День всех влюбленных - мне показалось ,что можно и нужно вспомнить об этой влюбленной паре и влюбившей в себя и музыку миллионы людей.. В круизе мы каждый день наблюдали, как он с фанатичным упорством нарезал круги по корабельной палубе даже при штормовой погоде - дисциплина! 1960-е годы. Эпоха переворота в мире музыки и в сознании человечества. Легендарный джазмен Луи Армстронг записывает великие хиты: «Go Down Moses»; пройдет совсем немного времени, и вместе с Барбарой Стрейзанд он споет сингл «Hello, Dolly!» и взлетит выше звезд с незабвенным хитом «What a Wonderful World».+
Джаз уступит место року. В Великобритании родится Beatles, и через несколько месяцев великолепная четверка из Ливерпуля сведет с ума всю Европу. Отголоски музыкального сумасшествия пробьются даже через железный занавес.
Воспитанник Минского суворовского училища курсант Тихонович увлекался музыкой куда больше, чем учебой, но никак не мог попасть на концерт вожделенных «Битлов». Синица в руке в виде билета на выступление ультрамодной рок-группы из Польши в очередное увольнение привела Сашу Тихоновича с друзьями в Центральный дом культуры города Минска.
«Для меня это было откровение, и я решил для себя, что я буду именно так, я так и сказал: «Я так хочу», — вспоминает Народный артист Беларуси Александр Тиханович.
В это же самое время студентка Белорусской консерватории Ядвига Поплавская вместе с подружками сбегает с занятий на концерт нашумевшего коллектива «Песняры». Девчонки с академическим вокалом хихикают в предвкушении: «И что это за группа такая, о которой все говорят? Наверное, и петь-то не умеют».
«Я после концерта вышла обалдевшая. Я никогда не думала, что люди, которые с электрогитарами, казалось... Да, барабан, электрогитары, все это так громко – до какой степени все продумано, такие тонкие нюансы! Вокальная техника какая у них потрясающая! А интонация какая!», — рассказывает Народная артистка Беларуси Ядвига Поплавская.+
Они оба – Ядвига и Александр – еще не знают, что встретятся. А произойдет это совсем скоро. Случайность ли это будет? Или закономерность, предопределенная свыше? Как знать. Но их судьбы на всю жизнь объединит одна любовь на двоих – любовь к музыке. После концерта «Песняров» мысль о создании своего коллектива не будет давать студентке Поплавской покоя. Девчачья группа станет ее заветной мечтой. Единомышленницы найдутся быстро. Оказывается, играть консерваторские гаммы и увертюры наскучило не только Ядвиге. На свой страх и риск юные анархистки наспех аранжируют народные песни и побегут в администрацию местной филармонии.+
«И я думаю: Боже мой, неужели моя мечта сбывается! Девочки замечательные, молодцы, и все у них состоится. Тем более, что они просто фанатически преданы этой идее – сделать женский вокально-инструментальный ансамбль. У них есть пример – «Песняры», они грамотные, и все у них получится. Ну вот, таким образом появились женские «Верасы», — говорит Ядвига Поплавская.От женских «Верасов» сейчас остались только плакаты. Солистка коллектива Ядвига Поплавская – девушка очень амбициозная, будет изо всех сил стараться продвинуть свой коллектив, но звезды не сойдутся.+
«Верасы» – в переводе с белорусского ансамбль «Верясь» – быстро наберет популярность. Ядвига будет безумно счастлива. Но как только она с подругами пробьется на лучшие площадки страны, дорогу ее успеху перейдет чужая любовь.«У нас, к сожалению, да, женский коллектив не состоялся из-за того, что начали уходить девочки. Басистка потрясающая, Рая Тарасова, познакомилась с молодым человеком, который ей сказал: «Будешь сидеть дома. Все, никаких разъездов», — вспоминала Ядвига Станислава!
Так на первом взлете могла закончиться творческая деятельность певицы Поплавской. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Откуда ни возьмись, на горизонте филармонии, где репетировали «Верасы», появился молодой парень с модными в то время усами «как у «Песняров».
«Я «пилил»: в оркестре был контрабас, на нем никто не играл. И вот первый наш вечер, мы играли, помню, был тогда фильм «Фантомас», и музыка, которая там звучит, и вот я на контрабасе, соло у меня было, начинал. Здорово было, все танцевали, девчонки заглядывались на нас – что и требовалось доказать», — рассказывал Александр Тиханович.
«Что касается меня, он для меня был точно таким же парнем, как и все остальные. Я на него абсолютно не обращала внимания никакого», — говорила Ядвига Поплавская.
«Я пришел из армии, начал работать в филармонии, а параллельно я замечал Ядю. Первая наша встреча такая, где я имел возможность к ней подойти, у нас был концерт в консерватории, а девчонки – они все выпускницы консерватории, они пришли на этот концерт, и после концерта подошли к нам, им понравилась наша музыка, начали разговаривать. И я предложил: «Давайте пойдем в парк», – напротив консерватории», — вспоминал Тиханович.
«Мы сказали: «Ну, ребята, это, конечно, здорово», – ля-ля-ля, тополя. В гастроном зашли, взяли винца, на скамеечку... Ну и после этого Саша Тасю нашу повел провожать», — это Ядвига Поплавская.
«И я пошел провожать ее подругу. Как-то не решился сразу, не знаю. Спасовал», — вспоминал Александр Тиханович.
Александр Тиханович влюбился в Ядвигу как мальчишка. В нем внезапно проснулась скромность, хотя он с юности был любимчиком девушек и всегда покорял их сердца с помощью музыки. Ядвига стала для него особым случаем – но почему? Почему он продолжал оставаться влюбленным мальчишкой до последних дней?
Александр Тиханович при первой встрече с Ядвигой Поплавской, безусловно, попал под влияние ее феромона. Но почему же Ядвига сразу не ответила взаимностью? Для того чтобы Ядвига обратила на него внимание, Александру Тихановичу пришлось многим пожертвовать: даже карьеру он положил к ее ногам.
«Я уже положил железно на нее глаз, она мне очень нравилась. Мне предложили тут же работать в легендарном ансамбле «Тоника», руководителем которого был народный артист Белоруссии Виктор Вуячич. Коллектив гастрольный, выездной за границу. Я, естественно, сказал, что я хочу с «Верасами», если бы мне разрешили. Мне сказали: «Ты чего, вообще?!» Я сказал: «Я хочу туда». «Ну ладно, хочешь и хочешь». И так я попал в «Верасы», — утверждает Тиханович.
Первое, что я сделал, я узнал ее телефон и позвонил ей домой и сказал, я говорю: «Здравствуй, Ядя! Ты знаешь, я буду играть вместе с вами!». Она мне очень холодно сказала: «Ну, поздравляю».
Так настойчивый и решительный Саша Тиханович придет в «Верасы» на место сбежавшей замуж подруги. Это был хитрый ход: теперь, хотела этого Ядвига или нет, ей приходилось проводить с ним каждый свой день.
«Ну, мне побоку все это было, честно говоря. И вот только помню, когда мы, да, ехали после концерта, далеко, очень тяжело, автобус... Ну, тогда автобусы – рессоры такие, что не дай бог. Дороги такие. И я уже болтаю головой, тут кто-то подсел – и я голову на плечо и заснула. Подсел Саша. Обнял меня так...», — вспоминает Ядвига Поплавская.+
«И я, боясь шелохнуться, до самого Минска она у меня проспала. Потом подняла голову: «Ой-ой-ой!», — вспоминал Александр Тиханович.
«И я проснулась, где-то рассвет был, автобус все ехал, тряска была, и вы знаете, наверное, что-то в этот момент и пробежало, где-то в этот момент, как говорится, узелок завязался», — это уже она.
«На следующий день в филармонии уже полезли слухи, что у Тихановича с Поплавской интрижка. Ну а я думаю: раз они так говорят – очень хорошо. Я ее пригласил в кино, мы пошли на фильм, тогда был французский фильм «Мужчина и женщина», — рассказывал Тиханович.+
«Саша уже за мной начал плотно ухаживать. Провожал. Дома он произвел, на моих родителей, очень хорошее впечатление. Ухаживал он красиво. Это были и цветы, и приглашения в кино, и в театр. А он был веселым, интересным, с ним не соскучишься и по сегодняшний день, я вам скажу. И я, в общем-то, под натиском родителей: «Ну, Ядя, сколько можно уже так ходить! И парень замечательный, хороший. Ну, может быть, тебе и пора уже, по твоим годам?», — Ядвига Поплавская.Минск, 1975 год. Центральный дворец бракосочетания. В огромном зале не протолкнуться: весь город в курсе, солисты «Верасов» женятся.
«И во Дворце бракосочетания, конечно, с моей стороны это была, на музыкантском языке, кикса, лучше было мне, конечно, этого не делать, потому что когда спросили меня, ну, первый вопрос ко мне, согласна ли, тут пауза – я не могла сказать, согласна я или нет», — Поплавская.
Что невеста выкинет такой номер, никто не предполагал.
«Я пошла думать: «Так, что же мне делать. Боже мой, что мне делать? Да или нет. «Нет» я не могу сказать, тут Сашина мама», – а Сашина мама на меня такими глазами испуганными смотрит. Свидетели, тут все стоят – это ужас», — вспоминала с грустным смехом Ядвига.
«Я такой веселый, навеселе, и тут такое молчание. Я думаю: во, попандос какой!», — серьезно говорил Тиханович.
«Он был в таком ужасе! Для него это (не знаю, сколько 30 секунд эти длились), для него это было вообще неизвестно, сколько времени, эта тишина звенящая. Ну я так подумала: если что, можно развестись. Говорю: «Да», —так решила Ядвига Поплавская.
30 секунд – и 41 год. Столько думала Ядвига Поплавская – и столько эта пара уже вместе. Ядвига нашла в своем муже и поддержку, и опору. Александр в жене – идеальную для себя женщину. Но по их общему признанию, самое главное, что их объединяло все эти годы, – музыка.
Музыка – самая главная страсть и увлечение Ядвиги и Александра. Музыка – это особенный мир, в котором они пребывали с самого раннего детства и по сей день.
«Я просто счастливый человек. Счастливый – потому что с самого раннего детства, наверное, еще не понимая, что вокруг происходит, но вот то, что происходило, оно все происходило в музыке», — утверждает Ядвига Поплавская даже сегодня - а его уже нет.
И это счастье мне подарил папа – Константин Иосифович Поплавский.
Отец Ядвиги был профессиональным музыкантом. Дирижер, музыковед, да еще и преподаватель в Белорусской музыкальной консерватории. Неудивительно, что маленькая Яда видела его не так часто, как хотелось бы.
«Хотя он жил в Минске, а мы жили в местечке, вместе с мамой, ну, такая, скажем, деревня. И приезжал туда постоянно, и у нас там инструменты были, конечно же, фортепьяно, и скрипочки, и дудочки, потому что, не знаю, на каком инструменте папа бы не играл», — делилась Ядвига: несколько лет назад родственники Ядвиги Поплавской решили восстановить семейное древо. Оказалось, что род Поплавских связан с музыкой уже в пятом поколении!Абсолютный слух – уникальная способность организма определять высоту музыкальных звуков. Явление достаточно редкое. По сути, абсолютный слух – это личный камертон в голове у человека. Ядвига Поплавская, ее брат и сестра, отец, дед, прадед и прапрадед обладали этим удивительным даром.
«Слухачам тяжело жить, я вам скажу, потому что когда какая-то фальшь, это уже на физическом уровне тяжело. На расстроенном инструменте тяжело. Если инструмент настроен, не дай бог, даже на четверть тона выше или ниже, это уже такой дискомфорт. Слухачи – люди, очень ранимые в плане музыкальном, очень тонкой нервной организации. Их беречь надо. Это я уже могу сказать для тех, у кого детки с музыкальным острым слухом, они отличаются от других, и поэтому нужно бережно относиться к их нервной организации. Они несколько не такие, как другие дети», — считает Поплавская.
Александр, как и Ядвига, с раннего детства был поглощен музыкой. В школе и Суворовском училище он играл на всем, что попадало под руку, и частенько подбирал мелодию сам тоже благодаря абсолютному слуху.
«Меня приняли в оркестр духовой, дали сначала тенор, я начал дуть, но мне это очень понравилось. Начал учиться играть. Могу сказать, что я спал вместе с ним. Брал его домой, ложился, он у меня рядом лежал, просыпался, брал и начинал сразу дудеть. И уже играя на баритоне в третьем классе очень серьезные партии, сложные, все приходили и удивлялись: я был очень толстым. Я играл на инструменте, всем нравилось, спрашивали, откуда так здорово. Вот получалось», — рассказывал Александр Григорьевич.Их уникальные музыкальные способности соединились воедино. Группа «Верасы» с приходом Тихановича обрела невероятную популярность. То, что Ядвига и Саша делали в своем любовно-творческом тандеме, уже на следующий день звучало из каждого открытого окна.
«Я включил – «Утренняя почта». И вдруг я вижу и ничего не понимаю. Я вижу себя на экране, из Колонного зала Дома Союзов, эта свистулечка, и я вдруг понимаю, что это за песня со свистком. Я бегу прямо к ребятам, забегаю и говорю: «Чуваки, я знаю, что это такое. Эта песня со свистком – это «Малиновка». Мой руководитель говорит: «Давай, репетируем быстро, вечером запускаем». Мы вспомнили ее, естественно, и в Мурманске в первый раз мы ее спели четыре раза. И уже когда возвращались с концерта в гостиницу, я вдруг услышал, что музыканты в ресторане ее играют. Я обалдел. Много было концертов, нас начали приглашать, Центральное телевидение. И вдруг она становится песней года», — вспоминал Александр Тиханович.
В 70-х и 80-х успех «Верасов» в СССР был феноменальным – группа давала по два концерта в день. Престиж, популярность, прекрасные заработки. У Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича было все. Новость о внезапном развале группы для поклонников была как гром среди ясного неба.
«Мы работали счастливо, все было хорошо, все было в порядке. Потом произошел случай, из-за которого мне пришлось уйти из этого коллектива. Вернее, не мне пришлось, меня там... Как всегда, кто-то появляется, где начинаются какие-то интриги, и я попал тоже в такую интригу. Пытались сказать руководителю, что я хочу занять его место и так далее, а мне это совершенно было не нужно», — рассказывал Александр Тиханович.Выгнать с работы человека без веских оснований в СССР было невозможно. На гастролях в Средней Азии, чтобы устранить Тихановича, устроили целую диверсию – в брюки концертного костюма, в которых он выступал, кто-то подложил целый пакет марихуаны. Милиция явилась на обыск незамедлительно.
«Меня проверили один раз в аэропорту – я не придал этому значения. Потом меня проверили еще раз где-то, а потом в конечном результате меня просто взяли. И вспыхнула неприятная ситуация, где меня начали душить все органы и так далее. Естественно, у меня ничего не было, но мне сказали, что у меня нашли в кармане в концертном костюме что-то», — утверждает Тиханович.
По счастливой случайности Александр надел другие брюки. Именно это спасло его от тюрьмы. Никаких наркотиков у Тихоновича не нашли, но репутация была испорчена.
«Слово «наркотик» у меня вызывало ужасную ассоциацию. Для того чтобы зацепиться, сказали, что я вовлек музыкантов и чуть ли не продаю эти вещи. Как-то же надо было меня выгнать. Были громадные статьи, «Советская культура» написала : «У опасной черты оказался популярный артист». И там была расписана ситуация ого-го какая. Я вообще не знал, куда мне деваться, откровенно говоря», — рассказывал Александр Тиханович.
Поднялся громкий скандал. Солист «Верасов» Тиханович замешан в реализации наркотиков. Его будут судить по всей строгости.
«Это был 1986 год. Я помню этот день – это было 8 октября. Я шел по улице, меня остановили сотрудники, забрали, трое суток продержали в КПЗ. Был суд, и суд меня вернул на прежнее место работы»
«Громадное спасибо Яде, потому что это настоящий ангел-хранитель и знает все мои заморочки, и все такое. Она никогда, ни разу меня не предала, всегда отстаивала меня на всех уровнях и везде», — говорит Тиханович.
«Если человеку плохо, я никогда его не брошу. Да, у Саши были моменты, когда было очень трудно, когда нас предавали, когда Сашу предавали, и здесь нужно было выстоять, и кто-то должен быть сильным. Я не анализировала. Я просто живу и стараюсь сберечь семью, сберечь то хрупкое и то прекрасное, что появилось между нами тогда, когда все-таки этот узелок связался», — утверждает Ядвига Поплавская.
Как он когда-то пошел за ней в «Верасы», так и она бросила группу и пошла за ним в бэк-вокал. В 1987 году Поплавская и Тиханович начали карьеру с чистого листа.
«Нас взяли в оркестр Финберга, нас пригласили, потому что Ядя была руководителем вокальной группы, бэк-вокал, здорово играл оркестр, и Финберг сказал: «Давайте сделаем несколько песен, пускай Ядя с Сашей поют». Мы стояли на концерте в оркестре Финберга на бэк-вокале, и люди недоумевали просто, подходили и брали у нас автографы. Ситуация была: солисты пели, а у нас брали автографы», — рассказывал Александр Тиханович.От прошлого в «Верасах» остались только ностальгические воспоминания и любимые песни. Песня «Я у бабушки живу», имевшая феноменальный успех в 70-х, стала для единственной дочери Поплавской и Тихановича буквально пророческой.
«Я у бабушки живу» – часто говорили, шутили о том, что оказалась несколько пророческая. Для меня в моей жизни это моя история, потому что я у бабушки живу, я у дедушки живу, так прошло мое детство. И вот он, один ребенок в семье», — рассказывает дочь Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича Анастасия.
Настя, дочь Ядвиги и Александра, с раннего детства вкусила все прелести жизни ребенка из артистической семьи.
«Такова была их работа. Конечно, всегда ждала, в особенности когда была маленькой, ждала невероятно, когда же они приедут, потому что очень скучала. Они уезжали на безумно длительные гастроли. Конечно, мне иногда хотелось, чтобы папа и мама были почаще дома, но это приблизительно лет до 16, потом меня полностью устраивала специфика их работы. Я вообще была самостоятельным человеком с детства, поэтому все это было привычно», — говорит Анастасия Тиханович.Все детство и юность Настя Тиханович была предоставлена самой себе. Когда девочка выросла, иной профессии кроме как певицы она для себя не мыслила. Она так же мечтала о сцене, ей так же, как и папе с мамой, хотелось гастролей и поездок. Как это объяснить? Сработала семейная спираль? Или же тот факт, что Настя открыла в себе именно талант певицы, – чистое совпадение? А может быть, гены? 5 июля 2007 года. Анастасия Тиханович прощается с сыном и уезжает выступать на фестиваль «Славянский базар». На Витебской трассе водитель машины теряет управление, и джип на огромной скорости летит с моста.
«Когда мы падали, переворачивались с обрыва десятиметрового на машине в эту реку, я почему-то хотела, если вдруг хлопок произойдет и для меня здесь все закончится, я помню только одну фразу: «Господи, пускай там будут только ангелы», — рассказывает Анастасия.
«У меня сейчас слезы пойдут. Момент. Мы ехали к моей маме, для того чтобы мамочку покормить, пообедать, и тут раздается звонок. Я даже помню, на каком месте мы были – доезжали до поворота на улицу Богдановича, и тут звонок раздается – Настя. Не знаю, на каком уровне, пошло какое-то чувство внутреннее, что произошло что-то жутко плохое. «Как, что, Настенька? Руки-ноги в порядке?!!» – «Все в порядке, мы целы», — говорит Ядвига Поплавская.
«Но потом когда – раз – и все в порядке, и мы в реке, и жизнь продолжается, то есть, действительно, с каждой такой ситуацией ты начинаешь все переоценивать, потому что, действительно, мы иногда мало видимся, иногда думаешь, что это близкие люди и все само собой разумеющееся, всегда тут будут...», — рассуждает Анастасия Тиханович.С этого момента семья Тиханович старалась как можно чаще проводить свободное от гастролей время вместе. Но жизнь без сцены и без музыки Ядвига Поплавская, Александр Тиханович и их дочь Анастасия уже не мыслили.
И так было до 28 января, когда именно Настя Тиханович поделилась горькой вестью: папы больше нет! На этот раз они не смогли победить неизбежное...ОНИ ОСТАВИЛИ ВСЕМ СВОЮ ЛЮБОВЬ!
--
Геннадий Орешкин