«Михоэлс» — это был псевдоним артиста, его настоящая фамилия была Соломон Вовси, появившийся на свет 16 марта 1890 года. Братья Вовси родились в небольшом белорусском городе Двинске (в настоящее время это латвийский город Даугавпилс). Почти все члены их семей не успели спастись от немецкой оккупации в 1941 году, и были расстреляны фашистами.
Михоэлс получил традиционное еврейское религиозное образование. Родители мечтали о юридической карьере для сына. Но Шлёмка Вовси рано начал писать поэмы и ставить пьесы в традициях романтической школы. Шлёмка - шалун, забияка и фантазер был одним из лучших учеников школы. Русскому языку он выучился только в 15 лет. Режиссер Юрий Завадский, ученик великого Вахтангова, вспоминал, что Михоэлс владел русским языком великолепно. «Михоэлс чувствовал, понимал, знал русский язык во всем его богатстве и красоте». Через язык Михоэлс впитал и дух народа, его культуру. В 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, был исключен за участие в студенческих волнениях. Прежде чем стать артистом, недолго учился в Киевском коммерческом институте и на юридическом факультете Петербургского университета (1915–1918).
В 1919 году поступил в Еврейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой был создан Московский еврейский камерный театр (с 1925 года — Московский государственный еврейский театр — ГОСЕТ).
Был актёром, режиссёром, а с 1929 года — художественным руководителем этого театра.
Трагедийный талант актёра наиболее полно раскрылся в ролях Короля Лира ("Король Лир" Шекспира, 1935 год) и Тевье-молочника ("Тевье-молочник" Шолом Алейхема, 1938 год).
Лучшая режиссёрская работа — созданный по мотивам еврейского музыкального фольклора спектакль "Фрейлехс" (1945 год; Государственная премия СССР, 1946), отличавшийся остротой идейного замысла, импровизационной виртуозностью. В статьях и лекциях пропагандировал театр глубокой философской мысли, яркой и смелой образности.
Вёл преподавательскую работу в училище при Московском европейском театре (с 1941 года — профессор).
В годы войны в феврале 1942 года стал первым председателем Еврейского антифашистского комитета, созданного для "вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всем мире". Привлек к работе комитета П.Л. Капицу, С.М. Эйзенштейна, С.Я. Маршака, И.Г. Эренбурга и т.д. Был членом Президиума Всероссийского театрального общества и ЦК профсоюза работников искусств.
Заслуженный артист Республики (1926)
Народный артист РСФСР(1935).
Народный артист СССР (1939).
Был женат на Саре Львовне Кантор (умерла в 1932 году), позднее на Анастасии Павловне Потоцкой. От первого брака имел двух дочерей, Нину и Наталию (в 1970-х годах уехали в Израиль). Зять — композитор Моисей Самуилович Вайнберг (1919-1996).
С.М. Михоэлс был убит сотрудниками МГБ, получившими за данную операцию высшие государственные награды СССР: трое из офицеров были награждены орденом Отечественной войны первой степени, один — орденом Красной Звезды; непосредственный руководитель операции Лаврентий Фомич Цанава (глава МГБ Белоруссии) получил орден Красного Знамени. Убийство замаскировано под дорожное происшествие.
Показания Л.Ф. Цанавы, согласно изложению в Записке Л.П. Берии: "Примерно в 10 часов вечера 12 января Михоэлса и Голубова завезли во двор дачи (речь идёт о даче Цанавы на окраине Минска). Они немедленно с машины были сняты и раздавлены грузовой автомашиной. Примерно в 12 часов ночи, когда по городу Минску движение публики сокращается, трупы Михоэлса и Голубова были погружены на грузовую машину, отвезены и брошены на одной из глухих улиц города. Утром они были обнаружены рабочими, которые об этом сообщили в милицию".
Согласно версии, обнародованной для общественности после его гибели, Соломон Михоэлс в ночь с 12 на 13 января 1948 года во время командировки в Минск, был вместе с его коллегой, театроведом В.И. Голубовым (Потаповым) вследствие несчастного случая сбит грузовиком и умер. Михоэлсу были устроены государственные похороны и выпущены сборники его памяти.Дочь Сталина Светлана Аллилуева в книге «Только один год» вспоминала: «В одну из тогда уже редких встреч с отцом у него на даче я вошла в комнату, когда он говорил с кем-то по телефону. Я ждала. Ему что-то докладывали, а он слушал. Потом как резюме он сказал: «Ну, автомобильная катастрофа». Я отлично помню эту интонацию – это был не вопрос, а утверждение, ответ. Он не спрашивал, а предлагал это – автомобильную катастрофу. Окончив разговор, он поздоровался со мной и через некоторое время сказал: «В автомобильной катастрофе разбился Михоэлс...» «Автомобильная катастрофа» была официальной версией, предложенной моим отцом, когда ему доложили об исполнении».
14 января 1948 года по радио было объявлено о трагической смерти в Минске народного артиста СССР Соломона Михайловича Михоэлса. В некрологе, опубликованном в газетах на следующий день, не было никаких сведений о причинах смерти. «Советский театр понёс большую утрату... Умер Соломон Михайлович Михоэлс. Смерть вырвала из наших рядов...». Под некрологом, однако, не было подписей каких-либо высших государственных и партийных работников.
Похоронен актёр на Донском кладбище в Москве.
--
Геннадий Орешкин