
Результаты совместного социологического исследования РБК и Президентской академии раскрыли предпочтения российских потребителей вина. Массовые потребители предпочитают полусладкие вина и употребляют их несколько раз в год, в то время как ценители отдают предпочтение сухим винам и пьют их регулярно
Исследование выявило предпочтения различных групп в отношении сортов, частоты употребления, мест покупки и бюджета, а также определил отношение к вину как к культурному явлению. Хотя большинство опрошенных не видят вреда в умеренном потреблении вина и воспринимают его как часть культуры, значительная часть (около трети) считает вино дорогостоящим продуктом, более подходящим для женской аудитории.
Кто участвовал в опросе
В телефонном опросе участвовали 1419 респондентов старше 18 лет, проживающих на территории России, интернет-анкету в официальных телеграм-каналах РБК заполнили 4039 человек. Результаты анализировали эксперты Лаборатории полевых исследований Президентской академии под руководством Дмитрия Рогозина.
«Можно сказать, что доля ценителей среди всех россиян не превышает 11% населения старше 18 лет (именно такой процент респондентов телефонного опроса попал в группу ценителей вина)», – отметил заведующий лабораторией Дмитрий Рогозин.
Портрет ценителя вина
Чаще всего это молодой горожанин с высшим образованием и хорошим достатком. Значительная часть (почти 47%) таких ценителей зарабатывает свыше 200 тысяч рублей в месяц. В отличие от них, типичный массовый потребитель вина – женщина старшего возраста, проживающая в небольшом городе или селе, с более скромным уровнем образования и дохода. Только 13% массовых потребителей имеют доход свыше 200 тысяч рублей в месяц.
Анализ данных показал существенное различие в отношении к вину между массовыми потребителями и ценителями. В сегменте массовых потребителей значительно больше людей (46%) вообще не употребляют вино, в то время как среди ценителей таких лишь 4%. Кроме того, частота потребления вина также отличается. Массовые потребители чаще всего пьют вино несколько раз в год (36%), а ценители – один или несколько раз в неделю (40%), причём 9% из числа ценителей употребляют вино ежедневно.
Дмитрий Рогозин пояснил разницу между данными исследования о стоимости вина, приобретаемого россиянами, и результатами опроса. Он указал, что средняя цена, фигурирующая в исследовании, отражает общий объём продаж и включает покупки вина по различным ценам. Опрос же основывается на субъективном восприятии респондентов о том, какую сумму они готовы потратить на бутылку вина. Таким образом, разногласия между этими данными отсутствуют.
Игристое единство
Анализ предпочтений в потреблении вина выявил различия между массовым потребителем и ценителем. Массовый покупатель отдаёт предпочтение красным (42%), тихим (42%), сухим (39%) или полусладким (33%) винам.
Профиль любителя вина более разнообразен: почти равное количество предпочитают красные (41%) и белые (35%) вина, при этом подавляющее большинство выбирают тихие (73%) и сухие (83%) варианты.
Значительная часть ценителей также предпочитает розовые и оранжевые вина, практически не представленные в предпочтениях массового потребителя. Единство вкусов наблюдается лишь в отношении игристых вин, которые одинаково популярны в обеих группах (около 20%). Таким образом, массовый рынок характеризуется более консервативными предпочтениями, в то время как ценители демонстрируют более широкий спектр вкусовых пристрастий и склонность к менее распространённым винам.
Сколько готовы заплатить
Эксперты отметили, что покупатели стремятся к оптимальному соотношению цены и качества вина. Стоимость, которую готовы заплатить за бутылку, зависит от сорта, дохода и других факторов. Из-за роста пошлин и валютных курсов импортное вино подорожало, стимулируя спрос на отечественные вина, которые доступнее, но не уступают по качеству. Российские покупатели, как и потребители других стран, чувствительны к цене и покупают вино в рамках своего бюджета, учитывая уровень жизни, доходы и интерес к новым продуктам.
Опрос показал, что рядовые покупатели и ценители вина чаще всего готовы потратить на бутылку около 1000 рублей (61% и 68% соответственно). Хотя среди ценителей больше тех, кто склонен к более высоким тратам, но лишь 4% из них готовы приобрести вино дороже 4000 рублей.
Импортное или российское
Популярная цена импортного вина – около 1000 рублей за бутылку, это выбор 21% массовых потребителей и 52% ценителей. Ценители чаще готовы платить 2-3 тысячи рублей: 27%, против 17% для российского вина и 13% среди массовых потребителей, против 9%. Россияне больше платят за импортное вино. Российские вина чаще пьют знатоки: 48% массовых потребителей и 76% ценителей. Знатоки лучше осведомлены о производителе: 83% против 55% среди массовых потребителей, что подчеркивает бОльшую взыскательность аудитории ценителей.
Реклама и онлайн-продажи
Знатоки вина более восприимчивы к рекламе и онлайн-продажам. Их интерес к вину подкрепляется активным поиском информации, анализом рейтингов и рекомендаций, поэтому реклама для них — важный источник новостей о новинках и актуальных трендах. В отличие от случайных покупателей, предпочитающих очный выбор, эксперты готовы заказывать вино онлайн, полагаясь на описания и профессиональные оценки. Поэтому онлайн-продажи могут быть удобны для поиска редких вин, которые не всегда есть в розничных магазинах.
Винный туризм и просвещение
Опросы выявили существенные различия в туристических привычках и знаниях о винном туризме между любителями вина. Группа ценителей (люди с большим доходом) чаще путешествуют (58% против 34%), и значительно лучше осведомлены о винном туризме (50% против 13%). Хотя более половины обеих групп посещали винодельни, именно ценители вина чаще планируют подобные поездки в будущем (33% против 14%).
Рост популярности вина обусловлен развитием винодельческого образования, энотуризма и дегустаций, позволяющих потребителям открывать для себя новые вина. Просветительские проекты и прогресс отечественного виноделия, выразившийся в повышении качества и разнообразии вин, также способствуют этому. При этом большинство людей, по словам экспертов, по-прежнему равнодушны к качеству вина, поэтому просветительская работа по повышению винной культуры населения остается важной задачей.
Фото ТАСС
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON