Сказочное для большинства наших соотечественников Беловодье имеет земные координаты: Республика Алтай, окрестности Белухи, междуречье Бухтармы и Катуни. Но пути в чудесную страну «ведомы лишь избранным». Так говорил Николай Рерих, считавший эти места священными.
Долгое время Беловодье отождествлялось с Шамбалой, пока в 2004 году дважды доктор (медицинских наук и философии) Юрий Захаров не отыскал настоящую столицу государства Шангшунг, древнейший центр научных знаний и религиозной мысли.
Но «страна избранных» в горах Алтая не утратила мистического ореола. Разгадка тайны – впереди.
Откуда название? Кто эти люди?
По распространённой «бытовой» версии, в заповедных землях над белыми, молочными реками висит густой туман. По легенде, в которую верит большинство искателей страны благоденствия и счастья, на Алтае обитали, а, возможно, и сейчас живут в недоступных краях духовно продвинутые, просветлённые, чистые в помыслах, а по-простому – «белые» люди.
То, что сегодня выглядит сказкой, многие столетия представлялось очевидным. Существуют свидетельства, что первую экспедицию для изучения Беловодья снарядил один из самых просвещённых людей своего времени – Иван Грозный.
Для старообрядцев, бежавших в ХVII веке от гнёта государства и реформированной церкви, Алтай стал царством свободы, прежде всего, в прямом смысле. Но знанием о чудесном Беловодье, территориально отождествляемом с горами на востоке России, они, бесспорно, обладали.
Надо сказать, в Уймонской долине, у подножия Белухи, старообрядцы чувствовали себя прекрасно. Эта гора обладает особым магнетизмом: здесь щедрые урожаи и высокие приплоды, образно говоря, вдоль кисельных берегов текут молочные реки, а живущие поблизости люди почти не болеют, всегда ощущают прилив сил и хорошее настроение.
Всё это позже породило у некоторых исследователей предположение, что в беловодцы молва записала чуравшихся любого общения с чужаками староверов. А чудесной страны как таковой нет. Но, по свидетельствам современников, уже в XVII веке некоторые жители Уймонской долины «пропадали». А потом возвращались в особом состоянии духа, объясняя, что побывали в Беловодье. Признавались, что видели там много «диковинных штучек», но рассказать о них не могут, так как дали слово молчать…
Двумя столетиями позже откровения странников, воочию видевших Беловодье, слышали и частично воспроизвели в своих книгах Павел Мельников-Печерский и Вячеслав Шишков.
«…если счастье от рождения тебе дадено, – передавал один из таких рассказов Шишков, – увидишь Беловодье самолично. Земли в нём тучные, дожди тёплые, солнышко благодатное, пшеница сама по себе круглый год растёт – ни пахать, ни сеять, – яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счёта стада пасутся – бери владей». Из воспоминаний о писателе известно, что алтайские старообрядцы рассказывали ему, как беловодцы не раз выходили из пещер, чтобы купить у крестьян товар. Светловолосые люди, очень высокого роста, рассчитывались настоящими золотыми монетами и исчезали, прежде чем народ успевал сообразить, что такие деньги в Российской империи не ходят.
Вероятно, в XVII и даже в XVIII веке путь в Беловодье был ещё относительно доступен. Но к началу XIX столетия эти места стали весьма посещаемыми. В 1836-м подступы к Белухе и она сама были исследованы. Фридрих Геблер определил высоту горы, собрал коллекцию растений, описал ледники. В общем, ещё до того, как в 1914-м братья Троновы совершили первое восхождение на Белуху, «светловолосые высокие люди» могли решить, что им пора перебираться в более сокровенное место. Старообрядцы Уймонской долины хранят воспоминания предков, как Николая Рериха с женой проводники вели в заветную страну через горные пещеры.
О сокровенном
В 1949-м в выходившей в Калифорнии русской газете «Новая Заря» было впервые обнародовано «Сокровенное сказание о Беловодье», устный апокриф, восходящий, возможно, к первой половине XI века. Текст, записанный летом 1893 года в Тамбовской губернии со слов монаха Вышенской Успенской мужской пустыни, не мог стать общеизвестным, пока его хранитель не узрел предвиденный рассказчиком особый знак, который снимал «обет молчания».
В истории, передававшейся прежде из уст в уста, описывается удивительное путешествие киевских послов в страну добродетели и справедливости. Будто бы за год до крещения Руси к великому князю Владимиру явился инок Сергий, уже обращённый в христианство в малолетнем возрасте на Афоне. Он поведал, что во время пребывания в византийских монастырях слышал от тамошних отшельников о существовании далеко на Востоке загадочного государства – Королевства Белых Вод. Великий князь, определяясь, какая вера нужна Киевской Руси, отправлял тогда во многие страны посольства. Заинтересовавшись рассказом монаха, Владимир снарядил и его с помощниками в неизвестную страну, рассчитывая, что через три года все вернутся. Однако монах Сергий, один, объявился в Киеве лишь спустя 49 лет. Князя Владимира уже не было в живых. А Сергий семь лет молчал и только в предчувствии кончины, на исповеди, поведал тайну своего удивительного путешествия и пребывания в Беловодье.
Из «Сокровенного сказания»: «Высокие горы со снеговыми вершинами окружали нас… Переспав третью ночь, на рассвете, проводник заявил, что дальше он не может меня провожать… После полудня путь мой протекал вдоль горного озера… На откосе горы направо я увидел жильё, освящённое последними лучами заходящего солнца. Возблагодарив Создателя, дающего мне пристанище, я безмятежно уснул. На рассвете был разбужен голосами. Предо мной стояло два человека, говорящих на незнакомом мне языке. Но странно, каким-то внутренним чувством я понимал их, и они понимали меня. Они спросили, имею ли я нужду в пище. Я ответил: имею, но только в духовной. Они привели меня в селенье, где я и пробыл некоторое время… На меня был возложен ряд занятий и работ, выполнение которых давало мне величайшее удовлетворение… Я потерял счёт времени, ибо не думал о нём. Каждый день приносил мне всё новое, удивительно мудрое и чудесное…».
«Находящиеся там живут, сколько хотят и сколько им нужно. Для них остановлено время. Что творится в мире, всё там известно, всё видно, всё слышно. Когда дух мой окреп, мне давали возможность бывать на самой высокой горе, в Царьграде, Киеве, а также знать, видеть и слышать, что пожелаю…»
По следам инока Сергия
Из «Сокровенного сказания» известно, что киевское посольство прошло «много разных земель и два моря», надо полагать, имеются в виду Чёрное и Каспийское. «К концу второго года путь проходил по пустыне». Речь, скорее всего, о Гоби. «Чем дальше ехали, тем больше попадалось на пути косяков людей, коней, верблюдов, ослов и других животных». Спутники Сергия отказались продолжать экспедицию. На общем совете решили, что большинству лучше вернуться. С Сергием остались двое, но сначала один, а затем и другой занемогли…
Дальше он шёл с проводниками, регулярно их меняя, пока не достиг «границы Запретной Страны». Это, логично предположить, было подножие Белухи. Скорее всего, инок поднимался к западной её вершине, поскольку в первые два дня восхождения ему встретились «гора, похожая на истукана», известная ныне как сланцевая, и озеро (Кучерлинское). Первого селения Беловодья инок достиг на третий день. Оно находилось, наиболее вероятно, в районе современной стоянки «Кедровая поляна» (2300 метров над уровнем моря). Это – плато, покрытое таёжной растительностью и вполне пригодное для жилья. Дальнейший путь лежит через перевал Каратюрек и ледник.
Что это было
По впечатлениям Сергия о пребывании в Беловодье напрашивается вывод, что тысячу лет назад инок встретился на Алтае с представителями иной, более развитой, возможно, внеземной цивилизации. Он говорит: «Пока ум человеческий не может вместить того, что я там видел и чему научился. Но и для этого познания срок подойдёт, и в своё время Господь откроет достойнейшим ещё несравненно больше, чем мне». Обретением «неземных» умений объясняется и обет молчания, нарушенный Сергием только перед смертью. И старообрядцы, уже в XVII веке, после «паломничества» в Беловодье, говорили, будто видели такое, про что «нельзя сказывать»…
Можно, конечно, объявить заповедную страну устным народным творчеством, но…
В пользу гипотезы о том, что «сказочное» Беловодье было базой пришельцев свидетельствуют обнаруженные в Горном Алтае в конце 1990-х геоглифы – гигантская разметка, воспринимаемая только с высоты птичьего полёта, зафиксированные здесь и нигде больше необычные наскальные изображения, не являющиеся ни письменами, ни рисунками, большое количество природных объектов явно космического происхождения, которые учёные осторожно называют осколками метеоритов.
И что сейчас
«Вы о Беловодье слышали?», – спросила я барнаульца Сергея Тена, трижды водившего группы на вершину Белухи. «Слышал. Но особо не интересовался».
Надо сказать, у большинства моих земляков сведения о Беловодье смутные. Однако, когда на одного местного жителя в Республике Алтай приходится семь туристов, язык не повернётся сказать, что загадочная страна мало кого интересует. В Уймон каждый год совершают массовые паломничества «рерихисты», йоги и другие эзотерики. И для этих людей Беловодье – совсем не мистика.
В прошлом году Горный Алтай посетили более 1,5 миллиона туристов. Сюда со всего мира едут дышать пьянящим воздухом, любоваться горными красотами… И, конечно, Белуха, где, по преданию, все-таки может находиться Беловодье, влечёт людей как магнитом. Тот, кто физически не может на нее подняться, стремится хотя бы прислониться к подножию.
Как ни странно, в коммерческих целях название «Беловодье» используется на Алтае редко. Так именуется лечебный центр, один из санаториев на курорте Белокуриха. Зато в других российских регионах бренд «Беловодье» эксплуатируется весьма активно. Под ним потребителю предлагают бады, пищевые продукты, питьевую воду и даже … строительство коттеджей.