По Первому идет сериал "Мурка" - а вот о ком и о чем на самом деле была песня, которая , положим,в сверхпопулярном фильме Говорухина «Место встречи изменить нельзя» именно она казалась бандитам самой действенной проверкой для Шарапова. Знание нехитрых аккордов «Мурки» доказало уголовникам, что он не «засланный казачок», а «честный фраер»? Была ли "Мурка" на самом деле - или это сплошной вымысел, преданье старины глубокой? И на эту тему нас ждут не одно любопытное открытие!
Здравствуй, Шура, славная девчонка,
Здравствуй и прощай.
Ты зашухерила всю нашу малину,
А теперь маслину на вот получай.
Такой текст и первое упоминание о «славной девчонке» сохранилось в архиве Московского государственного института по изучению преступности и преступника. Текст песни явно нам знаком, но только героиней является не Мурка, а Шурка. Слова были записаны на клочке бумаги неизвестным автором (скорее всего, обычным заключённым) в далёком 1921 году в Курском исправдоме (тюрьме). В пометках к тексту песни аноним сообщил, что «впервые услышал её в 1919 году в Одесском исправдоме». То есть немного раньше того момента, когда считается Яков Петрович Ядов популярный одесский фельетонист и поэт написал харизматичный текст, многократно перелицованный до "народного" - и положенный на музыку. Был у "Мурки" знаменитый музыкант Оскар Строк, положивший стихи Ядова на музыку в начале 1923 года, едва не половина ранних одесских песен Утесова его авторства (кстати, Леонид Осипович до 1934 года исполнял песню с вариантом "банда из Амурки"). Тогда историю «Мурки» знала вся Одесса. Но даже в то время немногие знали, что она – агент МУРа...
Но еще меньше людей изучали сохранившуюся немалую коллекцию граммофонных пластинок семьи Романовых - представляете, их повезли за арестованной фамилией в ссылку - так там есть запись популярной в то время песенки «Шурка», исполняемую «на мотив еврейской мелодии». Увы, сначала появился текст про "Шурку", а потом Оскар Строк даже особо не трудился в переделке, тональность лишь немного поменяв,- получилась Мурка (по Ядову)!
Но , понятно, что некий прототип был (и не один) - только вот кто? Самое интересное, что и реальные и вымышленные! Первым «варягом», прибывшим в Одессу из столицы ещё в 1919, был начальник особого отдела ВЧК Фёдор Тимофеевич Фомин. Чуть позже туда же из Москвы отправляется Стас Реденс, чекист, получивший прозвище Стах (от слова «страх», букву «р» Реденс не выговаривал), а с ним прибыло около 80 чекистов и милиционеров. Вскоре Реденса сменил сам Макс Дейч, близкий друг Феликса Дзержинского, могущественный «серый кардинал» центрального аппарата ЧК. Интерес руководства Лубянки к событиям в Одессе был неслучаен. Одесса – крупнейший морской порт, через него шли грузы и товары из Европы. Процветала контрабанда, в городе прочно обосновались представители британской и румынской разведок, фальшивомонетчики всех мастей тоже «трудились» именно здесь.
Появились и наркопритоны, которыми заправляли китайцы. Несмотря на то что еще в 1918 году город был окончательно завоеван красноармейцами, в Одессе всё равно сохранялась очень напряжённая обстановка. Действовала «махновская подпольная ячейка» – возвращение отрядов окрепшего Нестора Махно на юг Украины ожидалось в середине 1922 года, в пригородах действовало до 30 разрозненных банд, хорошо вооружённых со времён Первой мировой. Москва никому в городе не доверяла, и потому одесскую ЧК на протяжении всего интересующего нас промежутка времени – с 1918 по 1922 год – возглавляли московские чекисты, командированные с особой миссией: собрать всю информацию для проведения крупномасштабной «зачистки» Одессы от криминального элемента. Почти одновременно с Реденсом прибыла "банда из Амурки", состоявшая из самых лихих (или отпетых) оперов - и с ними по тогдашней поговорке "Баба в банде - вору фарт!" - она: Мария Прокофьевна Климова. Реальный персонаж и сотрудник - она родилась в 1897 году в Великом Устюге, участвовала в подавлении "савинковского" мятежа в Рыбинске..И тут есть один почти курьезный момент! Сотрудник деникинской контрразведки Вениамин Сергеев, до взятия Одессы белыми, работавший в ЧК, а после взятия Одессы перешедший на сторону белых и сдавший им большевистское подполье в обмен на свою жизнь, участвовал в написании сценария и съёмках фильма на Одесской кинофабрике о «зверствах большевиков», где главную роль мифической женщины-палача исполняла жена Сергеева — Дора Явлинская. Так имя Дора в Одессе стало нарицательным.
Снятое на Одесской кинофабрике якобы документальное кино произвело сильное впечатление на неискушенных зрителей. Многие поверили в существование страшной садистки-большевички. Это возымело настолько большое эмоциональное и идеологическое воздействие, что мифический образ продолжал существовать и после его разоблачения: после занятия Одессы красными Вениамин Сергеев и его жена Дора Явлинская были арестованы, над ними состоялся суд, специально сделанный открытым, чтобы развеять этот устойчивый миф о женщине-палаче Доре. Оба были приговорены к расстрелу. Однако, миф существует до сих пор и тиражируется даже некоторыми историками. А вот образ Доры и Климовой как бы слился! Но у реальной Маруси Климовой также сразу не зафартило: в 1922 году в стране продолжалась Гражданская война, ещё вчера в Одессе был голод – трупы умерших каждое утро убирали с улиц красноармейцы на специальных тачках. Приезжать в приморский город, наводнённый и без того огромным количеством местных банд, «крышевавших» рынок наркотиков и контрабанды, драгметаллов и проституции, кому-то из Амура не было никакого смысла. От оперской "банды из Амурки" буквально за недели не осталось, кого бы на тех повозках не свезли! Кроме Климовой, вроде ее хахаль о легенде был убит.Маша в этой песни – не столько предательница, сколько классическая подружка одесских воров. Вполне возможно, образ собирательный, ведь именно «Машами» тогда называли девиц лёгкого поведения, воровок, распутниц. «Маша», «машка», «маруха» на фене и значило «любовница». А убил хахаля Маши Гришка Бриллиант, которому вроде и досталась добычей Маруся Климова. Который перед гибелью якобы расправился с "Муркой в кожаной тужурке" - и похороны были! Да вот только Климова Мария Прокофьевна дослужилась до 1952 года, выйдя в звании капитана в отставку, уехав в родной Великий Устюг! Но история прототипов не заканчивается инсценировкой похорон той, что "зашухарила всю нашу малину"! В самом начале 20-х годов промышляла в Одессе банда Владимира Кучеренко – симпатичного молодого человека, который вместе с подельниками грабил и убивал без разбору. Дорогие украшения, которые попадали в руки бандитов, Кучеренко дарил любовнице – Любке-цыганке. Милиция долго пыталась выйти на банду, но безуспешно.
И вот однажды, во время облавы на воровской притон, один из стражей порядка увидел на руке красавицы Любки редкий драгоценный перстень. Именно такой накануне был снят с убитой бандитами одесской акушерки. Любку с перстнем повязали, допросили и выяснили, где, когда и от кого она получила ценный подарок. Как мы отлично знаем из фильма «Место встречи...», работники уголовного розыска предложили Любке сыграть по их правилам в обмен на свободу.
Дальше – не по сценарию. Вместе с милиционерами Любка-голубка пошла в притон на Молдаванке. Увидев её, Кучеренко с радостью открыл дверь и вместе со всей бандой был схвачен сотрудниками угро. Так благодаря Любке удалось поймать самого неуловимого гангстера тех лет – Кучеренко, который, кстати, по совместительству работал в кино – играл батьку Махно в знаменитом художественном фильме 1923 года «Красные дьяволята». Вместе со съёмочной группой вор-рецидивист разъезжал по югу страны. Карьера актёра была для него и подельников-бандитов, работавших техниками на киноплощадке, своеобразным прикрытием. В 1927-м Кучеренко расстреляли и, разумеется, вычеркнули из титров фильма. Но в память о предательнице Любке одесситы сложили на мотив известной песенки текст про «Любку-голубку».
Вот строчки одного из вариантов шлягера:
Помнишь ли малину, шухерную жилу?
Любка уркаганов продала.
Здравствуй, моя Любка,
Ты моя голубка,
Здравствуй, моя Любка, и прощай!
Но и на этом не все! Мы же начинали с Шурки - знакомтесь, Шура Оппельбаум, она же Шура Бриллиант - и тоже снималась в синематографе и не без успеха! Прибыла в Одессу то ли из Крыма, то ли из Херсона,- и быть бы ей второй Сонькой Золотой Ручкой - но тут революционные будни, угро, ЧК, Деникин..Тому самому Сергееву, что придумал кинотрюк с собственной женой,- Шура Бриллиант и "сдала" одесских воров - а у Деникина разговор был короче чем у Дзержинского: расстреляли в карьерах у Аккермана. Говорят, Шурка бежала из Одессы и якобы кое-чем промышляла в 20-е годы в румынском Констанце! Но это не всё:в Одессе появлялась и сотрудница Петроградского ЧК - еще одна Маруся - Мария Апполинарьевна Евдокимова (фамилию она упростила, дабы не бросалось в глаза дворянское происхождение!) В середине 20-х годов Ленинград кишел преступными группировками не в меньшей степени, чем Одесса. Центром разгульной, криминальной и антисоветской жизни была знаменитая Лиговка. Именно из молодой неизвестной красавицы-сотрудницы была сделана наживка. По легенде, догадываетесь?, таки Маруся прибыла с Одессы с самой Молдованки! Мария, которую никто из уголовников не знал в лицо, поступила работать в лиговский трактир «Бристоль», где часто собирались криминальные авторитеты. Сначала она выдавала себя за хипесницу – женщину, которая предлагает жертве сексуальные услуги, а затем вымогает с доверчивого клиента деньги при помощи сообщника, играющего роль внезапно появившегося мужа.
Затем Евдокимова уговорила хозяина трактира, что ей надо «на некоторое время затихариться». Выполняла мелкую подсобную работу на кухне, была официанткой. Таким образом Мария могла без риска для собственной чести и жизни многое видеть и слышать. Завсегдатаи трактира быстро привыкли к барышне, при ней обговаривали свои дела, а она собирала информацию и передавала сведения коллегам в угро.
Евдокимовой даже удалось распознать «наседку» – сотрудницу канцелярии ленинградской милиции, которая сдавала бандитам все планы оперативников. И уже в ноябре 1926 года поздним вечером состоялась масштабная облава на «Бристоль».
Событие было настолько грандиозным, что в помощь милиции привлекли даже курсантов командирских училищ, вооружённых винтовками. Десятки крупных преступников, державших в страхе весь Ленинград, были повязаны. Так красавица Маша «зашухерила всю малину»: бандитов отправили в "Кресты". И уже сидя в застенках, «в честь» Маруси Евдокимовой недобитки сложили знаменитую песню. В этой песне они поквитались с ней по полной, посмаковали не только её убийство и смерть, но даже похороны:
И лежишь ты, Мурка, в кожаной тужурке,
В голубые смотришь небеса.
Ты теперь не встанешь, шухер не поднимешь
И не будешь капать никогда.
Разве тебе, Мурка, плохо было с нами?
Разве не хватало барахла?
Что тебя заставило связаться с легашами
И пойти работать в Губчека?
Кто его знает, о чем думала "Мурка", когда ее "замели" свои же в момент террора после убийства Кирова? Она выжила в том "Бристоле" и не выдержала вятских лагерей. К сожалению, ничего не известно о судьбе ее семьи..Надо бы припомнить еще историю Козочинского с "Зеленым фургоном" - но ведь это совсем другая таки история!
--
Геннадий Орешкин