Серго Орджлникидзе называл его "Ваня-шофер" за страстную любовь к автомобилям и доскональное знание их устройства. Долгое время Лихачёва нельзя было назвать образованным человеком, уже будучи претендентом на должность директора завода он писал о себе: "Образование - сельская школа. Специального образования не имею. Но автомобиль люблю. Я старый автомобилист. Будучи на военной службе, научился водить машину, узнал её. И во время командования отрядом особого назначения у меня также были автомобили, которыми мне приходилось заниматься. А в МГСПС я даже организовал ремонтную мастерскую".
Выдающийся организатор отечественной автомобильной промышленности, кавалер пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Великой Отечественной войны 1 степени, лауреат Сталинской премии Иван Алексеевич Лихачев родился 3 июня (15 июня по новому стилю) 1896 года в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии, в семье простого неграмотного крестьянина.
Иван недолго находился в родном селе: уже в 12 лет он начал трудится слесарем в кустарных мастерских, а потом на Путилковском заводе в Санкт-Петербурге. Неформальное звание «Путиловский рабочий» или «Путиловец» в революционное время 1917 года значило очень много, но в революцию Лихачев вступил матросом Балтийского флота, куда был призван в 1915 году. На фронтах первой мировой он был ранен, а позже в 1917 году стал членом партии большевиков. После революции три года служил в органах ВЧК, пять лет отдал профсоюзной работе. И в конце 1926 года, в тридцать лет, Иван Алексеевич был назначен «красным» директором на московский автомобильный завод АМО (Автомобильное московское общество). Завод к тому времени уже сумел наладить мелкосерийное производство отечественных грузовиков АМО-Ф-15, но оставался небольшим предприятием, с примитивными технологиями производства.
Некогда Рябушинские в Тюфелевой роще заложили автосборочную манафактуру , закупив даже в Италии 359 машинокомплектов, - так что с ВАЗом явилось некоим продолжением традиций. Но о состоянии детища Рябушинских через 10 лет после начала работы после двух революций и гражданской войны можно судить по тому, что работало три дюжины человек, одним из которых был прибывший из Италии с машинокомплектами чертежник Ланино, почти ослепший и существовавший в каморке на манафактуре. А вчерашний чекист Лихачев из ЧК же под своё ручательство вытаскивал из-под ареста инженера-артиллериста Теодора Сведберга, наотрез отказавшегося заниматься восстановлением автопроизводства - просто в этом он ничего не понимал!
С начала 1927 года под руководством Лихачева начинается первая реконструкция предприятия под массовый выпуск советских грузовиков. По образному выражению самого Лихачева: «Мы пришили к пуговице – пальто», можно судить об объемах этой реконструкции. Буквально за несколько лет из небольшого завода, АМО разрастается до одного из самых больших предприятий в Москве. Сведберг сумел сконструировать конвейер, правда, не дожив до его запуска (справедливости ради, надо заметить, что скоро был заменен на приобретенный у Форда)
25 октября 1931 года впервые в стране был запущен сборочный автомобильный конвейер, с которого массово начали сходить грузовики АМО-3. В этом же году заводу было присвоено имя Сталина – «ЗиС». К лету 1933 года завод перешел на производство новой модели ЗиС-5, широко известной «трехтонке». Этот автомобиль быстро стал легендарным, во времена индустриализации страны, а после на тяжелых дорогах Великой Отечественной войны.
Лихачев ежедневно по нескольку часов проводил в цехах, причем шел в первую очередь туда, где были самые сложные участки, туда, где в данный момент больше всего требовалось его участие. Часто он сам проверял выполнение наиболее ответственных заданий, что бы лично убедиться в качественной работе. Когда заводу ЗиС поручили организовать впервые в стране производство лимузинов высшего класса, он ежедневно приходил в экспериментальный цех и проверял работу мастеров, вплоть до того, что контролировал мягкость набивки диванов лимузина, заставляя их переделывать сиденье до тех пор, пока качество его подушек не достигло лучших американских образцов.
В 1930-х годах Лихачев усиленно занимался самообразованием, приглашая преподавателей по тем или иным дисциплинам. Заставлял учиться и начальников цехов – выдвиженцев из рабочего класса, также прикрепляя к ним преподавателей – в то время они не могли получить образование иным путем.
В начале Великой Отечественной войны, эвакуируя московское производство, Иван Алексеевич создал четыре филиала автозавода, выросших впоследствии в крупные самостоятельные производства: Уральский автомобильный завод (автомобили «Урал»), Ульяновский автомобильный завод (автомобили УАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский автоагрегатный завод. В морозные дни зимы 1941 года Лихачев сам облазил в Челябинске занесенные снегом открытые хранилища ранее эвакуированного из разных городов, но невостребованного оборудования, отбирая необходимые станки, что бы обеспечить работу четырех своих филиалов на Урале и Волге. Люди в сорокоградусные морозы устанавливали станки и сразу начинали на них работать, не всегда имея крышу над головой, например, как на Челябинском кузнечно-прессовом заводе.
Приказы и распоряжения директора Лихачева были законом для всего коллектива. Известны случаи, когда по его приказу выполнялись практически невыполнимые задания. Например, немецкая авиация уничтожила завод, поставляющий на ЗиС пластмассовые детали, в том числе рули для автомобилей, Лихачев распорядился за одну ночь (!) создать конструкцию нового руля с деревянным ободом и в течение двух дней подготовить его производство. Нужно ли говорить, что это задание всё-таки было выполнено в срок. Но, нужно отдать должное, Лихачев не забывал, и отметить труд своих работников, в данном случае дополнительными талонами на питание (в военное время лучшая награда) и на спирт (практически валюта).
Другая особенность стиля Лихачева-хозяйственника – стремление в условиях зависимости завода от огромного количества смежников, как можно больше делать продукции самостоятельно. Во время войны он создал калибровочно-заготовительный цех. В 1945 году вывез из Германии прокатные станы, что бы компенсировать перебои в поставках металлопроката. Организовал свое газовое хозяйство, построил бетонный завод и кислородно-ацителеновую станцию и многое другое. В послевоенное время завод переживал свою третью масштабную реконструкцию, под выпуск новых автомобилей ЗиС-150 и ЗиС-151. Одновременно с этим завод готовил к выпуску новый лимузин высшего класса ЗиС-110 и большой городской автобус ЗиС-154, а также организовывал выпуск велосипедов «Прогресс» и первых в стране холодильников «ЗиС».
К сожалению, непосильные задания, по реконструкции завода и одновременной организации сразу нескольких новых производств, в тяжелое послевоенное время, отрицательно сказались на качестве самой продукции Завода имени Сталина. Машины, запущенные в производство оказались «сырыми» и недостаточно надежными. В 1950 году И.А. Лихачев был снят с директорского поста и направлен руководить небольшим авиационным заводом, что, в сущности, означало отставку. Но и здесь он проявил неутомимую энергию и волю. За модернизацию авиационного завода он получил один из своих орденов Трудового Красного Знамени.
В августе 1953 года, после смерти Сталина, Иван Алексеевич Лихачев был назначен министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог. На этом высоком посту он проработал до 1956 года. 24 июня 1956 года министр Иван Алексеевич Лихачев умер, а его заводу, которому он посвятил почти всю свою жизнь, присвоено его имя. Если кому-то хочется увидеть, как 30 лет жил красный директор и нарком Лихачев, то проезжая по Варшавскому шоссе в несколько сотнях метров не доезжая до метро "Варшавская", можно увидеть дом, где сначала Лихачев получил комнату,а уже с получением Сталинской премии II степени в 1949 году приобрел полноценную квартиру.
Геннадий Орешкин