В 1982 году на экраны СССР вышел фильм "Не бойся, я с тобой", и половина страны влюбилась. Все женщины советской страны мечтали о Рустаме – благородном и добром принце на коне, который явится в нужную минуту и спасет, и подставит плечо, и озарит светом души, и согреет. Оказалось, что Мухтарбек Кантемиров и в жизни такой. И роль писали с него и для него, и нет таких превосходных степеней, которые бы к нему не приложили все, кто с ним дружит, или хотя бы только встречался.
Роль Рустама в кино оказалась первой - если не считать каскадерских работ - для Мухтарбека Кантемирова..В мире цирковой джигитовки фамилия Кантемировых – самая звонкая. Кантемировы изменили само понятие "конный цирк", породили конные трюки в отечественном кино и собственно профессию конного каскадера. Рожденные в опилках и росшие на манеже в недетском смысле слова, дети и внуки Алибека перенимали фамильную любовь к коням, а ходить и ездить на коне начинали едва не одновременно. Но Кантемировы передавали от отца к сыну куда большее, чем профессиональные навыки, – истинно горскую чистоту помыслов, бережное отношение к людям и коням, кодекс чести и благородство, мужество и любовь к Осетии. Целая дивизия Кантемировых несла и продолжает нынче нести в мир добро. Они всегда на коне – в любом смысле слова.
. Его отец Али-Бек Кантемиров, родоначальник знаменитой династии цирковых наездников, создавший первый в России конный цирк "Джигиты Осетии" («Али-Бек»). Чуть не до последних дней своей долгой 94-летней жизни Али-Бек сидел на лошади; а вот Мухтарбек - младший его - вроде и не подходил для джигитовки.Его сыновья - Хасанбек родился во Владикавказе, Ирбек под Ярославлем, Мухтарбек – в Воронеже, 18 февраля 1934 года, десятью годами позже старшего брата. Мариам Хасакоевна была уверена, что родится Иратхан, Ирочка, но на свет появился Миша, Мухтарбек. И он прошел крутые отцовские университеты без малейшей поблажки.
Такое цирковое детство: утром репетиция, потом бегом в школу, потом уроки за кулисами и вечером представление. А в каникулы, когда все одноклассники гуляют, по три представления в день! Хасанбек вышел на манеж в Гамбурге, Ирбек в Ереване, Мухтарбек в Туле.
Свой дебют Мухтарбек буквально зарубил на лбу. Железная палка, на которой висел форганг, цирковой занавес, оказалась низкой даже для мальца. Мухтарбек забыл наклонить голову, как учили. Мог бы погибнуть, но папаха смягчила удар. А пришел в себя – увидел плачущую маму: "Мишенька, вставай, надо закончить номер".
И сегодня вспоминая об этом, Мухтарбек Алибекович жалеет мать, а не себя: каково ей было – говорить это едва очнувшемуся ребенку?
Такие жесткие законы цирка: артист обязан думать о публике. Тогда, в 40-х, двенадцатилетний пацан венчал пирамиду. Рос – и опускался, пока не встал в основание: держать шесть человек. Рослый и крепкий с длинными ногами – физически совсем непригодный для джигитовки, Мухтарбек – истинный Кантемиров! – переборол природу. Трещали кости, переломан голеностоп, но и его трюки – для Книги Гиннесса. Особенно вот этот, которым он гордится сам: с двух прыжков Мухтарбек взлетал на лошадь, и стоя на крупе и жонглируя саблями, – Алле –оп – с легкостью брал два барьера. Сильный, красивый, воплощение мужчины, живой ответ тайным женским грезам... А пацанов завораживала крутая скачка и оружие – как самого Мухтарбека когда-то пленил метатель из довоенного кино. Метать кинжал в живое дерево он не мог, находил обрезки досок. Отец, как в воду глядел, когда хвалил и говорил, что пригодится: пригодилось в фильме "Не бойся я с тобой"? Теперь президент федерации метателей России щедро делится секретами мастерства: "Просто надо тренироваться каждый день по нескольку часов. Лет шестьдесят.....". А когда-то режиссеру спектакля Театра музкомедии Юлий Гусман искал артиста, способного на сцене и ножи метать и лассо метать и...И пришел к нему Мухтарбек Алибекович..И вдруг Юлий Соломонович едва не с первых репетиций предложил главную роль в намечавшемся кинопроекте! Мухтарбек смутился: потянет ли? Гусман настаивал - даже спросил, кого хотел бы партнером? И уж тут джигит не размышлял, назвав Льва Дурова! А Гусман-то предполагал ,что будет снимать Караченцова! Но Кантемиров и Дуров познакомились еще в далеком 1956 году, когда тот служил в армии в Хамовнических казармах на Комсомольском проспекте, где был манеж для выездки. И вот как-то вечером там появляется человек, представляется Дуровым: в парке Горького у них намечаются детские новогодние представления, но нужен человек, который умеет ездить на лошади и сможет произнести несложный текст...
Через много лет у подъезда своего дома народный артист СССР показал рукой в сторону тех самых Хамовнических казарм и просто сказал: "Вот там я познакомился с самым щедрым и скромным человеком: он последнюю черкеску другим отдаст, про гонорары не говоря!" Из цирка Мухтарбек Алибекович ушел, чтобы воплотить мечту отца, не умещавшуюся в 13 метров циркового манежа - и создал конный театр "Каскадер":
Тогда одним из ходоков за новое детище был Лев Константинович - они не умели иначе!
Как-то Мухтарбек подбирал для товарища лошадь:вообще он полагал, что лучше всего подходят кабардинцы, арабы и орловские рысаки. Чистокровные англичане - очень нервные лошади с неуравновешенной психикой, а с дончаками и буденновцами мы вообще предпочитаем не связываться. Это жутко вредные и конфликтные лошади, признающие только одного хозяина! Но тут для Дурова предлагался как раз англичанин, мол, нужная масть! Кантемиров долго смотрел коню в глаза и обратился по имени персонажа:"Сан Саныч, лучше тебя на закорках провезу! не верю я ему!" - и точно: конь скинул опытнейшего каскадера, а у Рустама и СанСаныча такая веселая жизнь получилась: туда ехали - за их пролеткой гнались, обратно едут - гонятся! Вот такая жизнь Мухтарбека Алибековича Кантемирова - династия воинская, слово "кан" означает кровь, а "темир" - железо.
Получается, Кантемировы -Железнокровные. Только свое искусство эти замечательные люди, отдав Родине сполна долг на полях сражений, посвятили тому, чтобы всем нам приносить радость!
--
Геннадий Орешкин