Михаил Федоров: Древний очаг жизни

1

Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 1На юг из Воронежа тянулась дорога на Острогожск. Я ехал по ней вдоль Дона на машине. Вот справа вырос огромный планшет с рисунком мохнатого, похожего на слона, животного. На нем написано: «Археологический музей-заповедник "Костенки"».

 

 

 

 

 

 


Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 2
Мы повернули и оказались на плато, с которого открывался завораживающий вид на уходящие вдаль леса, а с боков обрывались спуски в некие ущелья. Мы съехали с холки горы и попали в село Костенки. Поплутав по нему, остановились около серого короба археологического музея.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 3
Войдя под своды музея, я увидел разрисованные панно по стенам, стенды с экспонатами, черную фигуру огромного животного и в проеме внизу множество разложенных костей непомерного размера существ.
Я объяснил, что собираю материал к фильму о хохольской земле, и быстро нашел себе экскурсовода. Им согласилась выступить научный сотрудник музея Котлярова Ирина Владимировна.
– А как хотите фильм назвать? – спросила Котлярова.
– Пока два названия «Родники России» и «Звенят родники хохольские»...
– Заманчиво...
– А имеют ли родники отношение к Костенкам? – задал я вопрос.
– Конечно, имеют. Родники – это всегда жизнь, – заговорила Котлярова. – Это всегда то, без чего человек не может жить. Без воды. Люди, которые здесь селились в каменном веке, – у них одна из привязок – к роднику. Родники до сих пор сохранились здесь, и мы пьем из них воду. Из родника вода течет под гору. Именно отсюда можно говорить о рождении жизни, – Ирина Владимировна подошла к карте на стене.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 4
– В Костенках самые древние стоянки. Если в историческом контексте рассматривать, то здесь начало истории как таковой. Именно здесь, на воронежской земле, на южной части Русской равнины возник очаг жизни. Потом, расширялся и расширялся и распространялся во все стороны. То есть здесь исток жизни человеческой...
У меня перехватило дух: я стоял на месте, откуда пошла жизнь по земле!
Котлярова:
– Вот мамонты. Они тоже постоянно были сопряжены с водой. Любое животное не может без воды. Любое, какое бы мы ни взяли. Дон в то время был, может, не в таком виде, в каком мы его сейчас видим, Может, был более полноводный. Может, менял очертание свое. Русло Дона все больше и больше подрезает берег в Костенках, – Ирина Владимировна подошла к макету. – Вода, источники, они здесь всегда были. В Покровском логу, который Вы проехали, вот этот источник, – показала на метку в ущелье.
Я понял: это обрыв с плато на въезде в Костенки.
– Говорят, в конце XIX века, начале XX-го, в логу баржи ходили маленькие, – удивляла меня фактами Котлярова. – Вот какая сила источника! То есть маленькая речушечка была...
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 5
– Надо не забывать, что Костёнки исторически – это самые первые поселения. Вот ручей течет, и вот ручей, они сходятся на мысу, и между этими двумя ручьями и поселились люди двадцать тысяч лет назад, – показывала на источники на макете.
«Двадцать! Если одно поколение двадцать лет, выходило тысяча поколений!»
– Это уникальный случай, и такого больше места нет, чтобы здесь ручей, там ручей и сошлись, где усадьба как бы омывается двумя ручьями... А Покровский лог – здесь ручей пересекал пойму Дона.

2

Я все внимательнее слушал научного сотрудника.
– А имеет место еще такой факт. Вот село Александровка, – Котлярова вернулась к карте. – А дальше вы поднимаетесь в лес, и перед вами плато и тут есть еще интересное место – совершенно фантастический могильник, и тут же в Борщево находится потрясающее городище десятивековой давности...
«Древняя Русь».
– Там сохранились валы. Рвы. Там виден холм этого городища. А туда дальше – есть могильник. А еще, прежде чем вы дойдете до этого городища, в Борщево находился монастырь.
Я видел много монастырей на реках, но этот оказался особенным.
– Это был древнейший монастырь на Дону вообще. Основан, когда только город Воронеж появился и еще города Костенска не было, в 1613 году, в год воцарения Михаила Романова на престол.
– Так далеко от Москвы?
– Да, а потому, что казаки помогали Романову взойти на престол, и Романов помог основать им монастырь. В монастыре доживали свой век старые казаки. Он содержался за счет казаков, казачий круг его содержал. Этот монастырь – один из старейших, древнейших монастырей. Но... там ничего не осталось.
«Вот она хохольская донская земля», – я все больше убеждался в необходимости снять фильм о ней.
– Говорят, монастырь в лесу находился. Этот лес у вас будет на пути к этому городищу. Если вы поедете понизу, то сначала проедете через этот лес, а потом поедете к этому городищу.
Я слушал и представлял, как в фильме можно отразить факты истории.
– А почему монастыря нет? – спросил
– Монастырь прикрыли при Екатерине II, когда она делала мощнейшую секуляризацию. Это была часть её политики. Поэтому её монахи очень честят. В любой монастырь приедете, и вам скажут, что за девка такая Екатерина. Так вот интересующая вас окружающая Костенки хохольская земля – это часть Белгородской засечной черты. Оборонительного рубежа, который защищал русскую землю от нападения татар.
«Ах, какой лакомый кусочек для археолога этот городок Костенск!»
– Но ничего не осталось о Костенске, кроме плана. Город появился в 1642 году, а план сделан в конце XVII-го столетия. Вещественности нет. Мы планируем выставку организовать на основании предметов, которые найдены в прошлом году Александром Павловичем Медведевым...
– Я знаю такого, – вспомнил своего давнего знакомого, доктора исторических наук со смуглым от летнего солнца бородатым лицом, овеянным степными ветрами.
– Он нашел их в Воронеже. А поскольку время-то одно и то же, можно использовать, чтобы показать быт служилого человека. Я раскладываю выставку на блоки: архитектура города, дома; мужская часть, то, что с мужчиной связано; женская часть, то что связано с женщиной; там есть игрушки, но чисто детский вариант я не выделяю, то есть игрушки я выделяю как пережиток языческой веры, выделяю православно-языческий пласт, а крест, который там был найден, это символ того, что уже шла христианизация этого края.
– Как бы все это отснять? – загорелся я.
– Приезжайте еще и отснимите... Костенск выдохся, как выдохлась сама Белгородская засечная черта: граница отодвинулась южнее. Здесь одни городки были только с крепостями, а другие – с посадами, где развивалась торговля, развивалось ремесло. Воронеж был таким. А другие не были такими. Костенск не был таким. Он перешел в вялотекущее поселение, а потом стал деревенькой.
Фильм о хохольской земле мне уже представлялся не короткометражкой, а полнокровным фильмом с богатой событиями жизнью Придонья.

3

Котлярова:
– Вы свернули с острогожской трассы на Воронеж...
– Да, я приехал этой дорогой, – сказал, вспомнив планшет с изображением мамонта на повороте с трассы.
– И оказались наверху. Там самая лучшая видовая точка.
Я вспомнил уходящие к горизонту просторы за рекой.
– Спустились вниз, проехали мимо школы и подъехали к нашему музею. Это стоянка «Костенки 11». А всего древних стоянок в Костенках около шестидесяти. Но местонахождений всего двадцать шесть. Это значит, что на одной стоянке, скажем «Костенки 11» обнаружено несколько культурных слоев. Допустим, здесь шесть, тут семь, и так далее. Если все эти слои сложить, то их получится около шестидесяти. Все стоянки, которые кружочками отмечены, над ними слои, – снова показывала на карте Ирина Владимировна. – Снятие слоев очень дорогое дело. Археологи приезжают, смотрят, распахивают, все вещи, которые там находят, увозят в музей.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 6
– А когда появился ваш музей?
– О, не так давно. В 1991-ом году. Дело в том, что с конца 90-х годов археологи начинают активно сюда приезжать. Поэтому предметы, которые они находят, большую часть их увозят с собой. А нам этого, конечно, не хотелось. У нас коллекция есть, но это не вся коллекция найденного. Здесь очень много предметов. Ведь нужно строить хранилище, куда все собирать. Вот и открыли музей...
– А когда открыли самую первую стоянку?
Котлярова прошла к стене, на которой висели планшеты с портретами.
– В 1879 году. Её открыл Иван Семенович Поляков. Было это в 1879 году.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 7
– Лица людей на портретах – это лица людей, внесших огромный вклад в раскопки костенских памятников. Поляков приехал с целью открыть первую стоянку. А почему? Потому что он знал, что здесь находят огромное количество костей мамонтов. Слово Костенск, Костенки отсюда. Но люди понятия не имели, что это были за кости, и придумали сказку о том, что в незапамятные времена здесь жил огромный зверь Индра. Он еле помещался в огромном костенском овраге. Он был с маленькими детишками, и его детки захотели на другую сторону Дона, но они были слишком маленькие и не смогли перебраться. Они попросили своих родителей перевести их на другую сторону реки. Тогда Дон был гораздо больше. Индра наклонился, стал пить, пил, пил, пил, раздулся, как воздушный шар, повернул свою голову назад сказать детишкам: «Айда за мной», и с натуги лопнул. А кости разнесло по всему правому берегу.
Мне уже рисовался детский фильм про Индру.
– И вот этот человек приехал, чтобы эту легенду проверить. А была такая мысль: раз так много костей мамонта, то могут быть останки людей, орудий, которыми они охотились. Приезжает в Костенки, начинает расспрашивать: «Кто кости мамонта видел?» Скажу, здесь практически под каждым домом мамонты есть. Но все молчат, а то еще у них копать начнут, еще что-то построят, в общем, потревожат. Поэтому помалкивают. Когда какой-то городской чужак начинает расспрашивать, надо молчать. Поляков даже батюшку попросил на сельском сходе помочь. Бесполезно. Молчат. Но над ним сжалилась одна бабушка. Она принесла ему крынку молока, огурчиков, картошечки. Он её про кости мамонта спросил и очень-очень хорошо заплатил... По деревне слухи разносятся быстро, и к вечеру того же дня его комната была забита костями животных. Оставалось только выбрать место. Он почесал затылок и выбрал место, которое до сих пор носит название Костенки 1.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 8
– То, что он нашел стоянку, – попал в точку. После него сюда приезжает поляк Курковский, который хищнически все раскапывал и хотел увезти всё в Польшу, но его вовремя задержали на границе Российской Империи и все предметы передали в губернский музей. А в музее работал историк Сергей Иванович Замятин. Он разбирал коллекцию и вдруг видит среди каменных маловыразительных орудий обломок женской статуэтки! Он понимает, что находка колоссальная и просит столичного археолога из Санкт-Петербурга – Петрограда тогда – приехать и помочь ему.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 9
А потом нашли целую женскую статуэтку. Но хранятся они либо в Эрмитаже, либо в Кунсткамере. У нас точные копии статуэток. Они найдены еще до образования нашего музея. Мужчин в то время практически не изображали, а женщин. Причем, какие женщины выразительные? Которые готовятся стать матерью. Особенно эта статуэтка – она показывает нам приготовившуюся к родам женщину. Из груди вот-вот брызнет молоко. Живот огромный. Его едва удерживает маленькими тонкими ручками. Всем видом показывает то, что будет с ней происходить.
– Венера костенкская, – вырвалось из меня.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 10
– А вдруг род человеческий прекратится? – говорила Котлярова. – В то время, есть мнение, люди не видели связи между встречей мужчины и женщины и рождением ребенка. Мужчина своей важной роли в этом процессе не представлял. Он видел, что у женщины начинает расти грудь, живот, и в конце концов она рожает себе подобное, а он, хоть тресни, этого сделать не может. Как? Почему? Поэтому и сакрализация этого образа. А не дай бог это куда-то исчезнет... Подтверждением этому мнению являются обычаи некоторых отсталых племен. Например, полинезиец точно знает, что ему нужно сделать с женой, чтобы она родила ему наследника. Он ее в полнолуние отправляет в лес к священному дереву, и она на этом дереве завязывает бантик. Откуда замки на свадьбу вешают? Это все оттуда. Из каменного века идет. Замки, веревочки на ветках любви. Она бантик вешает, возвращается домой, а дома уже старый закадычный друг из соседней деревни, а по их обычаю все самое лучшее нужно отдать гостю, он на ночь отдает жену гостю, ему в голову не приходит, что через девять месяцев он может воспитывать чужого ребенка. Бантик на дереве повязан, всё будет хорошо. Отсюда такое внимание и сакрализация состояния беременности. Обереги на груди, на животе, браслеты на запястьях...
«Гимн женщине, – подумал я. – Сколько ей посвящено самого светлого, романтичного...»

4


Ирина Владимировна:
– Человек, который раскопал нашу стоянку и создал музей, я считаю, что именем его должен быть назван наш музей, Александр Николаевич Рогачев.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 11
– Нашел эту стоянку не сам, ее нашел местный житель Иван Иванович Протопопов, который жил здесь в хате. В 1949 году он вышел из дома, чтобы вырыть погреб, стал копать яму и, когда дошел до глубины метр семьдесят, наткнулся на этот слой. Рассказал Александру Николаевичу Рогачеву, тот начинает в 60-е годы раскапывать, понимает, какая это грандиозная вещь, и на деньги Воронежского краеведческого музея делается вот такой сарайчик, который просуществовал почти десять лет.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 12
– Этот сарай находился внутри строящегося здания, а здание было достроено в 1979 году. Вот какой путь прошла наука в Костенках за более чем 130 лет... Ученые из США, Норвегии, Польши, Италии были в Костенках. Джон Хоффекер из университета Колорадо опубликовал статью «Первый европеец родом из Костенок». Считают, что Костенки чуть ли не самая древняя точка мира. Но это не совсем так. Это одно из самых древних поселений гомосапиенсов на территории Европы. Это более корректно. А если учесть, что в Западной Европе таких поселений нет, то получается, что из Африки через Переднюю Азию наши предки шли не через Балканы, а потом к нам, а сначала пришли на Русскую равнину, а потом уже в Европу. Чувствуете политический момент? Вот почему так много внимания.
«Только не у наших властей», – удрученно подумал я: денег на фильм о хохольской земле мы пока не нашли.
Котлярова подошла к нише в центре музея:
– Что же здесь было двадцать тысяч лет назад? Именно такой возраст дают археологи этим костям. Всего здесь собраны кости от около сорока мамонтов.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 13
– Около сорока мамонтов для строительства этого сооружения. И мне порой возражают: «Почему вы считаете, что это было построенное сооружение?» Вот скульптура одного мамонта, – показала на манекен животного в углу, – а сорок положить рядышком. Площадь, которую они займут, будет совсем другой. Точно такое же сооружение 17-ти метров находится под сараем у нашей соседки. Точно такое же в 120-ти метрах по противоположному склону. То еще не раскопано, а это в раскопках сохранено. Получается, что это какая-то древняя деревня. Вот это кольцо 9 метров – это не что иное, как костная кладка высотой, как эти перила, за которые мы держимся. То есть, как примитивная кладка. Земля, как связующий раствор. Кости укладываются вперемешку с землей. И получается каркас. Каркас. Вставляются деревянные жерди. И поверху обтягиваются шкурами животных. Как чумы. Раз столько костей мамонта, что ж не взять шкуру. Но неясно, добывали ли эти кости в результате охоты, сорок мамонтов убить, представляете, что это такое?!
Я посмотрел на панно на стене с охотником.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 14
– Но тела неподъемные. И шкуры огромные. Видимо, для накрытия использовали шкуры северного оленя. Шкурки теплые, легкие, ими и накрывали каркасы домов. Смотрим вниз, видим, достаточно большая площадь перекрыта. Видим эту стену. Но что за кости, которые находятся в центре? Непонятно совершенно... Эти кости в центре – результат оползня. Жилище существовало двадцать тысяч лет назад. Кости и сползли постепенно... Откуда люди попадали в жилище? Идете в поход, палатку на склоне, вход где? Чтобы не затекала вода. Юг – там тает, все будет затекать.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 15
– С этой стороны нет никаких препятствий, чтобы войти в дом, а с этой – пять ям. Если вход рядом с ямами, то будете проваливаться туда. А с севера – холод. Вот и получается, вход оттуда, – показала указкой. – А что за ямы? Метр глубиной, заполнены огромными костями вверху, ниже грибовидное скопление. В то время холод, вечная мерзлота, зимы до минус 40, почва промерзала насквозь. То есть снега мало, потому что был ледниковый период, и лед, который тянулся, связал на себе огромное количество влаги, очертания континентов были другими.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 16
– Характерный пример: в то время из Азии в Америку можно было ходить пешком, не было Берингова пролива, был Берингов перешеек. Снега было мало, земля была промерзшей насквозь. В этой земле с трудом выдалбливали ямы, там мясо хранили, которое ели. Использовали запасы достаточно долго.

5

Я спросил:
– Вы сказали, что наши предки здесь жили двадцать тысяч лет назад. А потом?
– Они покинули, – ответила Котлярова.
– А почему?
– Видимо, не по своей воле. Ямы забиты мясом до конца, и только две не заполнены, их начали есть. То есть получается, что наши предки оставили это поселение, бросили и ушли. Мы сейчас в отпуск уезжаем, камеры холодильные пустыми оставляем. А они такое добро бросили. Но почему они это сделали, до сих пор остается загадкой.
«И сейчас жизнь сгоняет людей с насиженных мест».
Я часто поглядывал на макет мамонта в углу, и вот Ирина Владимировна прошла к нему:
– А теперь познакомлю с самым главным экспонатом ледниковой эпохи, символом того времени – мамонтом.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 17
– Как вы считаете: это мальчик или девочка? На морде всё написано. У кого бивни больше? У мальчика. Это явно мускульный показатель. Чем круче бивень, тем больше сил.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 18
– У самочки бивень меньше, она меньше ростом, короче, тоньше. Этим самцы и завоевывали на брачных турнирах своих подруг. Это самец. Зовут его Степан. Кукла. Ничего в нем настоящего нет, кроме шкур яков, усиленных конским волосом. Изображён в натуральную величину с учетом всех анатомических особенностей. С небольшими огрехами, о которых я еще скажу. Бивни мамонта – особенные образования. Непонятно, зачем самцам они такие нужны? Бивни нужны для того, чтобы разбить корку льда и напиться из ручья. Они используют их для брачных турниров.
– А ел как? Бивни не мешали?
– Да, Вы правы. Мамонт наклонял голову, ударялся нижней частью бивней о землю. Они, как подпорка. Есть хобот. Это сросшаяся с носом верхняя губа. На кончике дырочки, через которые дышит. Но там же и лопасти, которыми, как травокосилкой траву срезал и себе в рот отправлял. Потом жевал с помощью зубов. Вот нижняя челюсть мамонта, – подошла к экспонату в стеклянной коробке. – Два зуба сверху, они растирали траву, как жернова, до кашицы.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 19
– Травы требовалось много. Ведь был большим. Зубы быстро стирались. Поэтому за жизнь у него было две смены молочных и четыре смены обычных зубов. Когда последние зубы выпадали, ему становилось нечем есть, и он погибал.
– А сколько лет жили?
– Доживали они лет до восьмидесяти приблизительно.
– А как строились отношения в стаде мамонтов? – меня все больше захватывала каждая затронутая научным сотрудником тема.
– В стадах у них был жесточайший матриархат. Главная в стаде старая самка, как правило, бабушка уже неоднократная. И ее подруги решают все их проблемы. Самцов половозрелых там нет. Таких изгоняют, потому что те начинают интересоваться самками в этом стаде. Своими родственницами. Поэтому их изгоняют, чтобы не было близкородственного скрещивания. И самцы ходят, как челноки, между стадами самок и выполняют свою мужскую работу. Соответственно, выясняя друг с другом отношения. Вот так природа все устроила...
«Тут целый боевик можно снять: схватки за "возлюбленную"» – подумал я.
– Самки очень заботливые. Как быть не заботливыми, когда они носят малыша два года. Потом он рождается. А потом заботится все стадо о нем. Если погибает мать кормящая, то тетушка или там бабушка становятся тут же его матерью, – рассказывала Котлярова, а я слушал, раскрыв рот. – Если погибает слоненок, то мать не может долго в это поверить, она берет его на хобот и на бивни и долго с собой носит. Потом когда понимает, что всё, она его оставляет.
– Ну, надо же! – вырвалось из меня.
– Да, очень заботливое животное.
– Ирина Владимировна, если все рассказанное Вами показать на экране, то фильм получится не о хохольском крае, а вообще о земле...

6

Котлярова снова подошла к мамонту, а у меня не возникало никакого желания её прервать.
– Давайте посмотрим на нашего Степана со стороны. Есть мамонты и выше и больше и мощнее. Мог вырасти до пяти метров. У него как бы приплюснутый, срезанный зад и очень высокий горб наверху. Вот тазовая кость мамонта. В ней предками для крепежа кости в конструкции жилища сделано отверстие. Вот бедро. Вот берцовая кость. Было четыре коготочка.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 20
– Степан появился здесь 31 июля 2010 года. Спрашивают, а почему нет скелета мамонта? А я отвечаю, потому что люди, которые здесь жили, кости использовали по назначению. Они же не знали, что нужны будут для музея...
Я не обращал внимания на группы экскурсантов, которых мимо нас проводили экскурсоводы, и боялся, чтобы Котлярова не прервала рассказ.
Но она не замечала моих опасений. Видно было, что увлечена:
– Ледники отступали. Такой гигант, он проваливается в болоте. И природа сочла, что мамонт на севере нецелесообразен. Животное ушло в тундру, а особи, которые остались, погибли. Вот когда земли было больше, чем воды, мамонты достигли острова Врангеля, а потом их на острове отрезало. И нашли их археологи там. Все мамонты на суше померли десять тысяч лет назад, а те задержались до четырех тысяч лет назад. Но те мамонты были просто карликами по сравнению с полноценными особями. Они размером максимальным два метра, и остальные – с теленка. Так что они выродились из-за недостатка корма.
Мне стало жалко ушедших в небытие обитателей земли, и еще острее почувствовалась необходимость снять фильм об этом крае, где они до поры вольготно жили.
Я уже не спрашивал, а лишь старался запомнить, что рассказывала Котлярова.
– Как убивали мамонта в Костенках, мы точно не знаем. Но одна из версий – крутые склоны холмов – это естественная опасность. То, что в Историческом музее показано, когда мамонта в яму загоняют, это вряд ли. Загони такого гиганта! Да и вырой яму в ледниковый период! Главная задача заставить бежать к склону. Оптимально это весной, когда весь животный мир занят размножением. Любовью. В этот момент звери теряют бдительность, осторожность. И охотники сумели этого молодого самца криками и шумом подогнать к краю обрыва. Животное не успевает затормозить, катится вниз, ломает себе хребет, внизу охотники уже его добивают.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 21
– Вождь уже мясо ест, – показывала Ирина Владимировна на панно. – А охотники рассуждают, как поработали. А лучшие куски мяса для своих домашних готовят. И шаман. Руками поводил, пошаманил: «Удача вам будет обеспечена». Вождь за собой первенство закрепляет: «Вот если бы не я, ничего бы не смогли». А женщин тут не увидите, потому что в архаичных обществах жесточайшее распределение труда. Женщины занимаются одним, дети другим, мужчины третьим, старики четвертым, и не дай бог одному заняться делом другого. Беду накличешь. Человек накличет на себя беду, и дело не состоится.

7

Котлярова:
– Мы с вами видим кусочек древнего поселения, но поселение не такое, как здесь у нас, здесь у нас развалины огромного большого дома, построенного из костей мамонта, а это – шалашик: поставили несколько жердочек, огонь внутри не разводят. Вынесли. Шкуру выделывают, сшивают сухожилием животного... В руке у отца гарпун, чтобы ловить рыбу в Дону. Кинул гарпун, крючья зацепили, и вытаскиваешь ее на берег...
Что еще я услышал:
– Найдены погребенья в Костенках, и Герасимов восстановил предка. В 60-е годы копали и обнаружили захоронения двух человек. Герасимов сам приехал, стал раскапывать погребенья. Один человек найден в третьем доме, к нему примыкала погребальная камера, и в этой погребальной камере его посадили. Руки прижимают колени. Его товарищ похоронен в позе калачика лежа на боку. И то и другое имитация позы эмбриона в утробе матери. Люди в то время уже поняли, что человеческая жизнь не ограничивается только пребыванием на земле. Человек откуда-то приходит, куда-то уходит. И вот чтобы это состояние предотвратить, а вдруг уйдут в другое место, они клали в позе эмбриона. Умер он в очень солидном возрасте. Кодовая кличка за ним Шаман. Жил примерно двадцать тысяч лет назад, а умер в возрасте 50–55 лет. Согласитесь, для каменного века это просто фантастика!
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 22
– А как возраст определили?
– По стертости зубов. Осталось всего ничего, и по этим костям Герасимов сумел восстановить его внешность. А когда он восстановил его соседа (Как мужчину меняют борода и усы!), стали думать: этот человек живет на Русской равнине, и у него негроидные черты.
Михаил Федоров: Древний очаг жизни - фото 23
– Теперь-то сложилась точка зрения, что гомосапиенсы, а мы с вами гомосапиенсы, наши предки, пришли из Африки. И заселили всю территорию земного шара. То есть негроидность некоторая у европейских скелетов ранних теперь уже никого не смущает.
Мне представлялись сцены работы антрополога Михаила Михайловича Герасимова, который восстанавливает внешний облик человека по скелетным останкам, которые обогатили бы фильм.
Котлярова:
– В Подмосковье нашли более монголоидные черты. Мальчик и девочка были похоронены голова к голове в разные стороны. И рядышком было еще погребение какого-то взрослого мужчины. Своеобразные Ромео и Джульетта, или брат с сестрой, они усыпаны маленькими бусинками из бивней мамонта. Эти бусинки были нашиты на одежду. Одежда сгнила, остались бусинки. На теле взрослого человека было 3,5 тысячи бусинок. Это колоссальная работа, каждую выточить и каждую пришить! И всю эту красоту положить в могилу – это высочайшая культура. И еще нашли в могиле выпрямленные копья из бивней мамонта. Когда археологи это нашли, не могли понять, для чего это нужно и как это можно сделать. Судя по всему, ритуальный вариант. Из бивней уже многое делалось. А тут – сделать копье и положить его в могилу. Это показывало статус...
Когда я прощался с Ириной Владимировной, поблагодарил её:
– Спасибо Вам, даже не знаю, за лекцию, научный доклад, зажигательную историю или сказку... Обо всем этом непременно надо снять фильм!
– Вот и снимите... – сказала экскурсовод.

12 августа 2015 года

Федоров Михаил Иванович,
394052, г. Воронеж, ул. Матросова, д. 6, кв. 88,
д.т. 84732366169,
с.т. 89515594377

 

 

 

На юг из Воронежа тянулась дорога на Острогожск. Я ехал по ней вдоль Дона на машине. Вот справа вырос огромный планшет с рисунком мохнатого, похожего на слона, животного. На нем написано: «Археологический музей-заповедник “Костенки”».

(Фото 1. Поворот на Костенки)

Мы повернули и оказались на плато, с которого открывался завораживающий вид на уходящие вдаль леса, а с боков обрывались спуски в некие ущелья. Мы съехали с холки горы и попали в село Костенки. Поплутав по нему, остановились около серого короба археологического музея.

(Фото 2. Археологический музей)

Войдя под своды музея, я увидел разрисованные панно по стенам, стенды с экспонатами, черную фигуру огромного животного и в проеме внизу множество разложенных костей непомерного размера существ.

Я объяснил, что собираю материал к фильму о хохольской земле, и быстро нашел себе экскурсовода. Им согласилась выступить научный сотрудник музея Котлярова Ирина Владимировна.

– А как хотите фильм назвать? – спросила Котлярова.

– Пока два названия «Родники России» и «Звенят родники хохольские»…

– Заманчиво…

– А имеют ли родники отношение к Костенкам? – задал я вопрос.

– Конечно, имеют. Родники – это всегда жизнь, – заговорила Котлярова. – Это всегда то, без чего человек не может жить. Без воды. Люди, которые здесь селились в каменном веке, – у них одна из привязок – к роднику. Родники до сих пор сохранились здесь, и мы пьем из них воду. Из родника вода течет под гору. Именно отсюда можно говорить о рождении жизни, – Ирина Владимировна подошла к карте на стене.

(Фото 3. Котлярова у карты)

– В Костенках самые древние стоянки. Если в историческом контексте рассматривать, то здесь начало истории как таковой. Именно здесь, на воронежской земле, на южной части Русской равнины возник очаг жизни. Потом, расширялся и расширялся и распространялся во все стороны. То есть здесь исток жизни человеческой…

У меня перехватило дух: я стоял на месте, откуда пошла жизнь по земле!

Котлярова:

– Вот мамонты. Они тоже постоянно были сопряжены с водой. Любое животное не может без воды. Любое, какое бы мы ни взяли. Дон в то время был, может, не в таком виде, в каком мы его сейчас видим, Может, был более полноводный. Может, менял очертание свое. Русло Дона все больше и больше подрезает берег в Костенках, – Ирина Владимировна подошла к макету. – Вода, источники, они здесь всегда были. В Покровском логу, который Вы проехали, вот этот источник, – показала на метку в ущелье.

Я понял: это обрыв с плато на въезде в Костенки.

– Говорят, в конце XIX века, начале XX-го, в логу баржи ходили маленькие, – удивляла меня фактами Котлярова. – Вот какая сила источника! То есть маленькая речушечка была…

(Фото 4. Дон в Костенках)

– Надо не забывать, что Костёнки исторически – это самые первые поселения. Вот ручей течет, и вот ручей, они сходятся на мысу, и между этими двумя ручьями и поселились люди двадцать тысяч лет назад, – показывала на источники на макете.

«Двадцать! Если одно поколение двадцать лет, выходило тысяча поколений!»

– Это уникальный случай, и такого больше места нет, чтобы здесь ручей, там ручей и сошлись, где усадьба как бы омывается двумя ручьями… А Покровский лог – здесь ручей пересекал пойму Дона.

 

2

 

Я все внимательнее слушал научного сотрудника.

– А имеет место еще такой факт. Вот село Александровка, – Котлярова вернулась к карте. – А дальше вы поднимаетесь в лес, и перед вами плато и тут есть еще интересное место – совершенно фантастический могильник, и тут же в Борщево находится потрясающее городище десятивековой давности…

«Древняя Русь».

– Там сохранились валы. Рвы. Там виден холм этого городища. А туда дальше – есть могильник. А еще, прежде чем вы дойдете до этого городища, в Борщево находился монастырь.

Я видел много монастырей на реках, но этот оказался особенным.

– Это был древнейший монастырь на Дону вообще. Основан, когда только город Воронеж появился и еще города Костенска не было, в 1613 году, в год воцарения Михаила Романова на престол.

– Так далеко от Москвы?

– Да, а потому, что казаки помогали Романову взойти на престол, и Романов помог основать им монастырь. В монастыре доживали свой век старые казаки. Он содержался за счет казаков, казачий круг его содержал. Этот монастырь – один из старейших, древнейших монастырей. Но… там ничего не осталось.

«Вот она хохольская донская земля», – я все больше убеждался в необходимости снять фильм о ней.

– Говорят, монастырь в лесу находился. Этот лес у вас будет на пути к этому городищу. Если вы поедете понизу, то сначала проедете через этот лес, а потом поедете к этому городищу.

Я слушал и представлял, как в фильме можно отразить факты истории.

– А почему монастыря нет? – спросил

– Монастырь прикрыли при Екатерине II, когда она делала мощнейшую секуляризацию. Это была часть её политики. Поэтому её монахи очень честят. В любой монастырь приедете, и вам скажут, что за девка такая Екатерина. Так вот интересующая вас окружающая Костенки хохольская земля – это часть Белгородской засечной черты. Оборонительного рубежа, который защищал русскую землю от нападения татар.

«Ах, какой лакомый кусочек для археолога этот городок Костенск!»

– Но ничего не осталось о Костенске, кроме плана. Город появился в 1642 году, а план сделан в конце XVII-го столетия. Вещественности нет. Мы планируем выставку организовать на основании предметов, которые найдены в прошлом году Александром Павловичем Медведевым…

– Я знаю такого, – вспомнил своего давнего знакомого, доктора исторических наук со смуглым от летнего солнца бородатым лицом, овеянным степными ветрами.

– Он нашел их в Воронеже. А поскольку время-то одно и то же, можно использовать, чтобы показать быт служилого человека. Я раскладываю выставку на блоки: архитектура города, дома; мужская часть, то, что с мужчиной связано; женская часть, то что связано с женщиной; там есть игрушки, но чисто детский вариант я не выделяю, то есть игрушки я выделяю как пережиток языческой веры, выделяю православно-языческий пласт, а крест, который там был найден, это символ того, что уже шла христианизация этого края.

– Как бы все это отснять? – загорелся я.

– Приезжайте еще и отснимите… Костенск выдохся, как выдохлась сама Белгородская засечная черта: граница отодвинулась южнее. Здесь одни городки были только с крепостями, а другие – с посадами, где развивалась торговля, развивалось ремесло. Воронеж был таким. А другие не были такими. Костенск не был таким. Он перешел в вялотекущее поселение, а потом стал деревенькой.

Фильм о хохольской земле мне уже представлялся не короткометражкой, а полнокровным фильмом с богатой событиями жизнью Придонья.

 

3

 

Котлярова:

– Вы свернули с острогожской трассы на Воронеж…

– Да, я приехал этой дорогой, – сказал, вспомнив планшет с изображением мамонта на повороте с трассы.

– И оказались наверху. Там самая лучшая видовая точка.

Я вспомнил уходящие к горизонту просторы за рекой.

– Спустились вниз, проехали мимо школы и подъехали к нашему музею. Это стоянка «Костенки 11». А всего древних стоянок в Костенках около шестидесяти. Но местонахождений всего двадцать шесть. Это значит, что на одной стоянке, скажем «Костенки 11» обнаружено несколько культурных слоев. Допустим, здесь шесть, тут семь, и так далее. Если все эти слои сложить, то их получится около шестидесяти. Все стоянки, которые кружочками отмечены, над ними слои, – снова показывала на карте Ирина Владимировна. – Снятие слоев очень дорогое дело. Археологи приезжают, смотрят, распахивают, все вещи, которые там находят, увозят в музей.

(Фото 5. Раскопки)

– А когда появился ваш музей?

– О, не так давно. В 1991-ом году. Дело в том, что с конца 90-х годов археологи начинают активно сюда приезжать. Поэтому предметы, которые они находят, большую часть их увозят с собой. А нам этого, конечно, не хотелось. У нас коллекция есть, но это не вся коллекция найденного. Здесь очень много предметов. Ведь нужно строить хранилище, куда все собирать. Вот и открыли музей…

– А когда открыли самую первую стоянку?

Котлярова прошла к стене, на которой висели планшеты с портретами.

– В 1879 году. Её открыл Иван Семенович Поляков. Было это в 1879 году.

(Фото 6. Археолог Поляков)

– Лица людей на портретах – это лица людей, внесших огромный вклад в раскопки костенских памятников. Поляков приехал с целью открыть первую стоянку. А почему? Потому что он знал, что здесь находят огромное количество костей мамонтов. Слово Костенск, Костенки отсюда. Но люди понятия не имели, что это были за кости, и придумали сказку о том, что в незапамятные времена здесь жил огромный зверь Индра. Он еле помещался в огромном костенском овраге. Он был с маленькими детишками, и его детки захотели на другую сторону Дона, но они были слишком маленькие и не смогли перебраться. Они попросили своих родителей перевести их на другую сторону реки. Тогда Дон был гораздо больше. Индра наклонился, стал пить, пил, пил, пил, раздулся, как воздушный шар, повернул свою голову назад сказать детишкам: «Айда за мной», и с натуги лопнул. А кости разнесло по всему правому берегу.

Мне уже рисовался детский фильм про Индру.

– И вот этот человек приехал, чтобы эту легенду проверить. А была такая мысль: раз так много костей мамонта, то могут быть останки людей, орудий, которыми они охотились. Приезжает в Костенки, начинает расспрашивать: «Кто кости мамонта видел?» Скажу, здесь практически под каждым домом мамонты есть. Но все молчат, а то еще у них копать начнут, еще что-то построят, в общем, потревожат. Поэтому помалкивают. Когда какой-то городской чужак начинает расспрашивать, надо молчать. Поляков даже батюшку попросил на сельском сходе помочь. Бесполезно. Молчат. Но над ним сжалилась одна бабушка. Она принесла ему крынку молока, огурчиков, картошечки. Он её про кости мамонта спросил и очень-очень хорошо заплатил… По деревне слухи разносятся быстро, и к вечеру того же дня его комната была забита костями животных. Оставалось только выбрать место. Он почесал затылок и выбрал место, которое до сих пор носит название Костенки 1.

(Фото 7. Костенки 1)

– То, что он нашел стоянку, – попал в точку. После него сюда приезжает поляк Курковский, который хищнически все раскапывал и хотел увезти всё в Польшу, но его вовремя задержали на границе Российской Империи и все предметы передали в губернский музей. А в музее работал историк Сергей Иванович Замятин. Он разбирал коллекцию и вдруг видит среди каменных маловыразительных орудий обломок женской статуэтки! Он понимает, что находка колоссальная и просит столичного археолога из Санкт-Петербурга – Петрограда тогда – приехать и помочь ему.

(Фото 8. Обломок женской статуэтки)

А потом нашли целую женскую статуэтку. Но хранятся они либо в Эрмитаже, либо в Кунсткамере. У нас точные копии статуэток. Они найдены еще до образования нашего музея. Мужчин в то время практически не изображали, а женщин. Причем, какие женщины выразительные? Которые готовятся стать матерью. Особенно эта статуэтка – она показывает нам приготовившуюся к родам женщину. Из груди вот-вот брызнет молоко. Живот огромный. Его едва удерживает маленькими тонкими ручками. Всем видом показывает то, что будет с ней происходить.

– Венера костенкская, – вырвалось из меня.

(Фото 9. Венера костенкская)

– А вдруг род человеческий прекратится? – говорила Котлярова. – В то время, есть мнение, люди не видели связи между встречей мужчины и женщины и рождением ребенка. Мужчина своей важной роли в этом процессе не представлял. Он видел, что у женщины начинает расти грудь, живот, и в конце концов она рожает себе подобное, а он, хоть тресни, этого сделать не может. Как? Почему? Поэтому и сакрализация этого образа. А не дай бог это куда-то исчезнет… Подтверждением этому мнению являются обычаи некоторых отсталых племен. Например, полинезиец точно знает, что ему нужно сделать с женой, чтобы она родила ему наследника. Он ее в полнолуние отправляет в лес к священному дереву, и она на этом дереве завязывает бантик. Откуда замки на свадьбу вешают? Это все оттуда. Из каменного века идет. Замки, веревочки на ветках любви. Она бантик вешает, возвращается домой, а дома уже старый закадычный друг из соседней деревни, а по их обычаю все самое лучшее нужно отдать гостю, он на ночь отдает жену гостю, ему в голову не приходит, что через девять месяцев он может воспитывать чужого ребенка. Бантик на дереве повязан, всё будет хорошо. Отсюда такое внимание и сакрализация состояния беременности. Обереги на груди, на животе, браслеты на запястьях…

«Гимн женщине, – подумал я. – Сколько ей посвящено самого светлого, романтичного…»

 

4

Ирина Владимировна:

– Человек, который раскопал нашу стоянку и создал музей, я считаю, что именем его должен быть назван наш музей, Александр Николаевич Рогачев.

(Фото 10. Александр Николаевич Рогачев)

– Нашел эту стоянку не сам, ее нашел местный житель Иван Иванович Протопопов, который жил здесь в хате. В 1949 году он вышел из дома, чтобы вырыть погреб, стал копать яму и, когда дошел до глубины метр семьдесят, наткнулся на этот слой. Рассказал Александру Николаевичу Рогачеву, тот начинает в 60-е годы раскапывать, понимает, какая это грандиозная вещь, и на деньги Воронежского краеведческого музея делается вот такой сарайчик, который просуществовал почти десять лет.

(Фото 11. Деревянный павильон на месте раскопок)

– Этот сарай находился внутри строящегося здания, а здание было достроено в 1979 году. Вот какой путь прошла наука в Костенках за более чем 130 лет… Ученые из США, Норвегии, Польши, Италии были в Костенках. Джон Хоффекер из университета Колорадо опубликовал статью «Первый европеец родом из Костенок». Считают, что Костенки чуть ли не самая древняя точка мира. Но это не совсем так. Это одно из самых древних поселений гомосапиенсов на территории Европы. Это более корректно. А если учесть, что в Западной Европе таких поселений нет, то получается, что из Африки через Переднюю Азию наши предки шли не через Балканы, а потом к нам, а сначала пришли на Русскую равнину, а потом уже в Европу. Чувствуете политический момент? Вот почему так много внимания.

«Только не у наших властей», – удрученно подумал я: денег на фильм о хохольской земле мы пока не нашли.

Котлярова подошла к нише в центре музея:

– Что же здесь было двадцать тысяч лет назад? Именно такой возраст дают археологи этим костям. Всего здесь собраны кости от около сорока мамонтов.

(Фото 12. Кости мамонтов)

– Около сорока мамонтов для строительства этого сооружения. И мне порой возражают: «Почему вы считаете, что это было построенное сооружение?» Вот скульптура одного мамонта, – показала на манекен животного в углу, – а сорок положить рядышком. Площадь, которую они займут, будет совсем другой. Точно такое же сооружение 17-ти метров находится под сараем у нашей соседки. Точно такое же в 120-ти метрах по противоположному склону. То еще не раскопано, а это в раскопках сохранено. Получается, что это какая-то древняя деревня. Вот это кольцо 9 метров – это не что иное, как костная кладка высотой, как эти перила, за которые мы держимся. То есть, как примитивная кладка. Земля, как связующий раствор. Кости укладываются вперемешку с землей. И получается каркас. Каркас. Вставляются деревянные жерди. И поверху обтягиваются шкурами животных. Как чумы. Раз столько костей мамонта, что ж не взять шкуру. Но неясно, добывали ли эти кости в результате охоты, сорок мамонтов убить, представляете, что это такое?!

Я посмотрел на панно на стене с охотником.

(Фото 13. Охотник в Костенках)

– Но тела неподъемные. И шкуры огромные. Видимо, для накрытия использовали шкуры северного оленя. Шкурки теплые, легкие, ими и накрывали каркасы домов. Смотрим вниз, видим, достаточно большая площадь перекрыта. Видим эту стену. Но что за кости, которые находятся в центре? Непонятно совершенно… Эти кости в центре – результат оползня. Жилище существовало двадцать тысяч лет назад. Кости и сползли постепенно… Откуда люди попадали в жилище? Идете в поход, палатку на склоне, вход где? Чтобы не затекала вода. Юг – там тает, все будет затекать.

(Фото 14. Макет жилища со шкурами)

– С этой стороны нет никаких препятствий, чтобы войти в дом, а с этой – пять ям. Если вход рядом с ямами, то будете проваливаться туда. А с севера – холод. Вот и получается, вход оттуда, – показала указкой. – А что за ямы? Метр глубиной, заполнены огромными костями вверху, ниже грибовидное скопление. В то время холод, вечная мерзлота, зимы до минус 40, почва промерзала насквозь. То есть снега мало, потому что был ледниковый период, и лед, который тянулся, связал на себе огромное количество влаги, очертания континентов были другими.

(Фото 15. Мамонты и люди)

– Характерный пример: в то время из Азии в Америку можно было ходить пешком, не было Берингова пролива, был Берингов перешеек. Снега было мало, земля была промерзшей насквозь. В этой земле с трудом выдалбливали ямы, там мясо хранили, которое ели. Использовали запасы достаточно долго.

 

5

 

Я спросил:

– Вы сказали, что наши предки здесь жили двадцать тысяч лет назад. А потом?

– Они покинули, – ответила Котлярова.

– А почему?

– Видимо, не по своей воле. Ямы забиты мясом до конца, и только две не заполнены, их начали есть. То есть получается, что наши предки оставили это поселение, бросили и ушли. Мы сейчас в отпуск уезжаем, камеры холодильные пустыми оставляем. А они такое добро бросили. Но почему они это сделали, до сих пор остается загадкой.

«И сейчас жизнь сгоняет людей с насиженных мест».

Я часто поглядывал на макет мамонта в углу, и вот Ирина Владимировна прошла к нему:

– А теперь познакомлю с самым главным экспонатом ледниковой эпохи, символом того времени – мамонтом.

(Фото 16. Мамонт)

– Как вы считаете: это мальчик или девочка? На морде всё написано. У кого бивни больше? У мальчика. Это явно мускульный показатель. Чем круче бивень, тем больше сил.

(Фото 17. Бивни мамонта)

– У самочки бивень меньше, она меньше ростом, короче, тоньше. Этим самцы и завоевывали на брачных турнирах своих подруг. Это самец. Зовут его Степан. Кукла. Ничего в нем настоящего нет, кроме шкур яков, усиленных конским волосом. Изображён в натуральную величину с учетом всех анатомических особенностей. С небольшими огрехами, о которых я еще скажу. Бивни мамонта – особенные образования. Непонятно, зачем самцам они такие нужны? Бивни нужны для того, чтобы разбить корку льда и напиться из ручья. Они используют их для брачных турниров.  

– А ел как? Бивни не мешали?

– Да, Вы правы. Мамонт наклонял голову, ударялся нижней частью бивней о землю. Они, как подпорка. Есть хобот. Это сросшаяся с носом верхняя губа. На кончике дырочки, через которые дышит. Но там же и лопасти, которыми, как травокосилкой траву срезал и себе в рот отправлял. Потом жевал с помощью зубов. Вот нижняя челюсть мамонта, – подошла к экспонату в стеклянной коробке. – Два зуба сверху, они растирали траву, как жернова, до кашицы.

(Фото 18. Зубы мамонта).

– Травы требовалось много. Ведь был большим. Зубы быстро стирались. Поэтому за жизнь у него было две смены молочных и четыре смены обычных зубов. Когда последние зубы выпадали, ему становилось нечем есть, и он погибал.

– А сколько лет жили?

– Доживали они лет до восьмидесяти приблизительно.

– А как строились отношения в стаде мамонтов? – меня все больше захватывала каждая затронутая научным сотрудником тема.

– В стадах у них был жесточайший матриархат. Главная в стаде старая самка, как правило, бабушка уже неоднократная. И ее подруги решают все их проблемы. Самцов половозрелых там нет. Таких изгоняют, потому что те начинают интересоваться самками в этом стаде. Своими родственницами. Поэтому их изгоняют, чтобы не было близкородственного скрещивания. И самцы ходят, как челноки, между стадами самок и выполняют свою мужскую работу. Соответственно, выясняя друг с другом отношения. Вот так природа все устроила…

«Тут целый боевик можно снять: схватки за “возлюбленную”» – подумал я.

– Самки очень заботливые. Как быть не заботливыми, когда они носят малыша два года. Потом он рождается. А потом заботится все стадо о нем. Если погибает мать кормящая, то тетушка или там бабушка становятся тут же его матерью, – рассказывала Котлярова, а я слушал, раскрыв рот. – Если погибает слоненок, то мать не может долго в это поверить, она берет его на хобот и на бивни и долго с собой носит. Потом когда понимает, что всё, она его оставляет.

– Ну, надо же! – вырвалось из меня.

– Да, очень заботливое животное.

– Ирина Владимировна, если все рассказанное Вами показать на экране, то фильм получится не о хохольском крае, а вообще о земле…

 

6

 

Котлярова снова подошла к мамонту, а у меня не возникало никакого желания её прервать.

– Давайте посмотрим на нашего Степана со стороны. Есть мамонты и выше и больше и мощнее. Мог вырасти до пяти метров. У него как бы приплюснутый, срезанный зад и очень высокий горб наверху. Вот тазовая кость мамонта. В ней предками для крепежа кости в конструкции жилища сделано отверстие. Вот бедро. Вот берцовая кость. Было четыре коготочка.

(Фото 19. Кости мамонта)

– Степан появился здесь 31 июля 2010 года. Спрашивают, а почему нет скелета мамонта? А я отвечаю, потому что люди, которые здесь жили, кости использовали по назначению. Они же не знали, что нужны будут для музея…

Я не обращал внимания на группы экскурсантов, которых мимо нас проводили экскурсоводы, и боялся, чтобы Котлярова не прервала рассказ.

Но она не замечала моих опасений. Видно было, что увлечена:

– Ледники отступали. Такой гигант, он проваливается в болоте. И природа сочла, что мамонт на севере нецелесообразен. Животное ушло в тундру, а особи, которые остались, погибли. Вот когда земли было больше, чем воды, мамонты достигли острова Врангеля, а потом их на острове отрезало. И нашли их археологи там. Все мамонты на суше померли десять тысяч лет назад, а те задержались до четырех тысяч лет назад. Но те мамонты были просто карликами по сравнению с полноценными особями. Они размером максимальным два метра, и остальные – с теленка. Так что они выродились из-за недостатка корма.

Мне стало жалко ушедших в небытие обитателей земли, и еще острее почувствовалась необходимость снять фильм об этом крае, где они до поры вольготно жили.

Я уже не спрашивал, а лишь старался запомнить, что рассказывала Котлярова.

– Как убивали мамонта в Костенках, мы точно не знаем. Но одна из версий – крутые склоны холмов – это естественная опасность. То, что в Историческом музее показано, когда мамонта в яму загоняют, это вряд ли. Загони такого гиганта! Да и вырой яму в ледниковый период! Главная задача заставить бежать к склону. Оптимально это весной, когда весь животный мир занят размножением. Любовью. В этот момент звери теряют бдительность, осторожность. И охотники сумели этого молодого самца криками и шумом подогнать к краю обрыва. Животное не успевает затормозить, катится вниз, ломает себе хребет, внизу охотники уже его добивают.

(Фото 20. Сцена охоты на Мамонта)

– Вождь уже мясо ест, – показывала Ирина Владимировна на панно. – А охотники рассуждают, как поработали. А лучшие куски мяса для своих домашних готовят. И шаман. Руками поводил, пошаманил: «Удача вам будет обеспечена». Вождь за собой первенство закрепляет: «Вот если бы не я, ничего бы не смогли». А женщин тут не увидите, потому что в архаичных обществах жесточайшее распределение труда. Женщины занимаются одним, дети другим, мужчины третьим, старики четвертым, и не дай бог одному заняться делом другого. Беду накличешь. Человек накличет на себя беду, и дело не состоится.

 

7

 

Котлярова:

– Мы с вами видим кусочек древнего поселения, но поселение не такое, как здесь у нас, здесь у нас развалины огромного большого дома, построенного из костей мамонта, а это – шалашик: поставили несколько жердочек, огонь внутри не разводят. Вынесли. Шкуру выделывают, сшивают сухожилием животного… В руке у отца гарпун, чтобы ловить рыбу в Дону. Кинул гарпун, крючья зацепили, и вытаскиваешь ее на берег…

Что еще я услышал:

– Найдены погребенья в Костенках, и Герасимов восстановил предка. В 60-е годы копали и обнаружили захоронения двух человек. Герасимов сам приехал, стал раскапывать погребенья. Один человек найден в третьем доме, к нему примыкала погребальная камера, и в этой погребальной камере его посадили. Руки прижимают колени. Его товарищ похоронен в позе калачика лежа на боку. И то и другое имитация позы эмбриона в утробе матери. Люди в то время уже поняли, что человеческая жизнь не ограничивается только пребыванием на земле. Человек откуда-то приходит, куда-то уходит. И вот чтобы это состояние предотвратить, а вдруг уйдут в другое место, они клали в позе эмбриона. Умер он в очень солидном возрасте. Кодовая кличка за ним Шаман. Жил примерно двадцать тысяч лет назад, а умер в возрасте 50–55 лет. Согласитесь, для каменного века это просто фантастика!

(Фото 21. Портретная реконструкция мужчины)

– А как возраст определили?

– По стертости зубов. Осталось всего ничего, и по этим костям Герасимов сумел восстановить его внешность. А когда он восстановил его соседа (Как мужчину меняют борода и усы!), стали думать: этот человек живет на Русской равнине, и у него негроидные черты.

(Фото 22. Портретная реконструкция второго мужчины)

– Теперь-то сложилась точка зрения, что гомосапиенсы, а мы с вами гомосапиенсы, наши предки, пришли из Африки. И заселили всю территорию земного шара. То есть негроидность некоторая у европейских скелетов ранних теперь уже никого не смущает.

Мне представлялись сцены работы антрополога Михаила Михайловича Герасимова, который восстанавливает внешний облик человека по скелетным останкам, которые обогатили бы фильм.

Котлярова:

– В Подмосковье нашли более монголоидные черты. Мальчик и девочка были похоронены голова к голове в разные стороны. И рядышком было еще погребение какого-то взрослого мужчины. Своеобразные Ромео и Джульетта, или брат с сестрой, они усыпаны маленькими бусинками из бивней мамонта. Эти бусинки были нашиты на одежду. Одежда сгнила, остались бусинки. На теле взрослого человека было 3,5 тысячи бусинок. Это колоссальная работа, каждую выточить и каждую пришить! И всю эту красоту положить в могилу – это высочайшая культура. И еще нашли в могиле выпрямленные копья из бивней мамонта. Когда археологи это нашли, не могли понять, для чего это нужно и как это можно сделать. Судя по всему, ритуальный вариант. Из бивней уже многое делалось. А тут – сделать копье и положить его в могилу. Это показывало статус…

Когда я прощался с Ириной Владимировной, поблагодарил её:

– Спасибо Вам, даже не знаю, за лекцию, научный доклад, зажигательную историю или сказку… Обо всем этом непременно надо снять фильм!

– Вот и снимите… – сказала экскурсовод.

 

12 августа 2015 года

 

 

Федоров Михаил Иванович,

394052, г. Воронеж, ул. Матросова, д. 6, кв. 88,

д.т. 84732366169,

с.т. 89515594377

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить