>Он должен был войти в историю как гигант советской химической промышленности, а стал современным символом накопленного ущерба природе
Бывший флагман химпрома в Сибири "Усольехимпром" остановили в 2010 году, а окончательно обанкротили и закрыли в 2017. Но на память о градообразующем предприятии собственники комбината оставили городу Усолье-Сибирское "химическую бомбу": залежи отходов наивысшего класса опасности и ртутные хранилища. Из-за угрозы утечки ядовитых веществ в 2018 году там даже ввели режим ЧС.
"По‑честному сказать, никто толком этим и не занимался никогда. Более того, проблему, вместо того чтобы решать по существу, фактически замалчивали", - летом 2020 года Владимир Путин на совещании об экологической ситуации в Усолье‑Сибирском распорядился незамедлительно приступить к очистке территории химкомбината.
Работы по вывозу отходов и рекультивации местности пришлось проводить за счёт бюджета.
Так "усольский кейс" подтолкнул государство к новому природоохранному закону об ответственности промышленности за накопленный экологический вред.
"Получил прибыль за счёт природы — убери за собой", - Владимир Путин назвал этот подход "очень простым", но уточнил, что "действовать нужно жёстко".
"Некоторые акционеры банкротят предприятие заранее либо продают объекты, несущие опасность для окружающей среды, разным физлицам и подставным юрлицам, и это становится ничейным и бесхозным", - министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов во время работы над законом объяснял, что новые правила должны закрыть лазейки для безответственного бизнеса.
"Мы на практике реализуем принцип "намусорил – убери за собой", - вице-премьер Виктория Абрамченко назвала новую инициативу ключевым природоохранным законом.
Писать законопроект Минприроды помогали ассоциации промышленников и предпринимателей.
Министерство предложило обязать собственников предприятий восстанавливать окружающую среду и рекультивировать территорию после завершения хозяйственной деятельности. Это касается опасных производственных объектов и объектов размещения отходов I и II классов опасности. По данным Ростехнадзора, сейчас в стране порядка двух тысяч подобных объектов.
За 5 лет до конца срока эксплуатации объекта владелец должен разработать план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия. Это срок выверяли с бизнесом. Именно за пять лет можно оценить объем последствий, понять, будет ли продлеваться работа предприятия или его ликвидируют.
План ликвидационных мероприятий будет проходить Государственную экологическую экспертизу. После определения его сметной стоимости владелец объекта должен будет подтвердить финансовое обеспечение.
За выполнением Плана будет следить Росприроднадзор и выдавать заключение по итогам выполнения. При невыполнении обязательств собственники будут нести ответственность. Это компенсационный платеж в размере стоимости ликвидационных мероприятий. Все действия будут проходить в судебном порядке.
Чтобы опасные объекты не продавались "фирмам-однодневкам", появится механизм контроля сделок.
Кроме того, новый законопроект "экологически окрасит" платежи. Административные штрафы за эконарушения, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и по искам о возмещении вреда будут тратиться исключительно на природоохранные проекты.
Сейчас средства от "экологических" платежей, а их более 17 миллиардов ежегодно, не окрашены. Они просто растворяются в бюджетах регионов.
"Новый инструмент государственного регулирования позволит избавиться от наследия прошлого века и не накапливать экологические проблемы в будущем", - Александр Козлов защитил законопроект на заседании Правительства."