Поль Мориа

 Поль Мориа - фото 1Его имя слыхал почти наверняка каждый,хотя бы в ритмах его оркестра..А вот видеть его? Даже в родной Франции мсье Мориа предстал прежде всего как аккомпаниатор Шарля Азнавура,ну или еще в 1964-1965 годах, когда Поль Мориа совместно с Раймоном Рефевром не только сочинил музыку к кинокомедии с участием Луи де Фюнеса "Жандарм из Сан-Тропе"и "Жандарм в "Нью-Йорке", но и снялся в эпизодах!

В большинстве биографий утверждается, что будущий прославленный дирижер и композитор родился 4 марта 1925 года в Марселе, - и вот тут уже натяжка: и родился и ушел в вечность маэстро в Перпиньяне в одном и том же - правда, основательно им перестроенном - доме! Дирижером юноша решил стать в..17 лет, мотивируя позднее, что это самая независимая фигура в музыке! Между тем стремление к свободе и независимости - это след и воспитание в семье, где он начал заниматься музыкой с 4 лет под руководством отца: тот пусть был и любителем, но играл на рояле, гитаре, ряде других инструментах - даже арфе! Семья Мориа смешала в себе французские, еврейские, бакские, греческие корни - и это находило отражение в репертуаре молодого вундеркинда Поля : едва ли не первым самостоятельно исполненным произведением был Королевский гимн Доменигиниса, да и в дальнейшем с удовольствием аранжировал пьесы Маноса Лоизиса, Мимиса Плессаса, который впрочем с юмором замечал, что все ,к чему прикасался великий Мориа - это его и его оркестра! Но до оркестра надо было дорасти: первые выступления под отцовским присмотром были по клубам, потом в варьете,но потом - Поля ждала Марсельская консерватория : в 14 лет он ее закончил по классу фортепиано..Тогда же друзья привели юношу в клуб,где он услыхал джаз, которым заболел.И в 17 лет создает свой первый оркестр и в течении Второй Мировой Войны играл в мьюзик холлах, расположенных по всей территории Франции.Они исполняли некий сплав классики и джаза: у него был один участник младше руководителя, но были и те,кто годился Полю в отцы, если не в дедушки! Позже начинающий маэстро был нанят французским отделением североамериканской компании «A & R» (Artists and Repertoire – Артисты и Репертуар) в качестве аккомпаниатора в разных шоу и затем, наконец-то, отправился в Париж, важнейший мировой музыкальный центр.
«A & R» и до сегодняшнего дня, является организацией с отличной репутацией по открытию новых феноменальных музыкальных талантов, которая открыла и была агентом артистов такого калибра, как Билли Холидей, Боб Дилан, Брюс Спрингстин и Арета Франклин, среди многих других. В этой сфере, Поль Мориа был замечен Шарлем Азнавуром, который нанял его в качестве своего аранжировщика. Позже Мориа говорил, что те контакты, которые предоставил ему в то время Азнавур, стали важнейшей частью его жизни. В течение 50-х он был музыкальным директором таких известных французских певцов того времени, как Морис Шевалье, Генри Сальвадор, Далида, Лени Эскудеро, в частности, гастролировал и записывался с ними, и конечно же с Азнавуром.
В 1957 году он выпустил свой первый альбом «Поль Мориа», один сингл с четырьмя треками, записанными на студии звукозаписи RGM.В контракте было указано, что первый из них написан в 1944 году с неким S.Kruw (кто это такой за давностью лет неизвестно) Между 1959 и 1964 годах, Мориа записал несколько альбомов на студии Bel-Air под названием «Поль Мориа и его оркестр», также использовал различные псевдонимы, такие как Ричард Одри, Нико Пападопулос, Эдуардо Руо и Вилли Твист, для лучшего отражения международного характера его записей. В течение этого периода он сделал несколько записей с маркой «Les Satelites», где была творческая вокальная поддержка для таких альбомов как «Slow Rock» и «Twist», (1961), «A Malypense» (1962), и «Les Satelites Chantent Noel» (1964).В 1965, Поль Мориа окончательно сделал творческий выбор в своей жизни, и смог представить собственный стиль, эстетику, заработав мировую славу, признанную и сегодня. Так был создан «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat» (Гранд Оркестр Поля Мориа), выпустивший сотни записей и сборников под брендом Philips в последующие 28 лет. В 1994 году он подписал контракт с японской звукозаписывающей студией «Pony Canyon», где перезаписал некоторые из своих величайших хитов, а также записал новые композиции. В 1968 году, «L'amour est blue» (Love is blue), выпущенная годом раньше, была №1 в северо-американских хит-парадах в течении 6 недель, с альбомом «Blooming hits» (до сегодняшнего дня продано более 6 миллионов копий), установив таким образом рекорд, как первый французский и инструментальный артист добившийся такого результата. Вошел в «Top — 100» американского «Billboard» сразу после альбома «Hey Jude» группы Beatles.

 Поль Мориа - фото 2 Поль Мориа - фото 3 Поль Мориа - фото 4 Поль Мориа - фото 5 Поль Мориа - фото 6 Поль Мориа - фото 7

 

Поль Мориа опирался в основном на струнные инструменты, ритмические вариации и синтезаторы, что позволяло создавать интересную музыку. Тональности (музыкальные фразы), как правило, блестяще богатые, захватывающие, и заполнены с рациональным использованием ударных для донесения великолепного стиля. Мориа был перфекционистом, стремящимся к улучшению своей музыки с неукоснительным профессионализмом и постоянным анализом; свои исследования он оставил, как наследие для будущих поколений, в частности, в записях «multi-track», в которых был неутомимым исследователем. Долгое время эти записи использовались для проверки звукового оборудования. Мориа записал альбомы в Англии, США, Японии и Бразилии, используя музыку разных стран и, как полагают, было продано более 40 миллионов копий по всему миру, но большую часть своего репертуара он записал во Франции, на студии «Des Dames», под руководством звукорежиссера Доминика Понсе.
В период с 1967 по 1972 год, он написал несколько песен для Мирей Матье, которые были удостоены наград. Это были такие песни, как «Mon Credo» (было продано 1,4 миллионов копий), «Viens dans ma rue», «La premiere etoile», «Geant» и многие другие, а также внес свой вклад в 130 вариаций песен для Шарля Азнавура. В 1975 «Elle Arrive Aujourd'hui», написанная Мориа и исполненная Джоном Габилоу, получила первую премию на фестивале в Пальма да Майорка (Испания). Кроме этого, в течение 70-х годов, писал для Катерины Валенте и Альционе. В 1985, создал очередной шедевр для Мирей Матье: «C'etait le premier rendez vous».
Поль Мориа признанный на международном уровне, получил золотые диски в различных странах, «Grand Prix du Disque» во Франции, трофей «Midem» (The World's Music Community), был приглашен для работы в «International Federation of the Phonographic Industry», расположенную в Лондоне, и в 1997 году получил престижное звание «Commandeur des Artes et des Lettres» (Командор искусств и словесности) от Министерства Культуры Франции. По сравнению со своими сверстниками, имеет самый больший каталог записей, начинающий отсчет с 1500 композиций и более чем 1000 концертов, очаровавших, согласно подсчету студии Universal Music, более 3 миллионов слушателей. Его появление в телевизионной программе «Sullivan Theater» (Шоу Эда Салливана) получило восторженные отклики, и вскоре японский канал NHK пригласил его провести гастрольный тур в Японии, который стал рекордным по количеству зрителей в 1969 году. В конце 70-х годов, стадион Будокан, в Токио, был способен вместить 12000 человек, желающих посмотреть это шоу.
По словам Поля Мориа, в международных турах он пытался обмениваться опытом между местными музыкантами и собственным оркестром, нарушая культурные ограничения, налагаемые Парижем. Среди многих других он открыл мексиканских трубачей, на которых в будущем не единожды ссылался, и бразильских виолончелистов с их фантастической техникой и блестящим исполнением. В 70-х и 80-х годах, на своих концертах живой музыки, Поль Мориа использовал бэк-вокал, в частности, бразильянок: Евы, Маризы и Регины, из трио «Esperança» (Надежда), для обеспечения поддержки некоторых номеров, которые придумал для своих концертов.

 Поль Мориа - фото 8

 Поль Мориа - фото 9 Поль Мориа - фото 10 Поль Мориа - фото 11 Поль Мориа - фото 12


Он также участвовал в создании рекламных роликов в Японии, его музыку использовали в оформлении рекламы марок кофе и вина. И в настоящий момент существует линия производства саксофонов, труб и аксессуаров, под торговой маркой, носящей его имя. В течение нескольких десятилетий, композиции Поля Мориа послужили саундтреками для нескольких телевизионных программ («В мире животных» (Alouette), «Кинопонарама» (Pardonne-moi ce caprice d'enfant), а также несколько композиций для прогноза погоды (Yesterday, Abrazame)), сериалов, рекламных роликов и фильмов разных стран.

 

 Поль Мориа - фото 13

 Поль Мориа - фото 14 Поль Мориа - фото 15

 

Мориа попрощался со сценой в конце 1998 года, на одном из концертов в Осако, но оркестр с которым он выступал, продолжал гастрольную деятельность. Вначале под руководством пианиста Жиля Гамбюса, работавшим 25 лет с маэстро и братом Жерардом, а сейчас под руководством трубача Жан-Жака Жюстафре. В основном оркестр выступает, в Азии, где имеет верных поклонников. В 2002, писателем и обозревателем Сержем Элаиком была написана официальная биография Поля Мориа, которая названа «Une vie en blue».
Мориа ушел в вечность в 81 год, в своем доме на юге Франции, в Перпиньяне. Мы выросли с его яркими блестящими красками и фантастическим калейдоскопом бесконечных форм, носящим его имя, которое после его ухода осталось как наследие, которое мы должны сохранить высоким и после нашей жизни. Его музыка, сплетаясь с нашими чувствами, путешествует вне пространства и времени, всегда воспринимаемая умиротворенно, и окончательно превращаясь в воду, воздух, землю, луну, звезды и солнце.После смерти Поля Мориа, Жан-Жак Жюстафре три года упрашивал вдову Поля Мориа Ирен дать ему разрешение организовать концерты памяти Поля Мориа. В конце концов согласившись, Ирен Мориа предложила Жюстарфе назвать оркестр его именем и более не спрашивать у неё разрешений. Таким образом в 2009 году появился «Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жюстафре». В 2009 году на мемориальных гастролях в Японии в составе нового оркестра приняли участие музыканты, работавшие с Полем Мориа последние два десятилетия. В 2010—2012 годах оркестр Ж. Ж. Жюстафре дал большое турне в России с программой «Посвящение Полю Мориа» (Tribute to Paul Mauriat), а также концерты в столицах Украины и Белоруссии, странах Балтии. Известно, что репертуар, исполнительская манера и звучание гранд-оркестра Жан-Жака Жюстафре иные по сравнению с оркестром Поля Мориа, однако рекламные кампании устроителей гастролей проходят под маркой легендарного оркестра Поля Мориа, который перестал существовать в связи со смертью композитора в 2006 году. На этот счёт мадам Ирен Мориа неоднократно выступала с официальным заявлением для поклонников и прессы 

 

 

--
 Поль Мориа - фото 16Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить