Соль Земли русской

 Соль Земли русской - фото 1Село Ижма с населением 3838 человек затерялось среди бескрайних просторов Коми. Рядом с селом был местный аэропорт, куда еще в 2002 году летали самолеты местной авиации.
Таких сел на бескрайних просторах Сибири, Урала и Севера были тысячи, потому что расстояния огромны, и единственный транспорт, на котором можно было добраться до врача-специалиста, больницы или еще по какой нужде в цивилизации – это самолет местных авиалиний.
Но пришла «пора оптимизации», и в 2002 году местный аэропорт закрыли, как сотни других по стране. Они якобы стали никому не нужны. Как якобы стали ненужными  небольшие по московским меркам аэропорты даже областных городов Центральной России, потому что "эффективным менеджерам" важно стало не удобство для населения бескрайних просторов России, где размеры между населенными пунктами исчисляются, как два лаптя по карте, а «оптимизация расходов на содержание этой и иной инфраструктуры, включая школы и больницы».
Вот в 2002 году аэропорт Ижмы для самолетов закрыли, разжаловав его до статуса вертолетной площадки, взамен, правда, проложили дорогу до железнодорожной станции Ираэль. Станция та находится всего-ничего, в 30 километрах, но по меркам Коми – это как в Москве три минуты пешком до метро.
Аэропорт в Ижме опустел, как опустели другие воздушные гавани. Помните песню тех времен «Мальчик хочет в Тамбов… Но не летят туда сегодня самолеты…»? По рекам перестали сновать «Ракеты» и прогулочные теплоходы. Реки, которые летом были транспортными артериями Сибири и Урала, перестали ими быть в стране, где нефть является основным товаром, по причине дороговизны перевозок .
Даже вертолеты летали в Ижму два месяца в год – месяц весной и месяц осенью, когда самая распутица.
Сергей Сотников, что в одном лице являлся директором и единственным сотрудником бывшего аэропорта, а ныне вертолетной площадки, с тихим упорством продолжал верить и ждать, что взлетная полоса вновь станет востребована, и аэропорт вновь оживет, а потому следил за тем, чтобы она не захламлялась и не была раскурочена местными жителями на «авось в хозяйстве сгодится», не давал забивать таежной поросли, пробивающейся через трещины в бетоне, святая святых – взлетку.
Многие считали его чудаком не от мира сего. Ведь он не пустил имущество бывшего аэропорта на службу самому себе, личные хозяйственные нужды, не спился и не сбежал в мегаполис от мизерной зарплаты «директора вертолетной площадки» в какой-нибудь супермаркет, стоять истуканом-охранником, охраняя не пойми что не пойми от кого, но с важным видом и при галстуке.
Сергей же берег полосу.
Он говорил про долг, про то, что должен быть порядок, и он его поддерживал. Для себя, в первую очередь
 Соль Земли русской - фото 2 Соль Земли русской - фото 3 Соль Земли русской - фото 4
И самолет действительно прилетел. Как корабль с алыми парусами.
Только рейс тот был на грани жизни и смерти десятков пассажиров, а финал мог быть трагическим.
 «7 сентября 2010 года большой Ту-154 выполнял рейс практически через всю России – из Якутии в Москву. Он уже пролетел большую часть пути над российской тайгой, когда в организме самолета произошло короткое замыкание. Погасли приборы. Прекратила работать связь. Пропала навигация – так что ни малейшего представления о своем местонахождении экипаж не имел. Вырубился топливный насос, и керосину осталось на 30 минут полета. Высота 10 600 метров. Внизу – лес.
Командир экипажа Евгений Новоселов принял решение садиться на реку. Это – тоже верная смерть. В Коми были уже случаи посадки на воду, причем с легкими самолетами и с малой высоты. Практически все они заканчивались трагически. Но ведь что-то делать надо?
Почти неуправляемый Ту-154 искал реку и неожиданно увидел взлетно-посадочную полосу.
В лесу, в глуши.  Настоящую…. Которую Сергей Сотников готовил для этого самолета восемь лет.
Что это, если не Божий промысел? 
Конечно, это была очень короткая полоса – 1360 метров. «Тушке» надо почти в два раза больше. И реверс не работает. Но она дала шанс на жизнь.
Сажали самолет Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Ламанов, используя вместо отключившегося авиагоризонта стакан с водой, а всех пассажиров переместили в переднюю часть.
Разумеется, длины не хватило.
Самолет выкатился в кустарник, изрядно ободрался – но не развалился, не взорвался, не сгорел. Все находящиеся на борту люди остались живы – а был там 81 человек. Точнее, 81 человек, одна собака и одна кошка – черную кошку в клетке вез кто-то из пассажиров. "Вот кто виноват, что в самолете на высоте 10 тысяч все отрубилось!" – писали через день журналисты в Ухте, публикуя в местной газете кошкину фотографию.
Некоторые из выбравшихся по аварийному трапу пассажиров – наш народ непобедим! – заметили в лесу россыпь грибов и отправились их собирать. Белые и подберезовики вместо верной смерти...»
Как положено, сразу в Ижме появились и МЧС, и авиаторы, и полиция, и чиновники. Пассажиров Ту-154 увезли в Ухту, там разместили, накормили, сводили в пару музеев и отправили регулярным рейсом в Москву. «Тушку» хотели сначала бросить в Ижме, но потом, через полгода, самолет починили, и он взлетел, сделав прощальный круг над Ижмой, и улетел в Самару на капремонт.
Всех героев этой истории государство наградило. Пилоты заслуженно получили звание Героя России. Остальных членов экипажа наградили Орденом Мужества. Сергей Сотников получил медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
 
Рассказывает Игорь ПАНАРИН, главный редактор журнала «ЭкоГрад»:
- И почему действия людей, на которых и стоит Россия, так часто кажутся странными и необъяснимыми?
Я лично просил главу Минтранса о представлении летчиков к званию Героя и инициировал оформление соответствующих документов от ЦИК партии "Единая Россия".
Я тогда работал советником в ЦИК "Единая Россия" и сразу смог выяснить подробности происшествия из первых рук. Вся эта история мне показалась совершенно фантастической,
Было непонятно, почему сломался самолет, и мои оппоненты. когда я говорил о необходимости награды для пилотов, парировали с осторожностью - что, мол, надо еще разобраться, что стало причиной ЧП.
А  вот про Сергея Сотникова вылетело из головы в пылу полемики. Человека, чьё тихое мужество противостояния разрухе сделало возможным спасение человеческих жизней .
Прости, Сергей Сотников, спасибо тебе за твой подвиг!
 
Сергей Сотников: «Я что? Я просто по взлетке ездить не давал. Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно»
Татьяна Колесникова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить