Первые моторы России

Первые моторы России - фото 13 марта 2023 года в зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России (Москва, ВДНХ, павильон № 54) состоялся пресс-показ выставки «Первые моторы России». Проект посвящен первым страницам истории русского автомобилизма - зарождению технической культуры, творчества, инженерной школы

Первый «самодвижущийся экипаж» прибыл в Россию из-за границы в 1894 году, и поначалу их было крайне мало. Однако наша страна отнюдь не отставала от зарубежных держав в темпах внедрения автомобилей. К началу XX века автопарк императорской России уже превышал 12 тыс единиц.
Николай II интересовался автомобилями и любил совершать поездки на них. Императорский гараж обладал самым большим и роскошным автопарком в Европе. Немало внимания уделялось правительством и лично государем развитию автомобилизации в стране в целом.

Первые моторы России - фото 2Первые моторы России - фото 3Первые моторы России - фото 4Первые моторы России - фото 5
Абсолютным прорывом стала IV Международная автомобильная выставка, устроенная в мае 1913 года в Михайловском манеже в Санкт- Петербурге и входившая в список мероприятий, посвященных празднованию 300-летия дома Романовых. Всего экспонировалось более трехсот автомобилей: роскошные машины марок «Роллс-Ройс» и «Делоне-Бельвиль», доступные «Форды», грузовики, омнибусы, пожарные, военные и санитарные машины. Вместе с именитыми зарубежными марками были представлены и отечественные производители машин, кузовов, деталей, шин и всего, что только может сопутствовать автомобилю.
О первых страницах истории русского автомобилизма - зарождении технической культуры, творчества, инженерной школы - рассказвывает выставка «Первые моторы России» открывшаяся в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ.
В церемонии открытия выставки приняли участие:
- Илья Сорокин, куратор выставки, директор по музейно-выставочной работе Музея Гаража особого назначения;
- Максим Карташев, старший научный сотрудник Политехнического музея;
- Никита Розано, зав. кафедрой «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. Строганова, автор книги «Русский автомобильный дизайн»;
- Дмитрий Фёдоров, автомобильный журналист, историк, соавтор книги «Автомобили первых лиц»;
- Александр Хлупнов, ветеран ретродвижения СССР, владелец одного из главных экспонатов выставки - автомобиля Пежо-Бебе, снявшийся вместе с ним во многих известных советских фильмах;
- Евгений Певзнер, историк, журналист, эксперт по дореволюционному мотопрому.
В своем выступлении на церемонии открытия И. Сорокин сообщил, что павильон № 54 музея превращен в зал IV Международной автомобильной выставки. Масштабная историческая реконструкция задумана как атмосферное событие, призванное перенести современника в 1913 год. Шоу дополняют цветочные гирлянды, рекламные афиши, сеансы кинематографа и стенды с интересной познавательной информацией. Зрителям представлена диорама в масштабе 1:43, посвященная посещению выставки императором Николаем II.

Первые моторы России - фото 6Первые моторы России - фото 7Первые моторы России - фото 8Первые моторы России - фото 9Первые моторы России - фото 10Первые моторы России - фото 11Первые моторы России - фото 12
В исторических интерьерах представлены уникальные экспонаты из коллекции Политехнического музея, находившиеся в запасниках и впервые собранные вместе. До конца прошлого века Политехнический музей был единственным местом в нашей стране, где можно было увидеть автомобили дореволюционного периода. В этом уникальном собрании каждый экспонат имеет свою сложную и интересную судьбу, неразрывно связанную с историей России.
Автомобильный отдел Политехнического музея сформировался в 1930-е годы и поначалу знакомил посетителей с устройством первых советских серийных моделей. Исторических экспонатов в то время насчитывалось немного, а их роль считалась второстепенной - в зале висел плакат с жизнеутверждающим высказыванием И.В. Сталина: «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь».
Первыми в автомобильную коллекцию музея поступили американо-британский электромобиль Columbia 1901 года и трицикл немецкой марки Cudell 1899 года. Оба экспоната ранее принадлежали членам императорской фамилии и пребывали в Гатчинском дворце. В 1935 году со склада московского Дворца техники в Политехнический музей передали автомобиль французской марки Dc Dion-Bouton 1899 года выпуска. Несколько уникальных экспонатов поступили в экспозицию после войны - это были трофеи Красной армии, вывезенные из Германии.
В 1966 году в автомобильном отделе Политехнического музея появился главный экспонат - «Руссо-Балт» Тип К 12/20 HP, приобретённый у киностудии имени Горького. Сегодня это единственный полностью ориги¬нальный автомобиль марки «Руссо-Балт» в мире.
Начиная с 1966 года автомобили из собрания Политехнического музея периодически принимали участие в городских праздниках автомобилистов и парадах клуба САМС - Следопыты авто-мото-старины.
Собрание редкостей продолжало пополняться. В 1979 и в 1983 годах в музей поступили два экспоната из собрания тульского коллекционера Евгения Самойловича Гуревича - британский цайкл-кар АС и француз¬ский автомобиль Lion-Pcugcot. В 1980-е годы добавился французский Bebe Peugeot 1913 года выпуска. Этот автомобиль, являясь частью музейной экспозиции, принадлежит частному владельцу Александру Ивановичу Хлупнову.
Экспозиция дает возможность перенестись на 110 лет назад и посмотреть на «первые моторы России» глазами посетителя Международной автомобильной выставки 1913 года.
Выставка работает со 3 марта по 29 октября 2023 года.

Сергей Козлов

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить