«Автово» – это исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города. Его название многих вводит в заблуждение. Никакого отношения к автомобилю оно, скорее всего не имеет.
Известно, что ещё в допетровские времена, о них, кстати, все чаще стали вспоминать в современном Санкт-Петербурге, в этих краях находилось несколько деревень — Лаурола, Нипрола, Лахта у Моря, Валлакюля и другие. Была даже такая деревня Autova (Аутова) созвучно современному финскому «аутио», что означает «безлюдный», «заброшенный». Есть версия, что «Автово» происходит от одного из финских обозначений медведя – «Овто», или от названия сачка - «Otava».
Высказывались и другие мнения. Историк М. И. Пыляев, например, в своей книге «Старый Петербург», изданной в 1887 году, так рассказывает о происхождении названия «Автово»: "Объезжая наиболее пострадавшие прибрежные места на Петергофской дороге, Александр I посетил одно селение, которое было совершенно уничтожено наводнением. Разоренные крестьяне собрались вокруг императора и горько плакали. Вызвав из среды их старичка, государь велел ему рассказать, кто и что потерял? Старик начал по-своему: «Всё, батюшка царь, всё погибло! Вот у афтово домишко весь унесло и с рухлядью и с животом, а у афтово двух коней, четырех коров затопило, у афтово...» и т. д. «Хорошо — сказал император, — это всё у Афтова, а у других что погибло?» Тогда объяснили государю, что старик употребляет «афтово» вместо «этого». Посмеясь своей ошибке, государь приказал выстроить на высокой насыпи нынешнюю деревню и назвать ее «Афтово». Документальный материал показывает несостоятельность этого утверждения.
А вот с метро «Автово» все более или менее ясно. Потому что есть музей Метрополитена. Нынче был первый день работы обновленной экспозиции музея метрополитена Санкт-Петербурга. Первыми посетителями стали вице-губернатор Игорь Албин и приглашенные журналисты. Во время обстоятельной экскурсии в новой экспозиции можно было увидеть не только раритетные вещи, но и посмотреть на механизмы метрополитена и даже прокатиться в кабине машиниста.
Подробнее в описании к фотографиям.
Каждая делегация из других городов, посещающая Петербургский метрополитен с рабочим визитом оставляет в музее частичку своего предприятия.
А это пульт диспетчера метро. Исторический. Таким образом диспетчер отслеживал график движения составов. При необходимости он мог аварийно перевести стрелки на путях. На некоторых узлах тумблеры перевода стрелок были опломбированы и вскрытие пломбы записывалось в специальный журнал
В небольшом коридорчике по одной стороне выставлены экспозиции метрополитенов других стран. Карты-схемы, символика и даже магнитные карты для входа в метро
Можно примерно представить, как сложно обслуживать метрополитен на примере макета
Прибор видеонаблюдения. Такие приборы стояли в метрополитене
Это не фантастика, Действительно это карта развития метрополитена, которая составлена еще в советское время. И у петербуржцев в планах была постройка кольца.
Кабина первого поезда метрополитена. Это интерактивная инсталляция. Можно почувствовать себя машинистом и «поуправлять» составом.
Это мозаика. Уменьшенные реплики медальонов, которые находятся на станциях.
В музее установлена большая панель, на которой демонстрируют историю перестройки экспозиции.
Справа от входа макеты основных электропоездов, использовавшихся в Петербургском метрополитене со дня его основания
Без приборов и оборудования никак нельзя представить метрополитен. В экспозиции есть на что посмотреть
После коридора с историей развития общественного транспорта мы попадаем в большой зал. Слева от входа представлена форма метрополитена времен первого пуска электропоезда на линии
Форма немного поближе.
Еще один важный элемент в экспозиции - модель метрополитена. Миниатюрная копия первой линии с первого взгляда завораживает
Хотя макет и условный, но поезда ходят и видно устройство станций и вентиляционных шахт
Кроме всего. на макете нанесены породы, в которых проходят тоннели метрополитена. Для этого пришлось поднимать все документы по проходкам и строить карту
Символика метрополитенов других городов
Начиная от билетов на конки и документами о проектах метро в городе и заканчивая нашим временем.
Современный пульт ситуационного центра метрополитена. Мультимедийная составляющая показывает нам различные случаи в подземке и как на них реагировать.
Еще один макет, только полноразмерный, показывает систему автоматической остановки состава в тоннеле.
Пропускная система времен первого пуска метро в Санкт-Петербурге. Ее мы видим в мультфильме «Ну, погоди!»
Это панно планировалось разместить в холле станции «Спортивная» к Олимпиаде-80. Да и станция должна была носить название «Олимпийская».
На стенде представлены образцы материалов, использованных в отделке станций петербургского метрополитена. Все они пронумерованы и можно посмотреть, откуда их доставляли
Пример карьера, где добывается камень для отделки холлов метрополитена
Игорь Албин остался доволен музеем, предложив лишь дополнить экспозицию трудовыми династиями. Оказалось, что до этого зала просто не дошли
История людей труда в Петербургском метрополитене.
Станция «Технологический университет»
Станция «Площадь Ленина»
Станция «Автово»
Детально проработанный макет. Депо «Автово»
Поезд метро на станции «Автово» Семафоры работают и переключают цвет
Прямо по центру зала взгляд останавливается на монументальном сооружении. Макет хрустальной колонны со станции "Автово" в разрезе.
Размер колонны в центре зала завораживает.