Знакомьтесь, это Тикси-3 - закрытый военный городок по соседству с самым большим на севере стратегическим аэродромом, некогда опорный пункт ОГА — Оперативной Группы в Арктике.
Детишки служивших тут офицеров видели все самые крутые вещи на свете — стратегические бомбардировщики, вертолеты, ледоколы, гусеничные вездеходы, гигантские радары, масштабные антенные поля и секретные бункеры.
Каждый из тех, кто тут вырос, или служил, описывают те времена как самое крутое, сытное и счастливое время в их жизни.
Увы, сейчас Тикси-3 выглядит иначе. Дальняя авиация ушла отсюда в 2012 году, а другие военные части расформировали или сократили еще раньше, уехали большинство семей и специалистов. Это конец августа, и полузаброшенный городок сковывает туман, придавая месту еще больше печали.
Через туман слышен грохот строительной техники с московскими номерами, строящей новые военные объекты. Да, в Тикси возвращается жизнь, тут снова строят воинские части, но старые дома как призраки прошлого вряд-ли куда-нибудь денутся...
Примечательно, что советскит пропагандистских щитов на улицах тут меньше, чем в Тикси-1, где жили по большей части гражданские (см. один из моих предыдущих постов) . Думаю дело в том, что те, кто служил тут, хорошо понимали, ради кого и ради чего они это делают....
Количество авиационных артефактов в Тикси-3 - максимальное.
Винт - монумент в честь экипажа самолета АН-12 вч 45046, погибшего при посадке на аэродроме Амдермы в сложных метеоусловиях.
Надпись на плакате - “Авиационная база Тикси — самый северный аэродром дальней авиации страны”
На стене здания аккуратно нарисован герб дальней авиации России. Сверху — Ту-160, под ним Ту-95, а где-то внизу — земля, которую никто не смог защитить от самой себя.
Из выбитых окон зданий Тикси-3 даже в туман видна бесконечно длинная ВПП, а еще обломки самолетов рядом с ней.
Например, вот этот АН-12 с бортовым номером 9346609 в начале девяностых годов выкатился за пределы полосы.
Самолет был полностью загружен топливом, после неудачной посадки его охватил пожар, хотя экипаж успел спастись.
Кабина пилотов оторвана от фюзеляжа. Красная звезда еще не потеряла остатки цвета...
Рядом лежат двигатели АШ-82 от какого-то другого самолета.
Вдали видны обломки ЛИ-2, его пурга унесла в тундру. НА краю ВПП видны несколько списанных самолетов и вертолетов разных типов.
В Тикси-3 хорошо заметно видно, что такое развал девяностых, от которого страна до сих пор не оправилась.
На соседних холмах тут и там - заброшенные воинские части, в основном, это войска связи.
Над частью клубится дым, кто-то жгет изоляцию, добывая цветмет из кабелей.
Завидев нас, охотники за металлом прячутся внутри одной из построек.
Мы же осматриваем другие.
От техники ничего не осталось, кроме непонятных инструкций.
На раме окна — самоучитель по боевым единоборствам…
За другим холмом — кучи металлолома.
Еще 15 лет назад тут стояли почти целые бульдозеры, экскаваторы, грузовики.
Сейчас от них сохранились лишь ненужные ржавые куски — несмотря на дороговизну вывоза чермета, кто-то все же нашел ему применение.
Надо сказать, что в Тикси вообще ничего не пропадает — все как и должно быть в живой природе, которая всегда забирает свое. Мертвое, отжившее, питает корни нового…
Финальный взгляд на заброшенные вч Тикси-3 я делал из вертолета Ми-8, летящего по маршруту “Аэропорт “Тикси”- Геоточка 2”, к месту встречи с нашей командой на шести вездеходах “Шерп”. Три часа лета над разноцветной, незнакомой, удивительной тундрой.
На этом вертолете клиенты проекта 72North покидают маршрут после 12 дней пути по бескрайним просторам Якутии; мне предстоит проделать обратный путь за рычагами одного из “Шерпов”.