is managed by the International Institute for Sustainable Development(IISD) Reporting Services, which is fully responsible for the content posted on Climate Change Policy & Practice. Information on United Nations activities is provided in cooperation with the UN system agencies, funds and programmes through the United Nations System Chief Executives Board for Coordination(UN CEB) Secretariat.
Финансирование Climate Change Policy & Practice было предоставлено Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству.
Ссылка на источник: read more: http://climate-l.iisd.org/guest-articles/interview-with-mario-boccucci-head-of-the-un-redd-programme/