Наверняка каждый из нас хочет иметь такую память, чтобы запоминать учебники, курсы, языки и прочую важную для нас информацию быстро и максимально надолго. Но многие думают, что таким «особенным» гением нужно быть от рождения. А вот и нет! Что и доказали учёные из Университета Радбоуда, опубликовав результаты работы в журнале Neuron (IF=13.974).
Учёные выяснили, что после 40 дней ежедневных 30-минутных тренировок с использованием стратегического метода улучшения памяти, люди, способности которых не выделялись и ранее не тренировались, более чем удвоили объём запоминаемой информации, называя вместо начальных 26 слов в списке из 72 целых 62. Интересно, что спустя четыре месяца без продолжения тренировок, показатели запоминания остались высокими.
Сканирование мозга до и после тренировки показало, что стратегический подход записи информации в мозг изменил его функциональные связи, сделав их более похожими на те, которые имеют чемпионы мира по запоминанию.
В десятку самых «запоминающих» спортсменов в мире несколько лет назад входил один из авторов работы Борис Конрад (Boris Konrad) – профессиональный тренер памяти, работающий постдоком в лаборатории главного автора исследования Мартина Дреслера (Martin Dresler). Конрад, который стал заниматься этим необычным видом интеллектуального спорта для того, чтобы улучшить свою успеваемость, и его главные конкуренты за звание чемпиона мира запоминали около пятисот цифр или сотни слов лишь за пять минут. Он и помог связать Дреслера с другими топовыми спортсменами.
Команда учёных исследовала мозг 23 мастеров спорта международного класса и 23 человек аналогичного возраста, состояния здоровья и интеллекта, но с типичными навыками памяти. Они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для того, чтобы измерить разницу в прочности связи между раличными регионами мозга. Помимо этого подключилась и структурная МРТ, позволившая измерить разницу в их размерах.
Изначально Дреслер ожидал, что чемпионы заметно отличались по анатомическому устройству мозга, наподобие чемпионов мира по тяжёлой атлетике, у которых необычайно накачанные мышцы. Однако на МРТ отличий не обнаружилось. Скорее всего, всё заключалось в модели «подключения», которой следовали около 2500 различных межнейронных контактов в мозге. И одно подмножество из 25 соединений наиболее сильно выделяло спортсменов из «общей массы».
Конрад, который также прошёл сканирование, не родился с исключительным навыками памяти. Собственно, как и другие спортсмены, которых изучал Дреслер.
«Они подготавливали свой мозг в течение нескольких месяцев и лет, используя мнемонические стратегии для достижения необычайно высоких уровней производительности», — отмечает учёный.
Для того, чтобы выяснить, как методика подействует на мозг, Дреслер и его коллеги набрали 51 человека, подобранных по параметрам здоровья близко к спортсменам, но с обычной памятью и без каких бы то ни было тренировок. Их разделили на три группы: две тренировочные и одну контрольную. До и после упражнений обязательно сканировался мозг.
Две группы проходили две методики обучения: тренировку кратковременной памяти и тренировку стратегического запоминания. Во время первой применялась индивидуальной тактика, помогающая записывать в память последовательности, которая была похожа на игру для концентрации внимания. Вторая же обучала систематическому способу запоминания списков.
Для стратегического запоминания Дреслер выбрал так называемую локусную тренировку памяти, которую использует большинство спортсменов. Согласно ей, элементы списка связываются с каким-то местом, и люди ориентируются именно на него для того, чтобы правильно воспроизвести последовательность (этот метод обучения доступен здесь).
Те, кто обучался с помощью локусного метода, показали значительное улучшение способности вспоминать списки слов. Перед тренировкой люди воспроизводили в среднем около 26-30 слов. Чуть позже они смогли вспоминать более 35 слов. Те, кто тренировал кратковременную память, не могли назвать более 11 слов, а без тренировки говорили и вовсе около 7. Через четыре месяца производительность памяти у «стратегов» увеличилась в среднем на 22 слова по сравнению с тем, что было до тренировки.
После курса обучения сканирование мозга показало, что у тех, кто запоминал «локусами», функциональные связи и паттерны соединений стали похожи на таковые у спортсменов.
Чтобы понять, в чём суть функциональной перестройки связей, учёные внимательно изучили 25 типов «подключений», которые максимально отличаются между профессионалами запоминания и обычными людьми. Их обнаружили в двух регионах мозга. Медиальная префронтальная кора известна своей активностью тогда, когда люди соотносят новые знания с ранее полученными. А правая дорсальная латеральная префронтальная кора принимает участие в работе стратегического обучения.
Дреслер и его команда продолжат анализировать сканы мозга, чтобы больше узнать о различиях в закономерности связей и о том, как они влияют на память.