Лев Алексеевич Перфилов родился 13 февраля 1933 года в городе Коломна Московской области. Школьные годы мальчика прошли в огне Великой Отечественной войны.
Но большая мечта стать артистом, выйти на сцену, окрыляла юношу и помогала пережить все тяготы этой нелегкой жизни.
Отец погиб в январе 1943-го. Лев жил с мамой и братом в Коломне и уже тогда, по его рассказам, тяга к лицедейству была сильной. Вместе с компанией детей, таких же маленьких и голодных, он ходил по вокзалам, базарам и воровал. Был отвлекающим – выходил на базар, начинал плакать и звать маму. Люди подходили, жалели, а в это время "грабители" делали своё чёрное дело. Но хулиганское прошлое никак не отразилось на судьбе актёра.
Он с первого раза поступил в Щепкинское театральное училище при Малом театре, учился у знаменитой Марии Кнебель (окончил театральное училище в 1956 году). Потом работал в театре киноактёра при Мосфильме, а когда театр расформировали, ему предложили на выбор или Ленфильм или студию Довженко в Киеве. Лев выбрал Киев, поэтому Ленфильм Перфилова больше не снимал. Обиделся.
Много ролей было сыграно артистом на сцене киевского театра. Но главный образ был создан Львом Алексеевичем в спектакле "Судный день" про "этот проклятый Бабий Яр, который забирает жизни у тех, кто остался жить". Роль — глыба! Для Перфилова она стала главной ролью жизни. У актёра была единственная задача: сделать так, чтобы его героя полюбили и поняли. И это ему блестяще удалось.
Но всё же Лев Перфилов больше предпочитал роли в кино. Он обожал съёмки, любил киностудию и главным образом работал именно в кино.
Первые роли в кино
Лев Перфилов стал одним из самых интересных актёров второго плана отечественного кинематографа. С первой же роли в кино он зарекомендовал себя актёром темпераментным, ярким. Его Франц Клавичек в дебютной героико-романтической драме "Павел Корчагин" Александра Алова и Владимира Наумова привлёк искренностью, свежестью образа.
Новой же ступенью в творческой биографии артиста стали съёмки у режиссёра Ады Неретниецы в героико-приключенческой киноленте о Великой Отечественной войне «"Циклон" начнётся ночью». Артист блестяще создал "маленький" образ, который не затёрся, а наоборот был ярким пятном на фоне главных героев, сыгранных именитыми актерами: Анатолием Ромашиным, Петром Гориным и Велтой Лине. После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста обер-лейтенанта Вилли Крюгера, все газеты дружно отмечали: "Наконец-то появился актёр, так убедительно играющий мерзавцев".
С этого момента в его творческую копилку посыпалось огромное количество ролей воров, убийц, алкоголиков, шпионов, пиратов и т. д. Перфилов считал, что эти образы намного интереснее, нежели роли безликих рабочих, шахтёров и пахарей, с которых он начинал. Они продлили актёру экранную жизнь и дали своеобразную популярность: «Меня всегда узнавали, а разговорившись, убеждались, что в жизни я совсем другой».
70-80 годы
Талантливый и обаятельный актёр не чурался ни комедий, ни драм, ни исторических кинолент. Режиссёры киностудии имени Довженко в 70-х годах удачно использовали неистовый темперамент, определяющий суть исполняемой Перфиловым роли - князь в исторической драме "Захар Беркут" о борьбе карпатских горцев Леонида Осыка.
Затем неповторимая роль в мистической драме режиссёра Бориса Ивченко "Олеся" по одноименной повести Куприна, где в главной роли снялась неподражаемая Людмила Чурсина. Запоминающиеся, блистательно сыгранные роли в историко-биографическом военно-патриотическом фильме Юрия Лысенко о подпольщиках во французском лагере Бомон и почти следом в мелодраме "Путь к сердцу" - Виктора Ивченко.
Нельзя не отметить и поистине сказочную роль Льва Перфилова в современной сказке режиссёра Евгения Шерстобитова "В тридевятом царстве", о гастролях Украинского самодеятельного ансамбля балета на льду, где актёр снялся с такими корифеями кино, как: Ирина Мурзаева, Анатолий Папанов, Николай Гаврилов и Спартак Мишулин.
Потом, в киношную копилку Льва Перфилова посыпалось несчетное количество "всякой нечести" - воров, убийц, алкоголиков... Подобный "жанр" требовал от актёра совершенно новых приёмов игры. Лев Перфилов был искренне рад, что так произошло.
Они продлили актёру экранную жизнь и дали своеобразную популярность: Кашкет в "Старой крепости", Джексон в "Капитане Немо", Мочёный в приключении "Волны Черного моря", Калимер в "Волшебном голосе Джельсомино", доктор Гук в военной киноленте "Где ты был, Одиссей?".
И, конечно же, его персонажи в фантастической ленте "Кин-дза-дза", со своим плутоватым высказыванием:
"Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!" и в "Приключениях Электроника" со строгой фразой: "Смотреть на шефа!".
В кино Лев Алексеевич сыграл более 100 ролей, в основном, отрицательных, но человеческая теплота и актёрское обаяние были стопроцентно со знаком плюс, поэтому и запомнился, как персонаж исключительно положительный...
Творческой вершиной в кино Льва Перфилова явилась роль фотографа Гриши Ушивина "шесть-на-девять" в сериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", которая раскрыла новые грани дарования актёра, принесла ему новый всплеск всенародной популярности. Углубленное погружение в роль помогло актёру создать образ человека идейного, увлечённого, настоящего друга, не приемлющего фальши, обладающего обостренным чувством справедливости, открытого добру и правде.
Вместе с тем, герой Перфилова не лишён обычных человеческих слабостей, он может запросто прихвастнуть перед друзьями. Всё это вкупе сделало образ перфиловского Гриши живым и полнокровным.
Лев Перфилов сумел не затеряться рядом с такими незаурядными актёрами, как Владимир Конкин, Владимир Высоцкий и Сергей Юрский.
Гриша "шесть-на-девять" у него получился трогательным и смешным, хотя и в романе, и в сценарии, он был выписан позёрщиком и снобом.
К сожалению, подобных ролей Лев Перфилов больше не получал, постепенно он перешёл на бухгалтеров и мелких чиновников. Но и эти образы оказались подвластны незаурядному таланту Перфилова. И каждая новая роль только укрепляла его репутацию выдающегося актёра современности.
Неординарность, нервная утончённость артистической манеры
способствовали созданию в дальнейшем таких разноплановых образов как: наводчик в фильме "Зелёный фургон", Кулябский в комедии "Зудов, вы уволены!", Пётр Васильевич в "Самой обаятельной и привлекательной", мужчина с собакой в мюзикле "Поездки на старом автомобиле".
Фильмы с участием Льва Перфилова, мастера "маленькой роли", пользовались большим успехом. И артист стал одним из самых популярных актёров советского кино.
Настоящей удачей актера стали съёмки в лирико-поэтической притче по мотивам книги Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков" режиссёра Игоря Апасяна "Притяжение солнца". Здесь не только раскрылась отточенная игра Перфилова, но и само присутствие его в кадре,
его личность успешно работали на блестяще созданный им, казалось бы, неприметный образ.
Переживая за судьбы украинских актёров, Лев Перфилов на местном телевидении создал передачу, посвященную проблемам своих коллег по театру.
Надежда на справедливость, какая некая, вроде и появилась, но сама передача просуществовала совсем недолго. Власти восприняли передачу, как укор и закрывают её под предлогом, что она ведётся на русском языке. Лев Алексеевич очень переживал из-за этого...
До присвоения звания народного артиста Украины Лев Перфилов не дожил. Как это обычно бывает – совсем немного. Документы были давно готовы, но ждали "своего часа". Дождались...
Женщины его обожали. Три жены, шесть детей, восемь внуков. Каждая жена моложе другой.
Последняя жена Вера Перфилова считает их встречу подарком судьбы, а Лев Алексеевич называл Веру своим спасением. За год до их случайного знакомства он чуть не наложил на себя руки. Однажды популярный советский актёр посчитал, что жизнь его не сложилась.
Чернобылец, инвалид второй группы, ликвидатор последствии аварии, актёр мотался тогда в эту страшную зону очень часто. Выступал перед солдатиками, рассказывал о своих киношных случаях.
И совсем не для того, чтобы показать: ах, какой я герой, не боюсь этой радиации. Боялся как и все, а может ещё и больше. Но он был так воспитан.
И на целину ездил. Тогда поехать туда, где трудно, не считалось каким-то особенным подвигом. И вот после всего этот бесстрашный и добрый человек решил свести счёты с жизнью. Подойдя к бортику Московского моста в Киеве и собираясь прыгнуть в воду, вдруг ясно расслышал голос: "Не спеши! Подожди еще немного!" Так он и встретил свою судьбу...
Лев Перфилов встретил свою любовь, когда ему был 51 год. Вера увидела его в свои 25. Они прожили вместе счастливых семнадцать лет, не уставая каждый день признаваться друг другу в любви. Он ласково называл её Любимушка, а она его Лёвушка. И всегда на людях они крепко держались за руки, будто боялись потерять друг друга.
Вера рассказывала, как однажды вдруг с грустью вспомнила о пирожных в московском Доме Кино – "Как же хочется..!" Действительно, в своё время таких не было нигде, да и кофе там был отменный. Лев ушёл, долго не возвращался, а к вечеру явился с пирожными домой. Просто слетал в Москву из Киева и привёз...
Они были настолько с ним похожи, что порой им становилось страшно. Иногда день начинали с одного и того же слова. Даже думали одинаково. Стоило Вере захотеть, чтобы он пришёл, как тут же Лёва на пороге: «Звала?»
Рассказывает Вера Перфилова: Помню, на первое в нашей жизни 8 Марта заставил всю квартиру вазонами с цветами. Посадил меня, обалдевшую, посреди этого цветущего «поля» и сказал: «Ты мой самый любимый цветок».
А на последнее 8 Марта подарил игрушечного львёнка. Сказал, что, если буду чем-то недовольна, сначала должна высказать это льву, а уж потом ему. И добавил: «Ну, Лева, крепись»...
На девятый год мы решили расписаться. «Свадьбы хочется. Своей, настоящей», — как-то сказал Перфилов. Все решилось за пару дней. Платье я сшила из кусочков розовых кружев. Лев Алексеевич надел свой самый нарядный костюм и пригласил в свидетели Николая Олялина.
Наверное, в районном загсе до сих пор помнят нашу свадьбу. Олялин надел на швабру белую наволочку с нарисованным сердцем, пронзенным стрелой, и возглавил кортеж. А на свадебном ужине Коля так часто кричал «Горько!», что у меня через час опухли губы, а Лёвушка так и остался голодным. И лишь когда все разошлись, он мне сказал: «Очень есть хочется. Поджарь-ка картошки»...
Трагедия случилась во время развала Союза, когда Киностудию имени А. Довженко сдали в аренду. Лёва ушёл в себя. С утра до ночи сидел на кухне, курил,
смотрел телевизор и молчал. Я долго не могла найти к нему подход. Потом не выдержала, накинула простыню, стала перед телевизором и говорю: «Сейчас я тебе устрою концерт». Спела, сплясала, спрашиваю: «Может, стриптиз хотите? Сейчас!» Тут вдруг как пробка из него выскочила. Он стал хохотать, обнял меня и ласково сказал: «Ну, если у меня в доме такая актриса есть, значит, наше кино не умрет»...
Он умирал долго и мучительно. Последние месяцы иногда даже не узнавал родных. Давали о себе знать прошлые болезни — оставшаяся после операции половина желудка и больные легкие. К тому же во время операции ему занесли какую-то инфекцию, с которой он долго ходил, пока она его и не убила. Практически год он не выходил из реанимации. Но с какой неохотой отправлялся в больницу! «Как я буду там без тебя?» — говорил. Как-то, когда Льву стало совсем плохо,
понадобилось срочное переливание крови. Её взяли у меня. Оказалось, у нас даже группа одинаковая — четвертая...
В последний раз Левушку положили в отделение реанимации как раз накануне нового года, 30 декабря 2000 года. Я легла с ним, ухаживала как могла. Кормила из ложки, книжки читала, а ночью крепко держала за руку. Однажды Левушка поднял на меня печальные глаза и прошептал: «Только бы с тобой еще день прожить, еще час, минуту... »
Как он отчаянно цеплялся за жизнь! Все говорил: «Вера, я знаю, ты меня спасешь!» А в последние дни все причитал, мол, так и не успел купить мне подарок ко дню рождения. И не дожил до него четыре дня. Утром 24 января Лёвы не стало. А я это предчувствовала.
За день до смерти Лёвы врачи отдали мне его вещи, и я поняла, что это всё. Надежды нет. Зашла к нему в палату. Он все понимал. Я присела, положила ему руку на лицо. Я уже видела отпечаток смерти на нем. Лёва прижался к моей руке, а я говорю: «Любимый, я сейчас поеду, супчик сварю... » Хотя понимала, что могу его больше не увидеть. Вышла, взвалила сумку на плечо, час ватными ногами шла до остановки. Пришла домой и в чём была упала на кровать. А в четыре часа вдруг проснулась от того, будто мне в спину с огромной силой дунул тёплый воздух. И мужской голос, похожий Лёвин: «Вера!» Я села и поняла: «Это всё». Утром я узнала, что Лёва умер.
Лев Перфилов умер через неделю после похорон Сергея Иванова, "Кузнечика" из легендарной второй эскадрильи Леонида Быкова. Жена Вера до последнего пыталась собрать деньги на очень дорогой препарат – Лев страдал тяжелым заболеванием легких, приступы учащались, один укол стоил 100 гривен, а их нужно было делать пять раз в день. На прощании с Сергеем Ивановым она сказала друзьям, что врачи отвели мужу максимум две недели жизни.
Скончался Лев Алексеевич Перфилов 24 января 2000 года. Похоронен в Киеве на Лесном кладбище (108 участок, в центре). В городе Коломна на улице Октябрьской Революции на доме, где жил Лев Перфилов, установлена мемориальная доска, на которой Лев Алексеевич изображён в роли Гриши "шесть – на - девять".
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ! УПОКОЙ ,ГОСПОДИ, МЯТЕЖНУЮ ДУШУ ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА!
--
Геннадий Орешкин