…Слово «беженцы» ворвалось в нашу жизнь неожиданно и тревожно. Не возьмусь судить того, кто отвернется и не станет смотреть в эти наполненные болью, страхом и непониманием глаза людей. «Война все спишет», «война не бывает без жертв», «солдат должен воевать и защищать» – сколько их, мудрых спасительных выражений и силлогизмов, которые можно иной раз продекламировать с использованием правильной позы, и опять же для пользы дела. Если, конечно, не видеть этих глаз.
Я понимаю тебя, дорогой читатель-оппонент. Не смотри эти фото. Иначе пропадет возможность прятаться за силлогизмы. Красивые, умные и правильные фразы застрянут в горле. Столкнутся как клин к клину с накатившим комком. И тогда воцарится неудобная тишина, в которой неозвученным, но наступающим на тебя из пустоты повиснет всего один вопрос – «почему?». И ответа, конечно же, нет. Как и финала у этого рассказа…
Игорь ПАНАРИН, главный редактор журнала «ЭкоГрад».
Журнал "ЭкоГрад" публикует отрывки из репортажа Галины СОЗАНЧУК, посвященного беженцам из Украины. Автор – журналист, литератор, бессменный автор рубрики «Дети нашего ВРЕМЕЧКО» знаменитой передачи «Времечко».
…Лагерь беженцев в Твери.
Здесь размещение считается одним из самых хороших. У людей 2-4-местные номера, есть душ и телевизор.
Что в первую очередь хватают люди, у которых всего несколько часов на то, чтобы с детьми покинуть родной дом навсегда? Фотографии. Затрёпанные семейные фотоальбомы есть в сумке у каждого из них. Они уезжали навсегда, без возможности вернуться, и это - последняя ниточка, связывающая их с родиной.
Простые открытые люди рабочих специальностей, благодарные, привыкшие к труду, без завышенных требований…
На фотографиях – Лена, 36 лет, с ней ещё две дочери-школьницы и муж. Оба взрослых ищут работу с жильём, готовы рассмотреть любые варианты.
Евгений, 48 лет, работающий пенсионер. По профессии машинист, но человек творческий – даже внешне это видно. Образованный, очень грамотная речь и взвешенный взгляд на жизнь, производит впечатление очень доброго и открытого человека. Одинокий, многое повидал, много знает. Пишет рассказы на своём стареньком ноуте, который смог вывезти из Славянска. Хочет жить и работать в России, хотя и очень грустит по оставленной родине.
Все они приехали сюда все с самым минимумом вещей первой необходимости.
С продуктами администрация как-то выкручивается, что-то изыскивает, но в данный момент их возможности исчерпаны. Очень просят привезти хоть немного чая, сахара, сгущёнки и печенья для детей, медикаменты первой необходимости и бытовое-гигиену (самое простое) – мыло, шампунь, зубную пасту, чистящие порошки, крем для рук и женское гигиеническое. Всегда нужны носки и нижнее бельё, только новые конечно. Если хотите отдать в хорошие руки потерявший актуальность, но работающий мобильник с зарядкой – это самый подходящий случай.
***
Роман Васильевич Степанов… Именно благодаря его помощи семья Кравчуков (о них – ниже) смогла убежать из Славянска и добраться до Москвы. Роман лично вывез из-под огня 200 человек – мам с детьми. Разместил их в разных городах России и продолжает оказывать помощь. Он в одиночку собрал и отвёз в Ростов и на базы беженцев в других городах 50 тонн гуманитарки.
Сегодня выезжает в Ростов за оставшейся частью семьи Кравчуков – мама, папа и двое детей из Славянска, а всего привезёт 40 человек беженцев, целый автобус. А пока они там живут в палатках, мёрзнут по ночам и очень его ждут.
Роман – мужик простой и очень правильный. Сам детдомовский, папа шести очаровательных мальчишек. Всю свою жизнь посвятил помощи детдомам – уговаривает спонсоров выделить деньги на ремонт зданий, телевизоры и подарки для сирот, а сам месяцами ходит в одной рубашке и пользуется затёртым кнопочным мобильником образца начала 90-ых. Всю жизнь с протянутой рукой, но при этом ни одной копейки не соглашается потратить на нужды своего фонда и купить аппаратуру, чтобы фотографировать для отчётов ту огромную работу, которую тихо и без всякой рекламы делает изо дня в день. Мечтает о бэушном фотоаппарате.
Когда начались события на Украине - одним из первых стал спасать людей и привозить их сюда.
Вчера Роман ездил с нами, знакомиться со своими спасёнными лично. Всю дорогу звонил и просил в долг 18 тысяч, чтобы покормить-напоить людей в долгой дороге.
Молодец, в общем. Дело делает и делает его честно, это большая редкость.
***
Константин Геннадьевич Ильин, глава Калязинского района Тверской области, и Сергей Борисович Стругалёв – участковый Калязинского отдела полиции…
Узнав, что Кравчуков собираются проведать журналист и юрист, опекающие их, они сами приехали с нами знакомиться. Молодцы, не стали даже ждать – когда мы до них доедем, как изначально собирались. Хорошая реакция для представителей органов власти, и не очень часто встречающаяся, к сожалению.
Ильин пообещал к сентябрю помочь с постоянным жильём и школой-садом. Ловим на слове. Стругалёв занимается документами семьи и постановкой на учёт. Оба оставили мне номера своих мобильных, предложили звонить по всем вопросам в любое время.
Я далека от мысли, что всё это было бы также, если бы не поднятый нами шум, но мне их мотивация безразлична, пообещали – всё, теперь не слезем с них, пока я собственными глазами не увижу обещанный дом – с электричеством и недалеко от школы.
Вообще, нужно понимать, что чиновники в этой ситуации тоже в некоторой растерянности. Механизмы не отработаны, письменных директив нет, всё приходится решать на свой страх и риск, есть шанс получить потом обвинения в превышении служебных полномочий. А в Калязинской области – это вообще первые и единственные беженцы. Были бы их там сотни, как в других регионах, и расклад был бы совсем другой. Так что хоть в этом смысле многодетной семье повезло, если в этой трагичной ситуации вообще можно говорить о везении.
***
И вот рассказ о семья Кравчуков.
Кравчук Евгений Анатольевич, 47 лет, беженец из Славянска.
Многодетный папа, крановщик, мастер на все руки. Из тех настоящих мужиков, что могут и электрику подключить, и шкаф из досок сделать, и дом в одиночку построить.
Прожил очень сложную жизнь, особенно она его никогда не баловала. Привык вкалывать, несмотря на болезни, отсюда и двусторонний инфаркт в 2008-ом году. Вроде потом стало полегче, но когда шарахнули обстрелы жилого сектора, больное сердце вновь дало о себе знать с утроенной силой. Во время бомбёжек ни он, ни старшие мальчики, не уходили почему-то в подвал, а наоборот - выходили на балкон смотреть, что происходит.
Когда мы привезли ваши подарки – ему опять стало плохо. На радостях. Он просто поверить не мог в происходящее. Ноутбук вообще пытался вернуть со словами: "Гала, ты перепутала, это же новый ноутбук, это не может быть нам!". А когда взял в руки ящик с инструментами – убежал с ним на террасу, как мальчишка с новогодним подарком, спрятался в угол, и только что не перецеловал каждую отвёрточку.
А вот с телевизором вышел косяк. Ни с какой антенной, кроме спутниковой, в этой глуши не принимается ни один канал, так что вожделенные новости с родины для них пока остаются недоступными. Я потом посмотрела - у всех соседей тарелки на домах. Но это уже мелочи, главное, что потихоньку у него и ребят сходит напряжение и тревога с лиц, они всё больше улыбаются и смеются.
Евгений очень простой мужик, воспитан улицей, а не высокой литературой, но очень открытый и добрый. В семье – безусловный авторитет, мальчишки подражают ему во всём, на родине ходили во всевозможные кружки по инициативе папы, учились мужским ремёслам.
У него очень своеобразное чувство юмора и необычный взгляд на жизнь, с ним интересно беседовать.
В России ему очень нравится, россиян считает самыми душевными и открытыми людьми в мире. Рвётся работать и строить для своего цыганского табора новый дом. Как только решим вопрос с модемом - хочет зарегистрироваться в Facebook, познакомиться со всеми и каждому лично сказать спасибо.
***
Оксана Кравчук, 33 года, беженка из Славянска.
Мама пятерых детей.
Тихая, незаметная, работящая женщина. Муж для неё безусловный авторитет во всех вопросах. Но очень большую часть хлопот Оксана волочет на своих худеньких плечах и не представляет себе, что такое отдых. Успевает и накормить-одеть всю семью, и за животными, и в огороде. Другой жизни себе не представляет и не мечтает о ней. Да и вообще никаких особенных запросов у неё нет, до украинских событий была вполне счастлива и мечтала родить ещё одну дочку.
Как и многие многодетные мамы обладает непостижимым талантом делать любые домашние дела, не спуская с рук двухлетнего Тимура, самого младшего малыша.
Оксана спокойно приняла в семью дочку Евгения от предыдущего брака, когда он решил забрать отбившегося от рук родной матери подростка. Но с Ликой они скорее подружки, чем мачеха и падчерица.
Приветливая и спокойная женщина, хотя и выглядела поначалу очень измождённой. Последние недели дома она и младшие подолгу сидели в тёмном холодном подвале, с едой и водой было трудно.
А тут даже как-то щёки округлились, загорела, стала улыбаться.
Таких женщин, как Оксана, я считаю настоящими героинями. С двумя-тремя детьми не знаешь за что хвататься, а здесь умноженное на пять бесконечное "маааам!", один есть просит, второй обкакался, третий ботинок найти не может, четвёртый чайник на себя опрокинул... Да плюс дочка и внук мужа.
Но ничего, справляется, и Лика помогает во всём, и дети к труду приучены.
Молодец, что тут ещё скажешь...
***
Родион Кравчук, беженец из Славянска, 17-го июля ему исполнилось 12.
Очень приятный мальчик, любит погонять в футбол, не очень любит читать. Такой обычный пацан из многодетной семьи. Поэтому без всяких уговоров помогает по дому и возится с младшими братьями. Больше всего обрадовался мячу, сразу всем сказал: "Мячик будет мой, без спроса не брать". Хвостиком бегает за старшим братом и во всём старается ему подражать, забавно наблюдать.
Родители обещали выяснить, что он хотел бы получить в подарок, но я думаю, что он будет рад любому гаджету. Они их особенно в руках не держали, простенькие мобильники в семье были только у взрослых, игровой приставки у ребят не было, комп – один на всех, папин.
***
Эдуард Кравчук, беженец из Славянска, в августе будет 14.
Старший сын, папина надежда и мамин помощник во всех хозяйственных делах.
Очень приятный и воспитанный мальчик, всегда первым здоровается и благодарит за любую мелочь, хватает самые тяжёлые сумки, чтобы мама с папой не таскали.
На новом месте жительства моментально подружился с деревенскими ребятами и стал объектом воздыханий всех местных девчонок старше пяти лет. Утро Кравчуков теперь начинается с девчачьих писков под дверью: "А Эдик выйдет?". Неудивительно, такой широкоплечий и глазастый красавец, да ещё и очень приветливый, неконфликтный и ответственный.
У парня какие-то проблемы со здоровьем, вероятно низкое давление и не обследованная вегето-сосудистая дистония. Его моментально укачивает в любых видах транспорта. Думаю так, поскольку у самой в детстве то же самое было. Хорошо бы ему ЭКГ и ЭЭГ организовать в Твери и невропатологу показать.
А заметно, как у человека взгляд изменился? На первой фотографии мы с вокзала едем в первый день, на всех остальных он уже после нескольких дней жизни здесь.
***
Ангелина Кравчук, 6 лет, беженка из Славянска.
Если не считать старшую сестру по отцу Лику, единственная девочка Евгения и Оксаны. Абсолютное солнышко. У меня перед глазами до сих пор стоит, как эта перепуганная кроха стояла на вокзале с тяжеленным чемоданом в одной руке и 5-литровой бутылью воды в другой. И ведь ещё пыталась не отдать, "мне не тяжело, я очень сильная".
Ангелина очень органично сочетает в себе черты пацанёнка, которые конечно перенимает от братьев, и качества такой принцессы, уверенной в своей абсолютной неотразимости. И в драку на стороне братьев без страха впишется, и очень любит цацки - первым делом попыталась нацепить на непроколотые ушки серёжки из гуманитарной помощи. Очень похожа всем этим на Машу мою, но не такая избалованная и заласканная.
Абсолютно контактная девочка, легко общается с людьми любого возраста, рвётся во всём помогать маме и Лике во всём. Даже мелких на руках таскает.
Общаться с Ангелиной - одно удовольствие, очень взросло рассуждает, на все вопросы отвечает развёрнутым текстом, обожает позировать и потом рассматривать свои фотографии. Физически развита на свой возраст, интеллект тоже не отстаёт, но читает еле-еле, хотя осенью ей исполнится 7 лет. Не особо с ней кто-то этим занимался, некогда маме с ней над тетрадками сидеть, но всё поправимо, только бы со школой решилось к сентябрю.
***
Анжелика Кравчук, 25 лет, беженка из Славянска. Дочь Евгения Кравчука от первого брака.
Рано потеряла мать. Но в семью отца переехала ещё до этого по обоюдному согласию всех сторон.
Родила в 21 год мальчика, Диму, но так и живут все вместе. Про отца ребёнка я ничего не спрашивала.
Лика очень смешная. Говорит исключительно на характерном для юго-востока Украины наречии, русский знает плохо и поэтому стеснялась поначалу со мной разговаривать. Потом призналась, что не всегда понимает, когда я "быстро разговариваю".
Для детей отца она скорее выступает в роли второй мамы, чем сводной сестры. Так и воспитывают вдвоём с Оксаной всех шестерых.
На Украине Лика выращивала цветы. Она показывала мне фотографии своих роскошных клумб, которые наснимала второпях на мобильник перед отъездом - очень красивые и со вкусом сделанные цветники.
На мой взгляд, Лика и её сын Дима больше всех остальных нуждаются в психологической помощи. Даже по лицу видно, какой сильный стресс они пережили.
Она до сих пор вздрагивает от громких хлопков, всё время как бы пытается прикрыть собой ребёнка, хотя им ничего уже не угрожает. В присутствии посторонних старается лишний раз не отсвечивать, в разговоры не вмешивается. Да и по разговору с ней наедине мне показалось, что всё это не закончилось для неё до сих пор, хотя я конечно не специалист и могу ошибаться.
Приехала с огромными синяками под глазами, впалыми щеками, и вообще - очень бледная и худая, прямо рёбра и позвоночник через майку видны. Прямо такая болезненная худоба. Сейчас уже синяки поменьше, но всё равно очень заметны.
Рассматривая набор из четырёх маленьких флакончиков для душа спросила сначала "что это", потом - зачем нужен бальзам для волос, а потом сказала, что этим пользоваться жалко, нужно поставить на полочку в ванной в качестве украшения. Не жировали люди, да.
***
Ярослав Кравчук, 9 лет, беженец из Славянска.
Ярик немного отличается от братьев. Очень тонко организованный мальчик, по-моему. Может подолгу с удовольствием смотреть в окно на какое-нибудь дерево или наблюдать дождь, подмечает всё красивое, в восторге от Москвы, широких улиц и больших домов, нарядных людей. Умудрился даже отвесить мне цветистый комплимент по поводу стрижки. Дома никто не заметил, что я на пару сантиметров кончики подрезала, я сама об этом тут же забыла, а он заметил!
И при этом и самый озорной, шумный и шебутной из ребят. Но шалит совершенно безобидно и только когда это уместно. Совершенно живой ребёнок, и не скажешь, что уже столкнулся с большой трагедией.
Очень хорошая речь, не примитивная. И отзывчивый, даже просить не нужно ни о чём – и дверь придержит, и чай притащит, и стул предложит. Раз пять спросил, точно ли мы на следующей неделе приедем. Приятный очень мальчик, но в общем-то это о каждом из них можно сказать.
***
Дмитрий Кравчук, 3 года 8 мес., беженец из Славянска.
Сын Анжелики, внук Евгения.
Вот на Диму стоит обратить очень серьёзное внимание врачей, и притом срочно.
Ребёнок, как и мама, явно пережил сильный испуг и шок. Всё время капризничает, плачет, кричит, притом без видимой причины, либо смотрит в одну точку замершим взглядом. Не слезает с рук мамы, боится всего и всех. Практически не улыбается.
Физическое и интеллектуальное развитие сильно отстаёт: маленький рост и вес, почти не разговаривает, речь на уровне 2-летнего. Опять же – я не специалист, и, видимо, сравнение с собственными детьми не является в данном случае корректным, но, по-моему, тут всё на лице написано.
К сожалению, старшие не видят особых проблем ни в случае Димы, ни в случае Лики, но думаю, что мне удастся уговорить их показать обоих специалистам.
***
Тимур Кравчук, 1 год и 7 месяцев, беженец из Славянска.
Самый маленький, но вполне полноправный мужичок в семье.
Смешливый, охотно играет в любые предложенные игры, прекрасно понимает обращённую к нему речь, самостоятельный, не капризный. Но тоже любитель к маме на ручки влезть. А Оксана привыкла, что эта панда постоянно на ней висит, и ей это совершенно не мешает заниматься домашними делами.
Пытался вслед за братьями гуманитарку таскать, сердился, что его не пускают в этот общий весёлый кипеш, а когда дорвался, попытался одновременно волочить неподъёмный ящик с инструментами и тяжёлую большую сумку. Очень всех насмешил этим.
Ест, как и старшие дети, всё подряд, по поводу степени мытости фруктов или кипячения воды сильно никто не парится. Памперсами родители не пользуются, и не только по финансовым причинам, а ещё и потому, что считают их вредным. На горшок пока не просится, но Оксана готова стирать мокрые штаны и простыни с утра до ночи, лишь бы не памперсы.
***
Мы c беседовали с беженцами наедине, без представителей администрации. Они очень искренне и не напоказ благодарны России и её гражданам. Они не ожидали, что здесь их так хорошо примут, ехали в неизвестность и враждебное окружение – укроСМИ своё дело знатно делают. Первые пару дней боялись выходить даже во двор.
А потом местные узнали, что в профилактории на окраине города поселили беженцев с Украины, и потянулись бабушки с баночками варенья и купленными с пенсии конфетками для детей, местные предприниматели приехали с коробками бинтов и зелёнки, многодетные мамочки напекли домашних пирогов и печенья... Жаль, что этот первый порыв обычно очень быстро сходит на нет.
Они не собираются обратно. Им просто некуда, а мужчинам это ещё и опасно. Они хотят остаться здесь жить, работать, учиться, и очень рады, что слышат в учреждениях русскую речь и видят по ТВ русские каналы. Это их страна. И хочется надеяться, что это чувство приятия обоюдно.
Фото автора.
собрано Владимир Хлудов
.
.