Реинкарнация мусора. Что делают с бутылками, макулатурой и шинами?
Ведь даже в Киеве баки для сортировки мусора есть только в трех районах - Подольском, Голосеевском и Шевченковском, я уже молчу про регионы. А поэтому большую часть бытовых отходов, все также продолжают вывозить на многочисленные полигоны.
По словам экспертов, попадая на такие полигоны, большая часть мусора переработке уже не подлежит. Соответственно, рано или поздно мы либо задохнемся от его сжигания, или просто утонем в его количестве.
Спасают ситуацию лишь бессмертные киоски по приему вторсырья, куда люди - правда, преимущественно бомжи, - сдают стеклотару, картон, пластиковые бутылки. Да и некоторые предприятия заинтересованы в переработке своих же отходов. И все же как в Украине перерабатывают бытовые и промышленные отходы?
"Лишь 45% одежды секонд-хенд пригодные для дальнейшего ношения. Ветошь, сделанную из хлопка, мы продаем", - утверждает президент Ассоциации дилеров одежды секонд-хенд Владислав Мясоедов. По его словам, в число крупнейших заказчиков в столице входят "Киевский метрополитен" и "Укрзализныця". Они покупают секонд на обтирочные материалы. Также ассоциация подписала контракт с "Одесским заводом отделочных материалов", где ветошь перерабатывают на основу под линолеум. Несколько лет назад с кожи из секонд-хенда шили рукавицы третьего сорта, но теперь кожи завозится меньше и производство сошло к нулю.
Не многие знают, но мусорные свалки опасны не только загрязнением почв и подземных вод. Все дело в метане. Его вырабатывают специфические бактерии, которые плодятся в мусорных скоплениях многометровой толщины и разлагают органические отходы, выделяя газ и тепло. Накопление горячего биогаза приводит к самовозгоранию отходов, увеличивая и без того критическое состояние воздуха над свалками, потому что метан в 20 раз вреднее для климатической системы чем углекислый газ.
Но, оказывается, из проблемы можно легко сделать источник энергии. Компания "ТИС Эко" успешно реализует проект по сбору биогаза в Мариуполе на Приморском полигоне твердых бытовых отходов.
Схема установки для сбора биогаза простая: каждые 30 метров сквозь толщу отходов бурят скважину и вставляют перфорированную трубку, через которую откачивают газ и направляют его в систему очистки. Очищенный метан можно продавать на отопительные системы, электростанции и заправки для газовых авто. Расчеты компании «ТИС Эко» показывают, что из одной тонны бытовых отходов можно получать 140-280 куб. м биогаза. По данным предварительных расчетов, биогаза на всех украинских свалках и фермах хватит, чтобы покрыть 10% годовой потребности страны в газе.
"На сегодня мы потребляем 75 млрд. куб. м природного газа, из которых 55 млрд. покупаем в России. В то же время потенциал добычи биогаза - 7 млрд. куб. м в год", - рассказала эксперт по экологии "ТИС Эко" Юлия Маклюк.
Пеллеты - топливо будущего
Европа уже давно использует, как альтернативное топливо, органические отходы в виде пеллет. Их, в основном, делают (прессуют без химических закрепителей в тонкие, с карандаш толщиной, палочки) из древесины: непригодных для дальнейшего использования поддонов, посленовогодних елок, ящиков, муки, стружки и остатков лесной древесины. Хотя также бывают пеллеты из соломы, лузги, рисовой шелухи, торфа и т.д.
Преимущество пеллет в том, что при низкой, часто до 1%, зольности (объем пепла после полного сгорания продукта), они дают много тепла. Не зря шведы ежегодно наращивают объем их потребления на 30%, а Британия на уровне госпрограммы стимулирует их использование.
А вот Украина в пеллетном вопросе, к сожалению, сырьевой придаток. Например, на каждом гектаре рубки остается 40-60 куб. м отходов лесопиления. Перерабатывая их в пеллеты и используя для теплоснабжения в городах и поселках, страна могла бы экономить 15-20% ископаемого топлива в год. Но Украина их пока больше экспортирует, чем потребляет.
"Новая жизнь" макулатуры и пластиковых бутылок
В тонне мусора около 30% бумажных отходов. Но, попав на свалку, они теряются безвозвратно и переработке не подлежат. Поэтому макулатуру заготавливают отдельно. Ее делят на 13 сортов - от отходов белой бумаги до старого холста и мешков от цемента. Современные технологии позволяют превращать макулатуру не только на туалетную бумагу, но и на ткань, газетную бумагу, обычный, а также технический и кровельный картон (рубероид).
Вряд ли можно найти что-то настолько распространенное и одновременно экологически вредное, как пластиковая бутылка: разлагается в природе она более 100 лет, а при сгорании выделяет диоксин. По словам директора СП "РОКВА" (занимаются сбором и переработкой бытовых и промышленных отходов) Валентина Сердюка, на свалках по всей стране собралось более 300 тысяч тонн этого вида отходов, хотя его можно перерабатывать.
Самая большая проблема - собрать бутылки, поскольку за них мало платят. А вот продукты переработки очень востребованы, но не в Украине, а за рубежом - в Польше, например, и Китае. "Из таких бутылок делают сначалагранулы, а уже из гранул могут делать кучу всего другого - от таких же бутылок и другой тары до тканей, одежды и игрушек", - рассказал Валентин Сердюк.
Для производства вторичной полимерной продукции, так называемой вторичной гранулы, используются промышленные и полигонные отходы: полимерная тара, трубы, игрушки, посуда, обмотка кабелей, корпуса бытовой техники, промышленные отходы пленки и других изделий. Все это берут преимущественно из предприятий, имеющих большие полимерные отходы, супермаркетов, сдающих отходы стрейч-пленки (ежемесячно "Киевгорвторресурсы" собирает 125 т пленки и упаковки) или бой пластмассовых изделий в утиль. Затем предприятие перерабатывает все это в гранулы, а них, по словам директора "Киевгорвторресурсы" Ольги Чуднер, делают сантехнические трубы, изделия из пластмассы.
Из шин - нефть и дорога
Даже в кризис количество автомобилей в Украине тоько росло, а вместе с ними и количество отработанных покрышек. Обычные городские свалки их не принимают, поэтому нередко водители сваливают их кто куда, засоряя окружающую среду. Однако покрышки можно перерабатывать методом пиролиза в котлах-автоклавах и получать при этом несколько видов промежуточной сырья для дальнейшего использования.
- Во-первых, пиролизный газ, который может использоваться для работы самого автоклава.
- Во-вторых, жидкая фракция, которая может применяться как котельное или печное топливо. В-третьих, технический углерод, используемый как твердое топливо или пигмент.
- В-четвертых, металлическая нить, которую можно сдать на металлолом, а после обжига использовать как вязальную проволоку.
Альтернативный вариант переработки шин - измельчение их в крошку. Ее потом можно использовать для изготовления ковриков для пола и подошв для обуви, покрытий для теннисных кортов и, главное, в дорожных покрытиях (на 1 км дороги уходит 14-15 тонн крошки). "Добавление этого компонента делает асфальт более устойчивым к перепадам температур и осадков, также улучшается сцепление с колесами авто", - пояснил Валентин Сердюк.
По словам эксперта, в Украине еще не дошли до такого универсального применения крошки. В частности потому, что на частом ремонте дорог наживается целая армия чиновников.
Листья - на удобрения
Каждую осень на улицах городов происходит битва с урожаем - сбор опавших листьев. Чаще оно попадает на свалки, а лучше было бы готовить из опавших листьев компост. Так уже делают в Днепродзержинске, Ялте, Евпатории. А также в Европе, где компост - вполне доходный бизнес. Например, в Литве у жителей частных домов проблема: сжигать опавшие листья нельзя, а оставлять на участке не хочется. Приходится за деньги вывозить в частные компостные ямы.
Киевская городская программа утилизации растительных отходов на 2007-2010 годы предусматривала строительство двух предприятий, где из листьев, травы и веток должны были делать пеллеты и органические удобрения. Заказчик обоих предприятий, "Киевзеленстрой", собирался половину ежегодного 300-тонного лиственного "улова" пускать на пеллеты и брикеты (для обогрева, например, теплиц и оранжерей), а остальное закладывать в компостные ямы. Но, к сожалению, пока воз и ныне там.
Красота из вторсырья
В Украине технологии переработки бытовых и промышленных отходов только осваиваются или, в лучшем случае, используются в промышленном производстве. В мире такие отходы и вторсырье давно стали объектом внимания дизайнеров, которые делают из них красивые и, главное, функциональные вещи. Правда, дорогие ...
Голландский дизайнер Тейо Реми еще в начале 1990-х создал кресло Rug Chair из старой одежды, составленной стопочкой и перевязанной лентами. Тогда же дизайнер создал и необычный "комод": взял 20 ящиков от старых комодов и тумбочек, сделал для них новые персональные ящики и скрепил ремнями в новый единый предмет мебели. Позже Тейо Реми вместе с коллегой Рене Веенхуизеном создали веселенький ковер из старых одеял под названием "Случайный ковер". А вот Coca Cola весной прошлого года в Италии представила стулья, сделанные из переработанных бутылок от колы - как пластиковых, так и жестяных. На производство каждого стула уходит по 111 бутылок или банок.
Уже стало привычкой, что свою жизнь авто заканчивают на разборке или базе металлолома. А вот на Западе вторую жизнь получают неожиданные детали. Например, в Калифорнии архитекторы переделали дом под офис компании, связанной с автобизнесом. Лобовое стекло тут использовали как козырьки над дверями, а также как ограждение внутри дома, один забор во дворе сделали из дверей авто, а другой украсили дорожными знаками.
А вот в Бельгии предприимчивые дизайнеры после замены старых светофоров на более современные взялись продвигать цветные стекла как ... тарелки. Братья-дизайнеры из Швейцарии Маркус и Даниэль Фрейтаг с середины 90-х делают сумки из ... старого цветного брезента для фур, ремней и подушек безопасности и велошин.
Семейная компания Freitag покупает в АТП по всему миру вторсырье и шьет 40 видов сумок, кошельков и чехлов (в том числе для iPhone и iPad) и продает в 300 магазинах по всему миру. Как и любые Экотовары сумки Freitag дорогие: кошелек обойдется в 45-140 швейцарских франков (370-1150 гривен), чехол для iPhone - 60 франков (500 гривен), а за 260 франков (2130 гривен) на
www.freitag.ch можно самому "нарезать" из различных вариантов брезента свою эксклюзивную сумку.
А вот американская компания Escama Studio делает сумки и аксессуары из ... ключей-колец от жестяных банок для напитков. Материал для сумок закупают на базах вторсырья. Ключи от банок сортируются, моются, шлифуются и затем уже по специальной технологии сшиваются в готовое изделие. Цены тоже кусаются: брошь или колье - 30-40 долларов, небольшая сумка - 90-110 долларов, сумка с длинными ручками - 250 долларов.
Источник
- Подробности
-
Категория: Эко интересно
-
Опубликовано 08.12.2013 11:34
-
Просмотров: 3668
Добавить комментарий