Как и было обещано, во время своей инаугурационной речи Петр Порошенко обозначил основы своей политики по восстановлению территориальной целостности страны. Вопреки просьбам ОБСЕ и лидеров европейских стран, он отказался от диалога с сопротивлением юго-востока.
Свой подход Порошенко изложил в своей инаугурационной речи. Так, обращаясь к жителям юго-востока, он не предоставил четкого обоснования основ и методов децентрализации страны. «С чем я как Президент приеду к вам в самое ближайшее время? С миром. С проектом децентрализации власти. С гарантией свободного использования в Вашем регионе русского языка. С твердым намерением Не делить украинцев на правильных и неправильных. С уважительным отношением к специфике регионов. К праву местных общин на свои нюансы в вопросах исторической памяти, пантеона героев, религиозных традиций. С проработанным еще до выборов совместным проектом с нашими партнерами из Евросоюза по созданию рабочих мест на Востоке Украины. С перспективой инвестиций, с проектом программы по экономической реконструкции Донбасса.» Сами же местные жители не верят ни в какие обещания, не прописанные в конституции, а также в желание Евросоюза создавать места на Донбассе – Соглашение об ассоциации, экономическую часть которого Порошенко намерен подписать в «ближайшее время», скорее похоронит остатки промышленности Донбасса, а также всей Украины. При этом Порошенко отказал в главном требовании кругов Юго-Востока и абсолютного большинства адекватных экспертов, признающих провал строительства на Украине мононационального государства и украинской нации в целом - федерализации. Вместо этого Порошенко заявил, что Украина «была, есть и будет унитарным государством. Бред о федерации не имеет почвы в Украине». И государственный язык на Украине, по словам президента, будет лишь один – украинский. И Крым он обязательно вернет.
Порошенко отказал жителям юго-востока не только в федерализации, но и в простом диалоге. Элементом любого компромиссного завершения гражданской войны является всеобщая амнистия для сторон, которые участвовали в войне (за исключением наиболее радикальных элементов, совершавших преступления против человечества). Формально Порошенко заявил о готовности амнистировать сепаратистов, однако обставил эту амнистию такими условиями, что сепаратисты не могут на нее рассчитывать.
Так, Порошенко гарантировал «освобождение от уголовной ответственности тех, на чьих руках нет крови украинских воинов и мирных людей. И тех, кто не причастен к финансированию терроризма». То есть ни один из бойцов или командиров ополченцев, участвовавших в сопротивлении карательной операции и устраивавших засаду армии и Национальной гвардии, на амнистию рассчитывать не может. С ними Порошенко даже отказался разговаривать – президент заявил, что настроен на мирный диалог, «но не со "стрелками", "абверами", "бесами" или прочей нечистью. Речь идет о диалоге с мирными гражданами Украины. Даже с теми, кто придерживается иных, чем я, взглядов на будущее страны». Для создания новых, «легитимных» партнеров для диалога Порошенко намерен провести на Донбассе внеочередные местные выборы. В свою очередь, сами каратели – в частности те, кто расстреливал раненых в Красном Лимане – будут амнистированы, поскольку сами ополченцы не относятся Киевом ни к категории «украинских воинов», ни тем более к «мирным жителям».
Неудивительно, что в Крыму и в самопровозглашенных республиках Донбасса выступление Порошенко восприняли без энтузиазма. «Мне сложно комментировать этих людей. Я стараюсь в последнее время этого не делать, потому что они заточены на другой вектор, на другие распоряжения, - заявил председатель Госсовета Республики КрымВладимир Константинов. – Неадекватность этой власти была с первого момента очевидна, и сейчас такие заявления более походят на фантастический бред. Раз так говорит, значит ему хозяева так сказали. Мы уже услышали, что государственный язык будет только украинский, хотя Украина тысячи лет была в составе русского мира». На Донбассе же, как ожидалось, выступление Порошенко восприняли как фактический отказ новой киевской власти от переговоров. «Напомню, что 11 мая состоялся референдум о независимости Донецкой народной республики. После этого ДНР стала независимым государством. Петр Порошенко - президент другого, соседнего государства. Его заявления нас не касаются», - заявил премьер-министр Донецкой народной республики Александр Бородай.
Интересно, что с критикой Порошенко выступили и некоторые представители Западной Украины. Украинские националисты возмутились тем, что во время инаугурации нового президента часть его речи (та, в которой он обращался к жителям Донбасса) была на русском языке. «Пересопницкое Евангелие - первая достопримечательность украинского языка с глубины 16 века, на которой президент только что поклялся - кричало молчаливым криком об этом страшном преступлении в третьем тысячелетии », - возмущалась украинская нацистка Ирина Фарион1. – Тысячи наших предков держали крепость нашего языка. Откуда сегодня такая беспрецедентная форма лакейства? Держаться. Борьба продолжается». По всей видимости, до полного самоубийства Украины.