В 1864 году французский натуралист Анри Мюо, большой любитель приключений, ловил бабочек в диких джунглях, неподалеку от селения Сим Риепа, в Камбодже. И вдруг из непроходимых зарослей на него внимательно взглянуло огромное лицо древнего каменного бога.
«Это сама Вечность смотрит на меня, — подумал он. — Да это же древние боги Азии! Фантастика!!!»
Оправившись от шока, натуралист начал исследовать джунгли и нашел целый древний …город! Это был Великий Храм кхмеров (и всего мира) Ангкор Ват, поглощенный и проглоченный джунглями. Позже ученый вернулся, чтобы описать свою находку. В своих дневниках он пишет, что заблудился в джунглях, заболел малярией и уже почти умирал, не надеясь на спасение. В последний момент он разглядел среди деревьев огромные каменные дворцы, не веря в чудо, вышел к ним, где его подобрали и выходили жившие там монахи. Забыв своих бабочек, он провел три недели в Ангкоре, сделал измерения построек и описания его руин. После этого он отправился исследовать белые пятна на карте в районе современной границы Камбоджи и Лаоса, но, заболев лихорадкой, умер. Так боги Ангкора наказали его за излишнее любопытство.
Сегодня Ангкор Ват — это визитная карточка Камбоджи, да, собственно, и всего Индокитая. Здесь, на площади двести квадратных километров (!), стоят семьдесят два уникальных древних храма, полных тайн, загадок и мистики.
Здесь Редьярд Киплинг писал книгу о Маугли, и «холодные берлоги» из его Книги Джунглей — это террасы и лабиринты Ангкор Вата. Здесь снимали Лару Крофт — Расхитительницу гробниц, которая очень хотела найти древние сокровища. А недавно на колонне храма Та-Пром был найден хорошо сохранившийся барельеф, на котором изображен... стегозавр — ящер с костяными пластинами на спине, вымерший десятки миллионов лет назад. Рядом — на Слоновьей террасе — «портрет» еще одного динозавра — длинношеего гиганта-диплодока. Откуда все это?
Империя Ангкор достигла своего наивысшего пика развития в XI — XII веках. На огромной территории были построены тысячи храмов (!), только лишь в столице жило более двух миллионов священников, воинов и строителей. Но великолепие города всегда вызывало раздражение у завистливых соседей. Гигантские башни и дворцы, украшенные сапфирами и рубинами с кулак величиной, были видны издалека, они сияли и переливались на солнце. И, в конце концов, мирный Ангкор в 1431 году был захвачен сиамцами, разграблен и разрушен, а люди ушли отсюда навсегда... Через 50–60 лет о нем уже никто и не помнил, кроме монахов.
Ангкор Ват — самый настоящий город богов, этот огромный комплекс зданий, площадей и уровней делает его похожим на лабиринт. И все это пронизано зеленью, переплетено телами гигантских фикусов, которые душат и душат эти прекрасные сооружения. Здесь небесные танцовщицы — апсары, пышнотелые, с осиной талией, соседствуют с фигурами Будды и со страшными и ужасными демонами-ракшасами. Здесь воплощен в камне индийский эпос «Махабхарата». Покрытые тонкой искусной резьбой гигантские глыбы, из которых выстроен Ангкор, идеально подогнаны друг к другу и ничем не скреплены — ни цементом, ни каким бы то ни было другим раствором. Они держатся только на собственной тяжести. Лестницы в Ангкоре невероятно крутые, ступени очень высокие и узкие — ногу можно поставить только вдоль. Подниматься по ним — еще тот экстрим! Несчастные случаи, происходящие с туристами на подъеме, не редкость. Слава Богу, теперь около особо сложных подъемов стали сооружать поручни.
Все храмовые постройки, скульптуры и башни оплетены лианами и деревьями-монстрами, которые своими мощными корнями прорываются под стены храмов XII века. Через зелень лиан на нас смотрят лики Авалокитешвары, высотой с …трехэтажный дом. Все здесь страшно, интересно и необыкновенно. Вы попали в настоящее жилище богов! Для всей планеты Ангкор давно уже превратился в символ какого-то затерянного древнего и мистического сокровища.
По своему величию и размаху Ангкор конкурирует не только с египетскими пирамидами, а также и с …Великой Китайской стеной.
Храм Байон выглядит как причудливое нагромождение огромных камней, однако по мере приближения к нему отчетливо чувствуешь необыкновенную красоту этого сооружения. Это трехуровневое сооружение, размером основания 140 на 160 метров. Самая центральная башня Байона поднимается на высоту 45 метров над землей. Кроме нее над храмом возвышаются пятьдесят четыре башни, на каждой из них высечены по четыре огромных лица, направленные в разные стороны света. На них — улыбка Ангкора, загадочная и непостижимая. В зависимости от времени года, времени суток, от солнца, облачности и т.д. она может быть настолько разной, что поневоле задумываешься, а так ли мертвы эти древние камни?..
Долгое время Байон был настоящей Меккой для кладоискателей. В основании храма расположена глубокая шахта, которую так и не смогли исследовать до конца. Древние надписи и книги утверждают, что «в шахте, стремящейся к центру земли, скрыто сокровище мира»... Многие пытались отыскать его, но поиски их были напрасны. А кое-кто из них нашел здесь и свое успокоение навсегда. По сей день Байон хранит свою тайну и скрывает ее от слишком любопытных глаз.
Особенность храма Та Пром — в том, что он не был очищен от джунглей и напоминает тот самый исторический пейзаж, какой и увидели исследователи в веке 19-м. В хаосе колючего кустарника и свисающих лиан мы пробрались к храму. Лес тесно подступает к этому храму со всех сторон, душит и разрушает его. Громадные смоковницы и баньяны выросли прямо на этих развалинах, пуская корни всюду, до самых вершин башен. За бахромой свисающих сверху корней совсем не видно дверей. На стенах повсюду, куда ни глянь, мрачно смотрят на нас огромные, двух-трехметровые божественные лики. Ужас и мистика обступают нас!
Здесь, в храме Та Пром, есть удивительное место, предназначенное для прямой связи со Всевышним. Чтобы обратиться к Богу, нужно плотно прислониться спиной к каменной стене, произнести свое желание и стукнуть себя по груди. Если со всех сторон раздастся эхо — значит, твои слова дошли до Бога… Но будь скромен в своих желаниях, человек…
Несмотря на свое грустное состояние, храмы Ангкора поражают совершенством форм, правильностью пропорций, некой внутренней гармонией и эмоцией, сравнимой с рождением нового непонятного чувства. В то время как полное понимание строений, смысла скульптур и ликов камбоджийских зодчих может быть непонятыми нами, глубокая красота памятников трогает каждого. Несмотря на то, что храмы Индии служили здесь прототипами, у кхмеров есть свои религиозные и архитектурные концепции, которые являются редкими в Индокитае. А растущие и кишащие повсюду лианы и деревья, как гигантские драконы, добавляют к восприятию совершенно необыкновенные чувства. Кипящие зеленью джунгли пронзили своими корнями и телами все постройки храмов и частично поддерживают его. Но, в то же время, они не стоят на месте, они растут и двигаются, постепенно поглощая и убивая эти чудесные сооружения, которые рано или поздно превратятся в груды развалин. Так Природа мстит нам за вторжение! Все, что делает человек на этой планете, имеет свой конец, и лишь она одна — величественна, вечна и бесконечна…
Василий КЛИМОВ.