В конце марта завершилась очередная экспедиция на Аргут, организованная при поддержке WWF. А вместе с ней подошел к концу и важный этап большого проекта по восстановлению аргутской группировки барса на Алтае
Аргутская группировка снежного барса до начала 1990-х годов была крупнейшим очагом обитания этого хищника в России. Свое название она получила по имени одного из крупных правых притоков р. Катунь — Аргута, бассейн которого обрамлен с разных сторон Катунским, Северо- и Южно-Чуйским хребтами. Площадь этого очага обитания снежного барса составляет около 9000 квадратных километров. Численность группировки специалисты оценивали в 30 — 40 особей. Но в 1990-х годах в результате неконтролируемого браконьерства эта группировка была практически полностью уничтожена. На сегодня известен лишьнебольшой локальный очаг обитания нескольких уцелевших особей.
В 2011 году при поддержке WWF России и Службы Рыбы и Дичи США был начат проект по восстановлениюаргутской группировки ирбиса. В отдаленных и труднодоступных местах, где за всю современную историю ни разу не бывали сотрудники природоохранных ведомств, стали проводиться антибраконьерские рейды, изымалось оружие, снимались и уничтожались петли и капканы.
В 2012 году сотрудникам Алтайского заповедника и региональной общественной организации
В 2013 году работа по восстановлению аргутской группировки барса продолжается, при этом основной упорделается на охрану территории и профилактику нарушений. Попутно проводится дальнейшее обследование территории с целью выявления новых уцелевших микро-очагов обитания снежного барса. В случае организации надлежащей охраны специалисты рассчитывают восстановить численность группировки до прежнего уровня за 10 — 15 лет.
Одной из главных целей прошедшей мартовской экспедиции в долину реки Аргут было рекогносцировочное обследование крупного правого притока Аргута — р. Каракем, где еще не работали исследователи. Попутно проверялись фотоловушки и подводились итоги зимнего сезона 2012- 2013 гг. Ведь если в конце охотничьего сезона есть снимки барсов, это значит, что огромная работа - антибраконьерские рейды, профилактическая работа с местным населением и другие мероприятия — была сделана не зря!
Мартовская экспедиция проходила в непростых условиях: несколько дней дорога на Джазатор была заблокирована лавинами и снежными заносами, путь на Аргут от Джазатора был вообще закрыт всю зиму. Участникам экспедиции пришлось добираться до места назначения пешком по пояс в снегу. В январе путь от Джазатора до Аргута занял один день, в марте это же расстояние удалось пройти только за три дня. Серьезную угрозу представляли лавины, которые в этом году во множестве сходили в тех местах, где их никогда не было.
При обследовании Каракема был найден свежий след течной самки ирбиса, а в результате проведенного тропления были обнаружены несколько мест маркировки и выявлена тропа, по которой часто ходит эта особь. Проверка камер показала, что барсы Вита и Крюк по-прежнему живы и здоровы и активно посещают место маркировки. Особенно часто они отмечались в феврале, приходя к камерам практически через день.
Сегодня в долине реки Аргут обитает не менее 5-7 снежных барсов. Рядом с участками Крюка и Виты живет еще одна самка с двумя котятами. Этой зимой удалось обнаружить их следы, правда, снимки этих животных получить пока не удалось. Как минимум еще 1-2 барса живут на участке, выявленном в ходе последнего обследования Аргута.
На полевом обмундировании участников экспедиции, изготовленном российской компанией