Уникального лабрадора, натренированного на поиск любой валюты, зовут Жужа.
В пятницу, 17 января, закончилась первая полноценная рабочая неделя красавицыЖужи. Барышня с редким именем – лабрадор. И несмотря на свой юный возраст (год и месяц), она уже служит в Шереметьевской таможне.
«Эка невидаль! – воскликнет скептик. – Подумаешь, еще одна служебная собака!». И будет не прав. Жужа – собака особенная. Такого редкого лабрадора днем с огнем не сыскать. И не то, что в Москве, во всей России. В отличие от своих коллег, она не специализируется на наркотиках, ей не интересна взрывчатка. Жужа – первая и пока единственная собака в нашей стране, работающая… с деньгами, которые по незнанию или злому умыслу пассажиры авиалайнеров пытаются незаконно провезти через границу.
- Речь идет не просто о деньгах, а о сумме, превышающей десять тысяч долларов США, - говорит кинолог Шереметьевской таможни, друг и наставник Жужи Олег Хромов. – Причем, что это будет за валюта (евро, доллары, рубли..) неважно.
Олег и Жужа познакомились около четырех месяцев назад. Он выбрал ее из восьми первоклассных собак, и с тех пор они не разлучались.
- Если честно, по документам собаку зовут Черри, - признался кинолог Хромов. – Но как только я ее увидел, понял, что имя ей это не подходит и выбрал другое – Жужа.
Олег Викторович, мягко протянув первый слог, посмаковал во рту звуки, и добавил:
- На работе всем понравилось, так кличка и прижилась. Да и Жуже новое имя пришлось по душе. Вы с ней познакомитесь и сами во всем убедитесь. Она же крутится, как юла. На месте не сидит ни минуты.
Делая выбор, кинологи Шереметьевской таможни, смотрели не только на здоровье и физические данные собак. Лабрадору, который служит в таможне, без таких качеств, как дружелюбие, любознательность и целеустремленность, не обойтись.
- Почему Жужа? – на мгновение задумался Хромов. – Потому что она большая умничка. Если Жужа знает, что где-то спрятана какая-то вещь, будет искать ее, пока не найдет.
Плюс Жужа в своей белоснежной шубке, вызывает у прохожих только умиление и ни капли страха.
Лабрадор родилась и выросла в Москве. А вот образование получила заграницей. После того, как собака попала в таможню, она вместе со своим наставником отправилась вМеждународный кинологический центр. Он расположен на севере Чехии, в небольшой деревушке Хержманица, в 15 минутах езды на машине от Фридланда и Либерец.
- Оказывается, все доллары пахнут одинаково, а евро – по-разному, - поделился приобретенными теоретическими знаниями Олег Хромов.
Изо дня в день кинолог слушал лекции, после чего на практических занятиях делился своими знаниями с Жужей. От простейших упражнений: найди, где спрятана крупная сумма денег. До сложных: в реальном аэропорту выяви подставного человека, карманы которого набиты умопомрачительным количеством денег.
- На первых занятиях я использовал кликер, - сказал Олег и вытащил из кармана форменных брюк небольшую вещицу синего цвета с яркой оранжевой кнопкой посередине. Этот прибор подает звуковой сигнал, и собака понимает, что она на верном пути.
– Вот такой: «Клик-клик», - звучно щелкнул языком Хромов, после чего в доказательство нажал на оранжевую кнопку.
Когда собака думает, что перед ней нарушитель, она замирает в полуприседе и носом указывает место, где, предположительно, спрятаны деньги. Если Жужа оказывается права, ей дают лакомство или любимую игрушку.
- А если злоумышленник рассовал десять тысяч евро по разным карманам, собака деньги найдет, - интересуемся мы.
- Найдет, - уверенно кивает головой Олег. – Если грубо, то собака воспринимает человека, как чемодан. Все купюры, даже расфасованные по разным карманам, спрятаны в потайном отделении сумки, сливаются в единый аромат.
При этом, как отметил Хромов, острота нюха от породы собаки не зависит. Как музыкальный слух у людей: он либо есть, либо его нет.
Три месяца занятий пролетели одним днем. Во второй декаде декабря вооруженные новыми знаниями «боевые товарищи» вернулись домой. Первое время кинолог Хромов ездил с Жужей в международный аэропорт «Шереметьево» просто так, на экскурсия. Собака нужно было освоиться на новом месте и привыкнуть к незнакомой обстановке. Но сразу после длинных январских праздников Жужа заступила на службу.
- Обычно люди думают, что она ищет наркотики, - улыбается Олег. – Вот недавно случай был. Жужа что-то почуяла и уткнулась мужчине, стоявшему в очереди на досмотр, в карман. Он, конечно же, сразу: «У меня наркотиков нет!». Я попросил показать его карман и оказалось, что там лежат деньги – 15 тысяч рублей. Не та сумма, какая должна была быть, но запах рублей Жужа еще толком не знает. Вот евро – это ее стихия. Но, надеюсь, в скором времени мы сможем тренироваться и на другой валюте.
Олег Хромов и его верная Жужа – пионеры поиска крупной денежной контрабанды. Первооткрыватели ездят в аэропорт почти каждый день, чтобы опытным путем вычислить «проблемные» рейсы.
В пятницу рабочий день лабрадора Жужи начался в семь часов утра. Заботливый наставник покормил собаку, после чего верные напарники на служебной машине приехали в аэропорт.
- С утра было много рейсов, около восьми, - говорит Хромов. - Мы проверяли людей, прилетевших из Нью-Йорка, Бишкека, Баку, Рима… У нас есть кое-какие соображения, откуда могут завозить валюту. Но, деньги могут появиться откуда угодно.
До 11:00 Жужа ходила среди мелькавших вокруг пассажиров и принюхивалась. Чисто. Легкое разочарование сменила радость от любимого мячика на сине-голубой веревочке. Из-за своих красных пупырышек издалека игрушка похожа на экзотический фрукт.
- Сейчас я вас познакомлю с Жужей, - с гордостью говорит Олег и приглашает нас в двухэтажное здание с вольерами.
В нос ударил кислый запах собачьего корма. Но еще не известно, каким запахом мы побеспокоили жильцов, которые тут же разразились звонким лаем. Опытный кинолог Хромов быстро успокоил собак. В это время между металлическими прутьями показался чей-то розовый нос. Услышав наставника, милашка Жужа радостно завиляла хвостом. Лабрадор вела себя так, как будто не видела Хромова тысячу лет.
- Да тише ты, тише, - Олег Викторович попытался утихомирить Жужжу, которая к этому моменту уже несколько раз лизнула его в нос.
Но счастье собаки выросла в несколько раз, когда она очутилась на свежем воздухе. Жужа носилась с любимым мячиком, весело прыгала по снегу и между делом проверила наши с фотокорреспондентом рюкзаки. Чисто.
Жуже вовсе не хотелось идти обратно в вольер. Но через два часа – очередной наплыв самолетов. По долгу службы, надо будет мчаться в аэропорт.