"..Я сломал три пары брусьев, пять канатов оборвал..", - пел этот жизнерадостный великан , заявляя, что "бабушка считала, что главнее самых главных дел, чтобы этот мальчик как проснется - ел,ел,ел!"
На самом деле в жизни автора песни и ее исполнителя в составе ВИА "Апельсин" МАТТИ НУУДЕ все было не так радужно: детство он провел голодное, а бабушки не стало в сибирской ссылке!
Родился в семье эстонского офицера 18-го февраля 1941-го года. Отец Мати Альберт был арестован 23.03.1948 года и выcлан в Сибирь в лагерь
. А в 1949-м году в Сибирь была выслана вся семья Нууде: мама, бабушка и двое братьев Матти и Хилар.
Поначалу они были в Котласе: здесь Матти пошел в школу с незнакомым и трудным русским языком. Здесь же начал всерьез заниматься спортом - если таковым можно назвать регулярные уличные драки, где пацану нужно было противостоять зачастую превосходящему числу противников.
Одна из таких драк могла бы стать последней, если бы против толпы ,лупившей Матти и Хилара как "фрицев", не поднялся взрослый с болтавшийся "солдатской Славой" на замызганной телогрейке, - мальчик Матти был восхищен, как тот даже не выпуская папиросы из уголка рта, не вынимая рук из карманов, ногами расшвырял обидчиков, приговаривая "Курвота, толпой что ж?!" Потом постоял над братьями и прохрипел "Подъем!" - и повел..в изпровизированный из кое-чего собранный гимнастический зал..
Матти зачарованно глядел, как дядя лихо делал "кресты" на подвешенных кольцах..Но самому мальчугану такого не удалось :"С твоей костью штанга нужна!" - но этот совет нового знакомого , им оказался достаточно известный гимнаст в предвоенный период Лазарь Каганский, приписавший себе пару лет, чтобы оказаться на войне - участник боев в Манчжурии, он казался Матти таким едва ли не стариком, а ему и тридцати не было.
Да и не дожил он до тридцати,- а Нууде начал заниматься гирями и штангой уже в Северном Казахстане - на новом месте ссылки семья воссоединилась, а местные помогали чем могли,в том числе отпаивая мальчишек невиданным лакомством - верблюжьим молоком!
К моменту возвращения в родную Эстонию Матти Нууде был подающим надежды тяжелоатлетом. В дальнейшем он оправдал их: с 1961 по 1972 года он стал семикратным чемпионом Эстонии, победителем Спартакиады народов СССР, установил несколько рекордов, а еще по единодушным воспоминаниям этот эстонский здоровяк был заводилой в любой компании и умел петь, кроме эстонского и русского, еще и на английском, немецком, даже кое-что на казахском, он своим голосищем практически любую, даже самую примитивную песню мог бы вытянуть:Спортивная карьера у Нууде завершилась до срока, когда на международных соревнованиях в шведском Мальмё его позвали на переговоры на предмет стать невозвращенцем.
Начиналась беседа в баре - завершалась в полицейском участке, из остатков которого спортсмена забирал советский консул: шведы , вероятно, постеснялись более круто обойтись с этим по их меркам чокнутым советским эстонцем, который отмутузил пару десятков сотрудников, сокрушив все, попадавшееся на пути.
Но со спортивной карьерой пришлось распрощаться: делать Нууде практически ничего не умел, числясь пожарным.А тут его отправили охранять "зону", как бы чтобы помнил и понимал, где он мог оказаться! Вечерами Матти откровенно напивался в местном кафе и горланил все припоминавшиеся песни. Один из его бывших "подчиненных", порекомендовал фактурного Нууде, пара лет службы которого подходила к концу, Яану Ардеру, взявшемуся собрать эстонский ансамбль, получивший с приходом Нууде название "Апельсин"!
Видимо, занятия спортом наложили свой отпечаток на его вокальное творчество, поскольку его манера исполнения, боевая, задорная, можно даже сказать, залихватская, заметно контрастирует с традиционными представлениями о флегматичных «горячих парнях» европейского Севера, опровергает расхожий стереотип об их чересчур сдержанном темпераменте.И это не очень нравилось эстонскому слушателю, зато притягивало остальных.
Нууде параллельно собрал и свой коллектив, пробовал себя в кинематографе (на мой взгляд, для него идеальным персонажем мог бы стать легендарный сыщик Ниро Вульф ,созданный Рексом Стаутом). С распадом Советского Союза Матти Нууде никак не хотел вписываться в "модные" прибалтийские общественные взгляды:"Про страну , возможно, хорошего и не скажу,а про людей - только хорошее!" - так в 1999 году завершил он одну из теледискуссии об СССР, для верности припечатав кулачищем так, что звук в студии пришлось восстанавливать.
Его не понимали - а он пил. Как-то за вечер на спор выпил пять бутылок "вана таллинна", выиграв шестую. Ирония судьбы состояла в том, что зарабатывал он или концертами на русском ,или развлекая публику на паромах в Швецию, куда его и по прошествии четверти века не очень-то готовы были пустить. За год до смерти он был прооперирован в Германии: кем было оплачено дорогостоящее лечение осталось тайной.
18 февраля 2001 года, Мати Нууде отметил свое 60-летие. А 10 марта того же года в ночь на воскресенье был найден мертвым с своем доме, как было объявлено, смерть наступила от внезапного инфаркта.На столе лежал расписанный чуть не до конца года гастрольный график, где кроме бывшего СССР значилась Канада..