Листая старые страницы: Город бывших бедняков — или нынешних?

Листая старые страницы: Город бывших бедняков — или нынешних?  - фото 1Стратегические идеи развития крупных социумов мало различаются по миру в эпоху глобализации. Но дают себя знать изначально заложенные противоречия (опять-таки глобального характера), благодаря которым вообще-то это самое развитие и возможно.

Ясно же, что классический лозунг Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство!» — отнюдь не позитивный посыл и провоцирует не просто букет переворотов, а непрерывную их череду — ведь свобода пробуждает личную инициативу и даже ставит ее на первое место в социуме, а равенство, наоборот, душит любые сильные импульсы железными рамками устоев законов. Это абстрактно, а на практике видим только колебания маятника с максимально широкой амплитудой — то социализм, то клубок змей.

Когда расслоение общества достигает опасного апогея, всегда находятся доморощенные Робин Гуд, Степан Разин или Емельян Пугачев, напоминающие о том, что «делиться надо». Чем такая «босяцкая контрреволюция» грозит выдающемуся по сложности структуры мегаполису, рассуждает на примере «нового курса» мэрии Нью-Йорка публицист Александр ГЕНИС, статью которого «ЭкоГрад» печатает с любезного разрешения автора. Та же проблема властной «точки опоры» — на сообщество финансово успешных магнатов (олигархов) или городские общины (полидиаспоры) аборигенов с разным социальным статусом и уровнем достатка — стоит перед любым мегаполисом. И Москва здесь не исключение...

Из грязи в князи
Александр Генис

Америка открыла бедных. Не то чтобы их раньше не было. Тут все сошлось. Перед выборами в Конгресс республиканцы, проявляя сочувствие к обездоленным, торопятся украсить свою партию человеческим лицом. Демократы отмечают 50-летний юбилей объявленной их президентом Джонсоном «Войны с бедностью». Статистика указывает на растущий разрыв между самыми богатыми и самыми нищими. И новый мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, вступив с Нового года в должность, объявил центральной темой своего правления неравенство, разделившее наш город на два: один — роскошный, для имущих, другой, похуже, для остальных.
Надо сказать, что риторика де Блазио настораживает. Он-то принял у своего предшественника Блумберга город в превосходном состоянии. Придя к власти, когда воронка на месте башен-близнецов еще дымилась, Блумберг успел многое. Хотя Нью-Йорк пережил две рецессии и один экономический кризис, город выглядит сегодня лучше, чем за всю свою историю.
Нью-Йорк переживает тотальную джентрификацию, превратившую руины индустриальной эры в бесценную недвижимость. В этом, говорят его критики, включая, разумеется, нового мэра, и проблема. Блумберг отнял город у бедных, чтобы отдать его богатым. Сам он и не открещивался. Лояльный сторонник либерального капитализма, Блумберг, считая это первой задачей мэра, заманивал в город тех, кто умеет зарабатывать и тратить. Иначе может получиться Детройт, которому нечем платить учителям и полицейским. Нью-Йорк это уже проходил, живя на грани банкротства, и боится, что история повторится.
Де Блазио, впрочем, обещает идти средним путем, тактично исправляя несправедливость мягким увеличением налогов — всего-то три доллара в день от имущих на бедных.
— Но это — только начало: ломать — не строить, и тратить — не копить, — говорят самые подозрительные, к которым относится подавляющая часть Русской Америки.
Дело в том, что наши в бедных не верят, ибо прибыли в Америку не богаче пассажиров «Мэйфлауэра» (сто два пилигрима из английского Плимута и две собаки, основавшие в ноябре 1620 года первое европейское поселение в Северной Америке. — Ред.). Взять, к примеру, моего отца, прожившего полвека в стране, для которой он строил локаторы, налаживал ЭВМ, изучал изотопы и готовил специалистов по кибернетике, когда ее перестали считать лженаукой. Все нажитое им добро советская власть обменяла на 90 долларов. С этой суммы начиналась жизнь каждого эмигранта в Новом Свете, но нам не приходило в голову жаловаться. Привыкнув верить пропаганде прямо наоборот, мы думали, что в Америке не пропадешь, и не пропали, став одной из самых преуспевающих эмигрантских общин в истории Нового Света.
Успех награждает гордостью и карает высокомерием. Опыт бедности (точнее — нищеты: первое пальто я добыл в Армии Спасения, первый телевизор подобрал на обочине) мешает сочувствию. Вырвавшиеся из бедности презирают тех, кто в ней остался. Такой комплекс превосходства вызывает недоверие к демократам и резонирует с идеологией Республиканской партии: из грязи в князи.
Это, конечно, и есть американская мечта, которая обязательно подразумевает обе части формулы. Наверх можно подняться только снизу, поэтому богатством хвастают реже, чем бедностью. В ней нет ничего зазорного, если она преходяща. Вся Америка — страна бывших бедняков, которые об этом никогда не забывают. Особенно — в Нью-Йорке. Ведь он действительно — город контрастов во всех отношениях: столица не только экономического неравенства, но и социальной мобильности. Здесь чаще всего поднимаются и падают, однако город все же остается в плюсе, иначе бы сюда не стремились все, у кого амбиции заменяют капитал.
Нарушить это стихийно образовавшееся равновесие проще, чем его сохранить. Пожалуй, это главный урок, который предстоит выучить новому мэру. Борьба с неравенством, как мы знаем лучше всех, слишком часто кончается поражением всех. Когда я только приехал в Нью-Йорк, мне еще довелось застать белую эмиграцию. От них я услышал анекдот времен революции:
— Мы сражались, — говорят большевики, — чтобы не было богатых.
— А мы, — отвечают им, — чтобы не было бедных.
Александр Генис — нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы «Радио «Свобода» «Американский час. Поверх барьеров»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Текст впервые опубликован на сайте «Радио «Свобода» (http://www.svoboda.org/content/article/25230752.html)

КАК ЭТО БЫЛО
НОВЫЙ ГОД И НОВЫЙ МЭР
Инаугурация новоизбранного мэра — носителя взглядов левого крыла Демократической партии Билла де Блазио состоялась в Нью-Йорке в первый день нового года.
Профессиональный политик, уверенно победивший на выборах в ноябре, обещает избирателям сократить разрыв между самыми состоятельными горожанами и беднотой и проводить альтернативную линию курсу Майкла Блумберга, стоявшего у руля три срока, или 12 лет. В избирательной кампании он опирался на лозунг «двух Нью-Йорков», или жесткое разделение жителей мегаполиса по имущественному признаку.
Он намерен отменить существующую практику обыска подозрительных лиц на предмет незаконного ношения оружия, введенную при Блумберге. Либеральные правозащитники утверждают, что эта система основана на расовой дискриминации, поскольку чаще других для обыска на улице останавливали представители афро- и латиноамериканских диаспор в районах их компактного проживания. Блумберг уверяет, что именно эта мера помогла резко сократить вооруженное насилие на улицах мегаполиса.
Де Блазио обещает ввести дополнительный налог для горожан, чей доход превышает 500 тысяч долларов в год, чтобы изыскать таким образом дополнительные средства на укрепление системы продленного дня для детей и улучшение качества образования в муниципальных школах. Он также намерен инвестировать 150 миллионов долларов в муниципальный Сити-колледж, чтобы сделать стоимость образования доступной самым малообеспеченным семьям.
***
Билл де Блазио, избранный мэр Нью-Йорка: «В течение всей кампании я говорил, что существуют два города, два Нью-Йорка. Это неравенство, чувство, когда все хорошо, когда многие наоборот — только скатываются вниз, это главная сложность сейчас».
***
Миллиардер Майкл Блумберг в последний день года завершил свое правление деловой столицей Америки. «Работать вместе с вами во благо Нью-Йорка было высочайшей привилегией всей моей жизни», — такими словами простился Блумберг со своей командой.
Градоначальник, известный своей неутомимой борьбой с вредными привычками, такими как обжорство, курение, распитие алкоголя и даже сладкой газировкой, приготовил прощальный сюрприз мегаполису, подписав свой 22-й по счету закон — на этот раз о запрете употребления в общественных местах также и электронных сигарет.
Его «последняя граната» вызвала бурю в рядах курильщиков. Однако, несмотря на перегибы, которые нью-йоркцы расценивают как вмешательство административных органов в частную жизнь, за 12 лет его правления Нью-Йорк превратился в город малокурящий, следящий за рационом даже в сети фастфуда, спортивный.
Успешный бизнесмен сумел привести городской бюджет из дефицита в 3 миллиарда долларов в 2008 году к профициту на уровне 2 миллиардов долларов к завершению своего правления. Содержание самого мэра-миллиардера обошлось бюджету города в исторический минимум — 1 доллар в год: такую зарплату он назначил себе сам.
Блумберг в прощальном слове заметил, что его главным достижением стали диалог и взаимопонимание между различными расовыми и религиозными группами самого «пестрого» мегаполиса в мире.

По материалам РИА «Новости».

ПОДПИСИ К ФОТО:
Билл де Блазио
Майкл Блумберг

Листая старые страницы: Город бывших бедняков — или нынешних?  - фото 2Листая старые страницы: Город бывших бедняков — или нынешних?  - фото 3

Билл де Блазио.

 

Листая старые страницы: Город бывших бедняков — или нынешних?  - фото 4

Александр Генис.

 

Листая старые страницы: Город бывших бедняков — или нынешних?  - фото 5

Майкл Блумберг.

 

Листая старые страницы: Город бывших бедняков — или нынешних?  - фото 6

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить