В детстве он с упоением штудировал единственную в доме, кроме "Слова Божия" , книжку - "Учебник унтер-офицера" , и уверял, что непременно станет военным героем.
Отец смеялся.
— Молодо — зелено, — говорил он. — Мы с тобой, Маврик, мужики. Нашему брату попасть в офицеры — дело не шуточное.
Маврикий Трофимович Слепнев родился 27 июня 1896 года в деревне Ямсковичи, нынешнего Кингиссепского района Ленинградской области , родители имели дом, восемь десятин земли и крестьянское хозяйство.Маврикий был старшим.Жили небогато, но всех старались выучить, старшего отдав в торговую школу.
Но грянула Первая мировая война - и вольноопределяющимся с маршевой ротой Маврикий Слепнев отправился на фронт.Отличившись в первом же бою 148 Каспийского полка, и месяца в нем не пробыв, был направлен в школу прапорщиков, по окончанию которой должен был быть определен в гвардию, но..
Препятствием послужило то неучтенное будущим героем обстоятельство, что отец его был всего-навсего крестьянин Трофим Слепнев, и на вопрос о недвижимом имуществе он мог лишь ответить, что „сведений об этом не имею» Из этого следовало, что замков, поместий и дворцов у соискателя не было и, по мнению офицерского общества лейб-гвардии Волынского полка ему, чумазому, не пристало быть гвардейским офицером. Вместо гвардии он оказался в Чите, откуда и повел на фронт маршевую роту - прямо в Брусиловский прорыв.
И вот уже в Румынии был захвачен трофейный аэроплан! Он поразил Слепнева, захотелось освоить дивную технику! Российские самолеты были значительно хуже германских, и русская авиация при столкновении с противником очень часто терпела поражения. Летный состав значительно поредел. Аристократическая часть офицерства перестала стремиться в авиацию, опасаясь за свою жизнь. И прапорщик Слепнев , награжденный за храбрость, получил свой шанс на всю жизнь!
Он был зачислен в Гатчинскую авиационную школу. Вернулся в знакомые места родные деревни, березовые рощи, ржавые ингерманландские болота, милый моему сердцу край. Разумеется, по дороге заехал в деревню Ямсковичи, где провел все свое детство. Мать, увидев сына, всплеснула руками и почему-то заплакала. Уехал я из дому мальчиком, а приехал боевым фронтовиком, научившимся воевать и убивать. Мать заплакала и сказала:
— Ну вот, Маврик, ты офицер.
Вся семья смотрела на старшего сына глазами, полными восхищения.
Школу тогда кончали быстро. Один месяц уходил на общую техническую учебу, второй месяц — на изучение материальной части самолета, и в конце второго месяца будущий пилот с душевным трепетом садился впервые в машину и начинал рулить.
Первый боевой полет летчик Слепнев совершил в феврале 1917 года.Грянули известные события: в них поучаствовал и Маврикий Слепнев - Эшелон георгиевских кавалеров генерала Николая Иудовича Иванова, шедший с фронта на подавление революции, был остановлен на подступах к столице отрядом "гатчинцев".
Теперь на груди у Маврикия Слепнева красовался красный бант - но сам он стал просто охранником здания и имущества разбежавшейся школы. А поздней осенью произошло и вовсе неожиданное: отрядом матросов с "Авроры" Слепнев был доставлен в Смольный , где с него недолго думая взяли подписку о лояльности Советской власти, после вручили мандат за подписью Ленина на получение новых аэропланов ,а потом назначение главным военным инженером к Чапаеву в 25 дивизию. Там он и летал и сбил самолет, возил Василия Ивановича на авто. Он участвовал в последнем бою легендарного комдива - и сумел раненым переплыть Урал.После госпиталя был направлен в Высшую школу военных лётчиков.
Осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике. В феврале 1934 года вместе с Г. А. Ушаковым и С. А. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов Consolidated Fleetster для спасения челюскинцев. За один рейс вывез со льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О. Ю. Шмидта на лечение в США. С 1935 командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года — начальник Академии ГВФ. Он стал Героем Советского Союза №5.
Войну встретил заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота.Сбил два самолета противника - но и сам попал в аварию. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.
Умер 19 декабря 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя носит «Ил-76ТД» МЧС России, а еще в Музеи авиации Аляски есть отдельный стенд, посвященный советскому авиатору Слепневу.
--
Геннадий Орешкин