Кем вы считаете себя в первую очередь: музыкантом, артистом, режиссером, поэтом?
В первую очередь?.. Мне кажется, что музыкантом я стал в пять лет, а может и раньше. В шесть я пошел уже в музыкальную школу и был принят с первого экзамена по классу баяна. С помощью таких людей, как Бари Каримович Алибасов, Иоаким Георгиевич Шароев я стал режиссером. Правда, приобщился к постановочной деятельности еще до знакомства с ними. Я режиссировал вечера, когда учился в школе.
В советское время перед дискотекой всегда проводилось какое-нибудь творческое мероприятие. Вот я и занимался его постановкой: сначала писал сценарий, а затем режиссировал... Но, думаю, не то главное, что я артист, музыкант, поэт, режиссер. Предпочтения в этом ряду ничего не значат.
Я мужчина. А по большому счету это звание ко многому обязывает. У меня есть дети, жена... Я несу за них ответственность и что бы ни делал, всегда помню об этом. Вот что для меня главное в первую очередь.
Кто были ваши родители, и как они попали в Германию, а с ними – и вы?
Мой отец был военный. По приказу Родины был направлен служить за границу, в Германию. А за ним – и мы с мамой. Мне тогда было четыре с половиной года. Папа служил, мама работала, я рос и учился. Мы побывали в Вюнсдорфе, Ризе, Потстдаме, во многих воинских частях.
Там, в Германии, я пошел в музыкальную школу, там же и в общеобразовательную. Там родилась моя сестра, и первые воспоминания детства связаны именно с тамошними местами. У нас было счастливое детство, поверьте. Правда, за ворота части мы не выходили.
Вас не пугала замкнутость пространства?
Нет, не пугала.
А мама кто по профессии?
Мама – доктор, точнее, детский врач.
Вы уже в детстве сделали «карьеру». Как вам удалось стать главным пионером СССР.
Я был сначала председателем районного пионерского штаба. Проявил себя с хорошей стороны. Районный штаб выдвинул меня в делегаты съезда пионеров, после этого я стал председателем Всесоюзного пионерского штаба. В 1984 году пионерию награждали почетным знаменем ЦК КПСС. Так вот это знамя на Красной площади получал я.
Из тех людей, которые вас тогда окружали, кто-то выдвинулся в большие начальники?
Да, выдвинулся, и не один. Имен, извините, называть не буду.
Они вам помогали когда-нибудь?
Нет, никогда, но держали меня в своем поле зрения.
В этом году вы проводили в школах экоуроки. Что привело вас к теме экологии?
С экологией у меня очень много связано еще с пионерских времен. Но то уже дела минувших дней. Знаете, в свое время я даже занимался проблемой мусоропереработки. И довольно активно. Тогда я работал директором по культуре и спорту в организации с длинным названием, которая помогала нуждающимся в социальной защите. Однажды у нас в офисе появились ребята, у которых был проект по переработке мусора. Польза от его внедрения не вызывала сомнения. Это была российская разработка. А в то время, увы, ни товары отечественные, ни проекты, ни технологии не пользовалось спросом, предпочтение отдавалось всему заграничному. И сфера утилизации и переработки отходов не стала исключением в этом отношении. Применялся европейский опыт, хотя и не всегда удачно. Мы долго возились с этим проектом, пытаясь продвинуть его, ходили по инстанциям...
Построили завод?
В том-то и дело, что не вышло, несмотря на все наши хлопоты. А все из-за того же тяготения к западному.
Сейчас я об экологии думаю как о будущем для наших детей. Все -таки хотелось бы, чтобы им достались природные условия не хуже наших нынешних. Хотелось бы, чтобы у них был ну хотя бы уровень моего потребления кислорода.
Экоуроки – что это?
Это очень интересная и в то же время полезная инициатива Правительства Московской области, а точнее министра экологии и природопользования Александра Борисовича Когана и его новой команды. Это такая игра – «Стратег». Учащимся старших классов условно предлагается побыть правительством: министрами, губернаторами. Им условно назначается бюджет и даются данные местности и хозяйства. На территории имеются мусорные полигоны. Так же есть и мусоросжигательные и перерабатывающие заводы, а если нет, то надо их построить. Предполагается, что общественность этого региона не дремлет, имеет свое твердое мнение, и если ничего не предпринять для экологии, то народ возмутится. Это такая «мини-Монополия». Она и познавательна и развивает деловитость, смекалку, организаторские способности, а главное – веру в необходимость бороться за чистоту окружающего мира. Тут чтобы условно справится, надо быть, конечно, тоже условно, и бизнесменом, и государственным, и политическим деятелем.
А вы что делаете на этих уроках?
А я провожу игру. Экоуроки – это эко-квест«Стратег».
Это увлечение (экоуроки) не мешает остальным занятиям?
Я в таком ритме живу давно. В свое время я понял, что свободное время надо отдавать не дивану у телевизора, а тратить его на участие в каком-то полезном для страны и общества деле. У меня концерты вечером, а утром и днем – можно что-то предпринять. Конечно, когда готовлю новую программу, у меня времени ни на что не хватает. Сижу в студии круглые сутки. Все мое внимание сосредоточено на музыке, стихах, аранжировке. Я, кстати, очень люблю работать в студии. Зато потом, когда программа закончена, жизнь входит в другой ритм, нормальный. Время свободное для меня ценно – зачем же его выбрасывать на ветер?
Я никого не призываю поступать так же, никого не учу жизни. Каждый волен сам выбирать, что ему нужно.
В пору расцвета «На-На» вашим фанатам было примерно по 15?
По всякому, были и младше и старше.
Вы учитываете возраст публики, фанатов, когда подбираете репертуар?
Понимаете, в чем дело. Меня зовут Владимир Лёвкин. Я люблю по-своему музыку, сочиняю по-своему стихи, и складываю то и другое по-своему в песни. Мне интересны определенные тенденции и течения. А подстраиваться под кого-то я вряд ли смогу. У меня свое образование, свой опыт, свои чувства. Наверное, это влияет на мое творчество. Я такой. По-своему и хорош и плох. Но такой. У меня свое мироощущение, и я не претендую, чтобы его объявили единственно правильным. Я пишу то, что созревает внутри меня и затем выражается в песнях. Их можно послушать на моем новом альбоме, который называется «Жизнь в 3 D». Там нет специального стремления к какому-нибудь направлению. Мне нравятся многие, и потому это эклектика – соединение разных стилей, где существует мелодия. Назовите это моим стилем, если хотите. Я не говорю: «Бегите на мои концерты!», – я говорю: «Если вам нравится, то я с удовольствием для вас спою. Если не нравится, что ж, есть масса других исполнителей, которые создают что-то другое».
Подражают ли ваши фанаты вашим поступкам, помогают ли вам чем-нибудь конкретно?
Если это и случается, то без моего ведома. Видите ли, нас немножко по-другому учили – в школе, обществе. И, конечно, моя семья воспитывала меня в том духе, что мы все народ, и разница между людьми не так уж велика. Так что я не считаю себя исключительным человеком. Известным – да. Одаренным – да. И все же я обыкновенный человек, как и другие, – не Бог, не образец. Поэтому подражать мне не нужно. Пусть фанаты живут по заветам, которые дал Господь. Мне кажется это будет правильным.
Говорят, вы участвовали в выездной сессией АСЕАН? Как занесло вас на эти галеры?
Ну, это довольно интересная история. Это была уникальная практика: я заставил петь целый отдел министерства иностранных дел России. То есть, поставил голоса, отрепетировал пение, срежиссировал.
Зачем им это понадобилось?
Знаете, у них обычно после сессии бывают такие творческие вечеринки. Каждая делегация показывает, если может и желает, какие-нибудь художественные номера.
Так было и в тот раз: после сессии была организована творческая вечеринка. Наши дипломаты решили, что министр иностранных дел споет, а делегация ему подпоет хором.
А чтобы выступление получилось на приличном уровне, меня пригласили с ними позаниматься. Я согласился и принялся сразу за дело. Мы разучили несколько музыкальных произведений. Даже записали их в студии, чтобы, прослушивая запись, отмечать, где получилось хорошо, а где плохо. Такой метод очень эффективен, потому что со стороны все виднее. И после этих занятий они стали очень хорошо петь. Не без гордости могу сказать, что наша делегация во главе с министром всех покорила.
Что нового в вашей музыкальной жизни?
Недавно мы выпустили новую виниловую пластинку под названием «Тысяча лун». Готова новая программа, и в конце апреля у нас начинается тур по России.
Сейчас я как продюсер вывожу в поле эстрадного шоу-бизнеса новую певицу, которую зовут Маруся. Мы сейчас выпускаем её альбом, остались буквально последние штрихи в оформлении.
Есть у меня какие-то наметки по поводу своего нового альбома. Но целиком в программу это еще не сложилось. Надо, чтобы задумки отлежались, созрели для единой формы. В ней будут мои песни, песни моих друзей композиторов и поэтов. Для меня альбом – это не просто набор музыки, а уже выстроенная по настроению программа с чередующимися ритмами, впечатлениями.
Есть еще один большой проект, в котором кроме меня участвуют певица Гульназ, Маруся и молодой коллектив «Джинсовые мальчики». Такая программа 0+. Она называется «Под одним зонтом». Это весело, легко, без всякого груза. Просто такие песни, которые объединяют и детей и взрослых.
Давайте обратимся к истории. Почему вы ушли из «На-На»? Вам не было страшно все менять?
А понимаете... Я практически десять лет работал в группе «На-На». Страна менялась, мы менялись, жизнь. А творческий коллектив – об этом писали все значимые режиссеры, в том числе и Станиславский, – может существовать 6-7 лет. А дальше идут новые веяния, и нужны новые вливания в идею. Дело не в узости коллектива или музыкальных представлений. А в том, что человек должен идти дальше. Расти должен.
Да и в тридцать лет косить под молодого мальчика – это как-то и скучно, и грустно.
Бари Алибасов собрал новую группу под старым названием. Как вы относитесь к этому?
Да нет, группа все та же. Просто два новых солиста.
Бари не звал вас работать вместе?
Нет. Но когда было 25-летие группы меня приглашали выступить, и я, конечно, согласился – спел. По-моему, все это естественно.
Вам бы хотелось вернуться во времена «На-На»?
Нет. Хотел бы вернуться в тот возраст, но не во времена. С тех пор мы многое пережили. Мы уже находимся в другом мире, то старое прошли и идем дальше. Тут же одно из двух: либо ностальгируем и стоим на месте, либо движемся вперед. Но я знаю, что останавливаться – подобно смерти.
Считаете ли вы себя баловнем судьбы? Или наоборот, – что жизнь ваша драматична?
Никогда об этом не думал. Я только считаю, что каждому из нас в этой жизни нужно что-то сделать. К своему прошлому я отношусь с уважением. Ко всему: детство, пионерская организация, группа «На-На», группа «КедЫ». У меня есть планы на будущее, но живу я сегодняшним, настоящим. Вот мы с вами сидим, разговариваем – и это уже хорошо. С утра меня разбудила дочь. Вы не представляете, какое это счастье! Ей всего три с половиной года, она разбудила меня и сказала: «Папа, поехали в детский сад, у меня репетиция». – «Какая репетиция?» – «Я играю курочку». Вот и всё. Встал, собрался и поехал.
О чем мечтаете? Что еще не успели в своей многообразной жизни сделать?
Дом хочу. Большой. Жена со мной солидарна. Работаем над этим. Дом, конечно, в прямом смысле. На природе. Точно не в Москве, но не очень далеко от нее. В Подмосковье есть замечательные места, которые я очень люблю.
И детей хочу. И очень много.
Вы счастливы в семейной жизни?
Каждому человеку дана своя половина, начиная от Адама, которому бог послал Еву. И когда эти половины соединяются, всё становится намного проще и естественней. Люди понимают друг друга, доверяют друг другу, идут по жизни вместе. Это очень важно, когда ты дома можешь быть самим собой. Не играть, а быть тем, кем есть.
Чем занимается ваша жена?
Жена занимается телевидением, кастингом на одном большом канале. Но у нас она теперь – певица Маруся. Это уже другая работа, другие законы, правила.
Она впервые меня увидела, когда ей было 11 лет. А встретились мы с ней, спустя много-много лет, и поняли, что нам хорошо вместе.
Вы советуетесь с ней в своей работе?
Это зависит от дела. Есть такие, которые мы должны решить сообща. А по делам бизнеса это ни чему. Ну зачем ей о них знать? Но надо признать, что у Маруси есть какое-то глубокое чутье. Иногда нет-нет да и спросишь: как по-твоему лучше сделать – так или так? Есть два варианта, а она выдает третий, о котором я даже не подумал. У нее мощная женская интуиция. Так что, видите сами, выходит не все так однозначно. Оказывается, и в этом вопросе нельзя сказать только: да или нет. Жизнь многогранна. И не стоит искать в ней только – либо белое, либо черное, – в мире много цветов, ничто не бывает однотонно.
Хотели бы вы, чтобы дети ваши пошли по вашим стопам?
У Ники – моей младшей дочери, это уже происходит, она любит петь. Если за ней не уследят в гримерке, она обязательно выбежит во время концерта на сцену, отберет у мамы микрофон и начнет петь. Сейчас она еще очень маленькая, ей три с половиной. Девочка растет, развивается. Я не нажимаю сейчас и потом не буду этого делать, пусть сама идет по своему пути. Спасибо моим родителям, они никогда на меня не давили, давая возможность самому определиться в своей жизни.
Был бы я счастлив, если б она пошла по моей дорожке? Не знаю. Творческая единица – это всегда очень сложно.
Старшая дочка Вика уже работает по организации форумов, молодежных движений, способствует занятости молодого поколения, хотя еще учится в Шолоховском. У нее хорошо получается. Она была и вожатой, и старшей вожатой во всяких детских развивающих лагерях – в Москве и на юге страны. Даже в Болгарию ездила. Как один из лучших представителей волонтерского движения встречалась с мэром Москвы. Что-то обсуждали, о чем-то говорили.
Вы пробовали себя в политике? Были предложения от партий вступить в их ряды?
Предложений было много. И даже очень серьезных. Опять таки к этому нужно подойти, созреть для этого. Процесс становления меня как политика мне кажется сложным и продолжительным. Нужно пять лет специального пиара, чтобы выбрали в Думу. Причем подход должен быть всеобъемлющий. Сейчас многое из своей деятельности я не освещаю, потому что считаю это личным делом. Например, помощь детским учреждениям, другая благотворительность – это мои маленькие радости. Но политик должен все использовать, чтобы заслужить авторитет. Ему нужно делать себе «лицо». Для того, чтобы войти в политику, мало быть известным музыкантом, нужно демонстрировать себя как борца. Мне же хочется не демонстрировать, а только что-то делать – тихо, спокойно, не считая себя по причине проявленных благих инициатив кем-то особенным. К тому же на пиар нужны огромные средства. Впрочем, ни от чего зарекаться не стану. Время расставит все на свои места.
Пока меня знают как музыканта, и, может быть, это и хорошо.
А вы сейчас смогли бы, как тогда в 1998 -м, резко поменять жизнь?
Это сейчас как раз и происходит. Мое участие «Точь-в-точь» показало многим, что артист Владимир Лёвкин отдельно от группы «На-На» существует. В программе было 12 образов, и очень непростых, которые надо было показать на камеру для многомиллионной аудитории телезрителей. И убедить судей. Мы чуть-чуть не добрали до победы, буквально чуть-чуть. Но, с другой стороны, заявили о себе.
Сейчас я и моя команда работаем самостоятельно. Раньше у меня была своя аудитория поклонников, свои заказчики, которые меня постоянно приглашали на протяжении многих лет на концерты и все остальное. А сейчас мы сами выстраиваем полностью гастрольный график. Договариваемся, заказываем, выступаем. Путь этот сложнее, зато достойней.
У вас есть девиз?
Когда мы были пионерами, помню, у нас были лозунги:
«Не согласен — спорь», «Отвергаешь – предлагай», «Пришёл – не молчи».
А потом еще: «Кто, если не ты?»
Сейчас я говорю себе в минуты уныния или усталости: «Я еще не все сделал».
Или вот еще такое: «Не дождетесь!»
Беседовал Юрий Андрийчук
Фотографии предоставлены пресс-службой «Контора по связям с общественностью»