Петр Порошенко затеял изменение Конституции. В новом варианте нет ни одной значимой уступки повстанцам Юго-Востока, зато есть пункты, усиливающие власть президента. А ведь, казалось бы, еще недавно Майдан в Киеве собирался против «диктаторских полномочий» Януковича. Теперь же Порошенко хочет обвести вокруг пальца и своих, и чужих.
Проект Конституции вносился в повестку Рады со скрипом. Пока еще союзники по парламентской коалиции указали, что Порошенко, говоря о децентрализации власти, лукавит: на самом деле, новый вариант Основного закона укрепляет президентские полномочия. Порошенко может получить единоличное право контролировать силовиков без оглядки на депутатов. Кроме того, он сохранит неприкосновенность президентов, судей и нардепов, хотя еще недавно на Майдане обещали всеобщее равенство.
Однако сам Порошенко настаивает на спешном голосовании за свой вариант Конституции, подстегивая депутатов тем, что, дескать, на переговоры с Донбассом нужно идти, имея в качестве аргумента принятый документ. Хотя почему Основной закон, где не выполнены требования по русскому языку и федерализации, должен удовлетворить Юго-Восток – остается загадкой.
Так что шансы на принятие Конституции от Порошенко пока что невелики. Она не устраивает ни правящее большинство в Раде, ни сторонников Новороссии.
«В Конституции Порошенко есть нюансы, которые говорят о том, что здесь нет усиления местного самоуправления. Один из пунктов, который является главным в контексте децентрализации, о том, что убираются администрации, а появляются исполкомы. Но тут есть нюанс. Да, появляется исполком, но почему-то избранный председатель совета из депутатов и возглавляет этот исполком. То есть, происходит концентрация власти, которая не отвечает общепринятым правилам. Возникает опасение, что мы будем таким образом порождать региональных олигархов. Есть целый ряд других моментов. Конституция нуждается в очень серьезных доработках», — говорит юрист Виктор Мусияка.
«Генпрокурор становится зависим от президента, потому, что глава государства имеет право досрочно уволить генпрокурора. То есть, такие моменты есть, и их много», — приводит другой пример правовед Игорь Колиушко.
«Есть масса замечаний, связанных с переподчинением, например, Антимонопольного комитета президенту. Это все требует дискуссий со специалистами, потому, что поправки в Конституцию должны быть осмысленными, а процесс их применения долгосрочным», — протестует против спешки политолог Ярослав Макитра.
«Каждый новый украинский президент начинает с того, что он пытается поменять Конституцию. Этот процесс стал таким же будничным, как наступление дня и ночи, поэтому я отношусь к переделке Конституции крайне негативно по той причине, что президента Порошенко избирали с одними полномочиями, а сегодня он пытается получить полномочия, на которые его не делегировали. Это юридически некорректно, и с моральной точки зрения сомнительно. Поэтому я считаю, что изменение Конституции возможно, но только при условии, что оно вступит в силу уже с избранием следующего президента. Ну и, кроме того, фактически был достигнут консенсус о том, что Украина стала парламентско-президентской. Я думаю, те полномочия, которые сейчас пытается получить президент, они нелогичны. Также, там отсутствует ряд его обещаний, в частности, о децентрализации власти. Я считаю, что проект Конституции Порошенко очень сырой, и принимать его в таком виде Верховная Рада не станет», — говорит политолог Тарас Березовец.
«Я не думаю, что этот вариант Конституции соберет 300 голосов. На самом деле, там ни одного определенно обозначенного момента децентрализации. В некоторых отношениях даже ухудшается та ситуация, которая есть сегодня. Там есть пара плюсов, но они легко потом могут быть перечеркнуты и отменены законами. Например, специальный статус языка, который может вводить местная власть. Что такое «специальный статус» — неизвестно, а вводить его можно в соответствии с каким-то законом, который еще не написан. Поэтому, это все можно «зарубить». Также, там есть элементы, которые усиливают полномочия президента по сравнению с тем, что действует сегодня. В то же время, требования юго-востока вообще проигнорированы. Я считаю, что юго-восток должен получить особый статус. Это просто смешно, если в Донецкий регион будет с таким же статусом, как Тернопольская область. Он должен получить автономный статус, который предусмотрен в Конституции, как отдельный, не такой, как у других областей Украины», — резюмирует политолог Михаил Погребинский.