Падение Славянска. Как это было

 Падение Славянска. Как это было  - фото 1Ровно год назад пал один из форпостов Новороссии – город Славянск. В ночь с 4 на 5 июля 2014 года под натиском превосходящих сил украинской армии и Национальной гвардии, под огнем непрерывно обстреливающий город артиллерии ополченцы под командованием Игоря Стрелкова вырвались из осажденного Славянска.
 
Как позже рассказал сам Стрелков, организованный прорыв ополченцев из Славянска оказался для украинских силовиков неожиданным. По словам экс-главкома ДНР, у него был категорический приказ – город не сдавать. Однако сил для обороны Славянска у ополченцев уже не было, а помощь не приходила.
 
«Когда я сообщил, что намерен выйти, мне несколько раз повторили приказ не выходить, оборонять Славянск до последнего. «Вас обязательно деблокируют, обороняйте Славянск». Спрашиваю: «Чем поможете?» Молчание. А у меня — тысяча человек и тысячи членов их семей. Положить их я права не имел. Поэтому я принял решение на прорыв», — так вспоминал финал Славянской эпопеи Стрелков.
 
По словам бывшего лидера ополченцев, тогда он и принял для себя решение: либо выйти со своим гарнизоном, либо вместе с ним погибнуть.
 
«Я принял решение выйти и считаю его правильным. Глубоко уверен, если бы мы не вышли из Славянска, потом не удержали бы и Донецк», — подчеркивал Стрелков.
 
Падение Славянска
 
Колонна Стрелкова с боями прорвалась из Славянска в соседний Краматорск, а уже оттуда на Горловку и Донецк. Именно этот прорыв дал возможность ополченцам усилить Донецк настолько, что он стал не по зубам украинской армии. Во многом благодаря «штыкам» Стрелкова, прибывшим в Донецк, город стал столицей Донецкой народной республики, а по факту столицей всей Новороссии.
 
Год назад, как позже рассказывал Игорь Стрелков, из Славянска под огнем было выведено до 90% техники и вооружений. Из города ушли около тысячи ополченцев, сохранивших оружие. Они, опасаясь мести силовиков, забрали с собой семьи, вместе с ними ушли и местные жители, помогавшие ополчению Славянска.
 
Для того, чтобы обеспечить прорыв ополченцев, в другом месте фронта был организован отвлекающий удар бронегруппы, которая попала под шквальный огонь украинской артиллерии и была почти полностью уничтожена. В ходе этого боя украинские силовики подбили танк, два БМП и два БМД ополченцев.
 
«Вечная память павшим Героям Славянска. Ценой своих жизней прикрыли отход боевых товарищей и эвакуацию мирных жителей. Вечная память!» — написал в своем блоге Колясников Сергей aka Zerg, сопроводив запись скрином страницы из соцсети.
 
Спастись, чтобы погибнуть
 
О бегстве из Славянска эмоционально написал военный корреспондент агентств «Россия сегодня» Андрей Стенин, который погиб под городом Снежное ровно через месяц после славянских событий.
 
Утром 5 июля российские журналисты, работавшие по аккредитации ДНР, обнаружили, что город опустел.
 
«Ополчение ушло начисто. Блокпосты пустые. В стрелковском штабе жгли бумаги – там тоже пусто и воняет горелым. Ситуация /очень-очень плохая/, мягко говоря. Нас трое, дико собираемся. Никто не ожидал. Никто не предупредил. Администрация гостиницы очень ждала этого момента. Их шатает от радости. Столько добра оставляем. И можно, наверное, получить за нас награду от нацгвардии», — писал год назад в Facebook фотокор (в настоящее время страница Андрея Стенина удалена).
 
По словам журналиста, на них таки успели донести, приехала местная милиция. «Иду в сортир и сжигаю аккредитацию ДНР. Смотрю в окно. Мусора уехали. Пока пронесло, — писал он — Сидим в гостинице. Ждем украинскую контрразведку или какое-то чудо».
 
Становится ясно, что «междуцарствие» закончится в ближайший час-полтора – украинская армия уже входит в город.
 
«По улицам в ажитации носятся жители. Тащат добро с блокопостов и незапертых магазинов. Мародерство … Слышим, как за забором ходят местные и поздравляют друг друга с освобождением. В городе оставаться нельзя, нас сдадут немедленно. Сосед смотрит на нас через забор с интересом», — описывал ситуацию Стенин.
 
Российским военкорам приходится выбираться самим.
 
«Едем просто наугад. На перекрестке рядом останавливается доброхот — «Езжай к продуктовому складу там столько добра!» — возбужденно советует он, приняв за тутошних. Грабеж повсеместный», — описывал местные реалии журналист.
 
Наконец, находят человека, который, несмотря на недобрый вид, готов помочь. Написанное дальше невозможно читать без волнения – уже зная, что через месяц со Стениным случится буквально то же самое, что и с теми, кто так и не смог вырваться из Славянска по «дороге смерти».
 
«Мы едем и видим расстрелянные автомобили на обочине. Еще вчера их не было. Через каждые сто метров стоит расстрелянная машина. И наша машина может стать одной из них каждую секунду. Это не страшно. Просто не смотришь в зеленку по бокам проселка. Смотришь вперед и думаешь, что не выберешься. Потому что если думаешь о хорошем – ничего не выйдет. Я не знаю, как мы смогли добраться до Краматорска. Двадцать машин из тех, что попались нам по пути – они не смогли. Мы смогли», — написал Андрей Стенин.
 
Это была одна из его последних записей в Facebook…
 
Сосиски и украинский флаг
 
Когда Славянск перешел под контроль украинских военных, над горсоветом был поднят флаг Украины, на фоне которого попозировал тогдашний министр обороны Украины Валерий Гелетей. На окраинах еще стреляли, но в городе уже было относительно спокойно.
 
Люди, последние месяцы сидевшие без воды, без еды, по подвалам, под непрерывными обстрелами, стали понемногу выбираться на улицу.
 
 
 
Привезли гуманитарную помощь, в основном, проплаченную богатейшим украинским олигархом Ринатом Ахметовым. Так соцсети обошла знаменитая фотография, как местные жители выстроились в очередь за халявными сосисками, а журналист Павел Каныгин снял, как народ пытается получить бесплатную колбасу, которую раздают военные.
 
«Что вы сейчас нас снимаете, на весь мир позорите, вы бы лучше снимали, когда нас день и ночь обстреливала украинская армия», — возмущаются люди, но из очереди не уходят.
 
 
 
Украинские СМИ не без удовольствия сообщали, что при раздаче сосисок местные жители «вычислили» двух «сепаратистов». Бдительные горожане тут же сдали «сепаров» украинским военным. Те признались, что действительно воевали на стороне ополчения, а за сосисками пришли потому, что их бросили, и им нечего есть.
 
 
 
Кстати, на другом ролике, выложенном Павлом Каныгиным, местные жители, хотя и берут гумпомощь, отнюдь не выражают восторга по поводу приходу «освободителей». Так местная жительница рассказывает, что все ополченцы – это местные, а не «русские» или «чеченцы», как утверждали украинские СМИ.
 
 
 
Женщина рассказала, что многие жители Славянска поддерживали идеи независимости региона, и что сама она является сторонницей ДНР. Другие женщины, хотя и не без опаски, также подтвердили, что отнюдь не звали украинскую армию, чтобы она их «освобождала». Женщину, которая сначала отказывалась от интервью, а потом высказала несколько слов против ополченцев, остальные участницы беседы едва не заклевали.
 
Информационная война
 
В тенденциозности рассказов о том, как живет Славянск после входа туда украинской армии, отличились обе стороны. Украинские СМИ вовсю поливали грязью ополченцев, сторонники Новороссии тоже не ограничивали свою фантазию.
 
«Оставшиеся в Славянске жители города заявляют о повальной «фильтрации» мужского населения. Всех подозрительных для украинских бандформирований трудоспособных мужчин поместили в концентрационный лагерь временного содержания, где к ним применяются пытки и издевательства. Одного из мужчин заставили петь гимн Украины, из-за того, что он спел неправильно, каратели его избили», — сообщало, например, в те дни агентство «Новороссия».
 
А 12 июля на «Первом канале» появился знаменитый сюжет про «распятого мальчика», который, судя по всему, был плодом фантазии измученной пережитыми потрясениями беженки, чем и воспользовались журналисты.
 
 
 
Умирающий город
 
Как пишут те, кто побывал в нынешнем Славянске, сейчас жители города немного успокоились: пережитый ужас не забыт, он просто ушел в подсознание. Но, по сути, Славянск так до сих пор и не оправился, а украинские власти делают недостаточно для того, чтобы город как-то преодолел коллективную психотравму. Как рассказывают в соцсетях местные жители, далеко не все эвакуированные вернулись в Славянск, зато в городе появилось много переселенцев из западных областей Украины, что не слишком нравится дончанам – слишком уж разный менталитет.
 
В городе высокая безработица, многие магазины, закрытые во время боевых действий, так и стоят заколоченные, жители жалуются на резко выросшие, даже по сравнению с остальной Украиной, цены, очень высок уровень преступности. Комендантский час давно отменен, но вечером жители лишний раз на улицы не выходят – вечерами в городе неспокойно. Город умирает, утверждают те, кто помнит Славянск до войны.
 
 
Ирина Петренко
Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить