Родился в Сарапуле..Жил в Пятигорске - найдете еще одного народного артиста с подобной биографией?! Олег Петрович Жаков родился 1 апреля 1905 года на Урале в городе Сарапуле.
В 1912 году семья Жаковых из Сарапула переехала в Казань, где Олег окончил церковно-приходскую школу и два класса реального училища. Отец Жакова был преуспевающим врачом, и в детстве Олег ни в чем не нуждался. Родители Жакова вместе с гостями часто устраивали домашние спектакли и концерты, водили Олега в театр и отпускали в походы. Но настоящей страстью юного Олега было чтение и походы в кино. Причем страсть к кинематографу в семье не приветствовалась, так как киносеансы считались развлечением для бедных, а мальчику из хорошей семьи больше подходило участие в любительских спектаклях. Но, несмотря на неодобрение родных, Олег при каждом удобном случае сбегал из гимназии в кинотеатр «Палас», находившийся неподалеку от их дома, и даже успел устроиться в этот кинотеатр на работу киномехаником.
Не поладив с революционной властью, семья Жаковых в 1919 году переехала в Екатеринбург, где Олег Жаков окончил среднюю школу, некоторое время проработал на электростанции и поступил в политехникум на педагогическое отделение, который оставил, проучившись три курса. В то же время он начал посещать клуб под названием «ХЛАМ», футуристическая аббревиатура которого расшифровывалась, как «художники, литераторы, артисты, музыканты». В «ХЛАМе» Жаков поддружился с лучшими представителями екатеринбургского авангарда. Друзьями Жакова стали Григорий Александров, поставивший «Мистерию-буфф» Маяковского в цирке, будущий известный актер Петр Соболевский, сыгравший в то время в «ХЛАМ» роль Жевакина в гоголевской «Яичнице» и Сергей Герасимов. Сам Жаков проявил себя в «ХЛАМе» в качестве спортсмена, и одно время даже подрабатывал спортивным инструктором, превращая обычные упражнения на перекладине в настоящее шоу. «Две вещи привели меня в кино - спорт и фантастика», - вспоминал потом Жаков.
Он был не единственным приверженцем спорта из известных в будущем актеров. Спортсменами, и даже – чемпионами, были выдающиеся актеры тех годов Игорь Ильинский, Мария Бабанова и Юрий Завадский.
Когда екатеринбургские друзья Жакова уехали учиться в Ленинград, то вслед за ними решил переехать и Жаков. Он приехал в Ленинград 16 января 1926 года, когда Герасимов и Александров уже занимались в студии у Григория Козинцева и Леонида Трауберга в фабрике эксцентризма (ФЭКС). Они помогла Олегу попасть в ФЭКС. Об экзамене Жаков вспоминал: «Козинцев попросил меня изобразить Плюшкина. Я изобразил и был принят». Вскоре он впервые снялся в массовке в экранизации гоголевской «Шинели». «Жаков - актер?! Скромный, застенчивый, сутулый, ходит, словно скосившись набок - от смущения, что ли... Куда ему?!» - говорили о тяге к актерскому мастерству некоторые знакомые Жакова. Но Козинцев сумел разглядеть в провинциальном юноше будущего хорошего актера.
В фильмах, сделанных в ФЭКС, Жаков успел сыграть крошечный эпизод в «Шинели» и сцену гибели молодого парня в фильме «Новый Вавилон». Несуразный юноша-солдатик в этой картине должен был умереть на глазах любимой девушки. Жаков построил эту сцену на контрастном переходе от безмятежной радости жизни к смерти с поразительной эмоциональной силой. Во время работы он познакомился с композитором Юрием Тыняновым, оператором Иваном Москвиным и композитором Дмитрием Шостаковичем.
Олег Петрович вспоминал о своей работе в ФЭКС: «Мы снимались на первобытной черно-белой пленке, при примитивном освещении, в немом кинематографе - и были счастливы!» Это было, действительно – так. Козинцев и Трауберг учили молодых актеров думать над каждым жестом и ценить каждую секунду экранного времени. Их актеры должны были передавать психологическое состояние героев без внешнего нажима и добиваться предельной выразительности, тщательно передавая детали поведения.
Именно под влиянием Козинцева и Трауберга Жаков выработал свою манеру игры. Принципы актерского мастерства, преподаваемые Козинцевым и Траубергом, были чрезвычайно практичны - они одними из первых в советском кино решили, что актеру в кино мало работать одним лицом и произносить бесконечные монологи. Сильные переживания режиссеры показывали сугубо кинематографическими средствами.
После студии ФЭКС Олег Жаков учился на киноотделении Ленинградского института сценических искусств, а затем работал на студиях «Ленфильм» и «Мосфильм», где судьба его еще не раз сталкнула с Сергеем Герасимовым. В первой звуковой картине Герасимова «Семеро смелых» Олег Жаков сыграл роль немецкого эмигранта Курта Шеффера, в образе которого Сергей Герасимов с помощью Жакова стремился раскрыть героизм в естественных и будничных поступках людей. У Жакова в этом фильме почти не было реплик, и ему было трудно создавать образ молчаливого героя. Но скудость текстового материала актер обратил в драматургическую силу, и сдержанность Курта Шеффера, сыгранного Жаковым, помогла держать в напряженном зрителей в течение всего фильма. Сорок лет спустя, Герасимов предложил Жакову сняться еще в одной своей картине «У озера», где актер сыграл роль профессора Барвина - ревностного хранителя Байкала. Одним из партнеров Олега Жакова в этом фильме стал Василий Шукшин.
Всего за свою творческую карьеру Олег Жаков снялся более чем в шестидесяти фильмах, им было создано много разных, непохожих и неожиданных характеров. Жаков не только воплотил в советском кинематографе образ целеустремленного и полного внутреннего достоинства мужественного интеллигента, но и в жизни походил на своих киногероев. Он был чрезвычайно скромен и никогда не претендовал на какие-либо звания или награды. Последней работой актера был фильм «Жаркое лето в Кабуле», где он снялся без малого в восемьдесят лет. Во время съемок в этой картине у него случился инфаркт, но даже несмотря на это Жаков завершил работу над этой картиной.
Со своей женой, артисткой Ленинградской филармонии Татьяной Новожиловой, Жаков познакомился на концерте, в котором они оба участвовали, причем каждый из них к этому моменту был в браке, и имел по двое детей. Татьяна Ивановна долго не принимала всерьез ухаживаний Жакова, который, тем не менее, проявил завидное упорство и изобретательность. Он задарил свою избранницу охапками цветов, а однажды Татьяна Ивановна увидела на снегу выложенную из красных яблок фразу: «Я люблю тебя, Таня!» Все это происходило в Ленинграде после блокады, и яблоки зимой стоили дороже, чем любые цветы. Позже Жаков признался супруге, что ради покупки этих яблок ему пришлось по ночам разгружать вагоны.
Когда Татьяна Ивановна из-за болезни почек вынуждена была переехать из Ленинграда на родину в Пятигорск, Олег Петрович, не раздумывая, переехал вслед за ней. Но при этом со своими родными детьми, дочерью Галиной и сыном Олегом, Жаков продолжал поддерживать отношения, и помогал в течение всей жизни, отправлял в Ленинград посылки и деньги. Соседка семьи, Лидия Марцен, рассказывала о Жакове: «Он до старости был статный, высокий. А вот материально жил скромно. Все время ходил в сереньком клетчатом пальтишке. Помню, как он сидел на трамвайной остановке, пересчитывал в руках мелочь, а потом шел в магазин. Детишки вечно его одолевали, караулили возле дома, чтобы взять автограф, часто просили расписаться прямо на дневниках. Он охотно отвечал на вопросы, любил рассказывать о своих путешествиях. Но наш город быстро забыл своего артиста».
Невестка актера Таисия Абрамовна рассказывала, что Жаков незадолго до смерти очень хотел увидеть свою родную дочь: «Он очень ждал Галю. Но от нее получили известие: «Папа, я лежу в онкологии». Эту телеграмму мы ему показывать не стали, хотели, чтобы у него оставалась надежда встретиться с Галочкой. Так он ее и не дождался. Вскоре после его смерти мы узнали, что Гали тоже не стало. Когда Олег Петрович заболел и стал редко выходить из дома, он любил сидеть рядышком, когда я что-то готовила. Пытался учить меня варить борщ, сетовал, что я очень мелко режу овощи, брал нож и показывал, как это делать «правильно». В последнее время он терял память, часто находился в каком-то забытье. Однажды, вернувшись с работы, я уловила сильный запах газа. Олег Петрович сидел у плиты в пальто. В руках он держал топор. Что ему привиделось? После этого случая мы с Лией решили его одного не оставлять, дежурили по очереди, так как обе работали. 31 декабря 1987 года у нашего дедули случился инсульт. Эта последняя зима была для всех нас очень тяжелой, но он старался держаться стоически. А в начале мая, после приезда к нам «скорой помощи», я спала очень тревожно. И вдруг какая-то сила меня буквально подняла с кровати. Я посмотрела на часы, они показывали пять утра. Вдруг среди тишины и мерного дыхания Олега Петровича я услышала его глубокий последний вздох. Умирая, он никого не потревожил. Ушел спокойно и достойно.... Так же, как и жил».
Олег Жаков умер 4 мая 1988 года. Человек-загадка – таким, как правило, видели Жакова режиссеры. И были, по всей видимости, правы
--
Геннадий Орешкин