9 марта исполнилось четверть века, как завершил свой жизненный путь Леонид Утесов..А 22 марта 1895 года его день рождения! Тогдав Одессе в Треугольном переулке N 11 в квартире №7 родилась двойня — девочка и мальчик. Девочку назвали Полиной, а мальчика — Лазарем. В рождении двойни в семье "лепетутника" (так в Одессе называли коммерческих посредников) Иосифа Клементьевича Вайсбейна проявилась наследственность, ибо он сам был одним из близнецов.
Причем, все наследство досталось брату-близнецу Науму, так как Иосиф вопреки воле отца женился по любви на Марии Моисеевне Граник, двадцать втором ребенке не слишком состоятельных родителей, да и сама она родила девятерых, четверо из которых умерли в раннем детстве. Но между ними в судьбе первого шансонье республики уместилась еще дата: ровно 100 лет назад 21 марта 1917 года на своем одесском концерте - если уж по справедливости тот концерт назвать можно с натяжкой по месту именовать ,как то именовалось на афише "Большая одесская гастроль Леонида Утесова",ибо проходил он в пригородном местечке Бугаз: там после Февральской революции превратили поместье графа Сцибор-Мархоцкого в общественный парк, на открытии которого и была "гастроль" ,- певца, по поводу которого всезнающие одесские мадам и даже мадемуазель моментально распрашивали друг-дружку: "Да кокой такой Леня Утесов? Это ж Лазарь Вайсбейн!" - "Йосин сынок? тот самый, что перемазал известкой учителя закона божьего?" - "Бедняга Малка! Моя мамаша таки заверяла Граников не выдавать замуж ее за этого портового Йосю: и что теперь? у нее куча деток, помните ли она сама их число? а поможет ли ей этот Лазарь, прикинувшийся Ленькой, да еще переведший фамилию?!" Забегая вперед, скажем, что и впрямь переведя Вайсбейн на русский в Утесова, Леонид Осипович не утратил не сыновьих чувств, до последних дней помогал всей многочисленной родне, не особо разбираясь подлинная она или мнимая! А пока он на мартовском свежем ветерке пел и отплясывал, специально написанной была только одна незатейливая песенка на остроту момента поэта Ядова и музыканта Сторха с задорным припевом
"Оц, тоц, первертоц - бабушка здорова,
Оц, тоц, первертоц - кушает компот,
Оц, тоц, первертоц - и мечтает снова
Оц, тоц, первертоц - пережить налёт",-
уже таки назавтра на дне рождения Утесова, которого Одесса тут же признала под псевдонимом, "Как на Дерибасовской, угол Ришильевской
В восемь часов вечера разнеслася весть",- собственно главная весть была в том, что народную одесскую пел Леонид ровно 22 раза - по числу исполнившихся лет: "Песня про бабушку" уже давно числится в народных, а в тот момент исполнителю сделали подарок - демократические власти назначили его отца Иосифа Калмановича экспедитором одесского порта! До этого тот занимался в нем "мелкой коммерцией" (кто застал времена очередей - знает его): вы стоите в той или иной очереди , к вам подходит некое лицо и предлагает место поближе,но за некоторый гешефт! Поговаривали и про то, что имел кое-какие дела папа Вайсбейн с господами налетчиками..Но кто это знает!? Во всяком случае, когда в Одессу пришли деникинцы, экспедитору Вайсбейну прописали шомполов, после чего его здоровье сильно пошатнулось! А пока его сын отпросился в отпуск в Херсонском театре миниатюр за свой счет (мест работы после изгнания из коммерческого училища Файга у него набралось уже немало какое-то время время выступал в бродячем цирке борца Ивана Бороданова в качестве гимнаста, в 1912 году он устроился в Кременчугский театр миниатюр, потом поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 года играл в ряде театров, таких как Большой Ришельевский, Малый Ришельевский), - и вот он ехал в Гомель! Здесь занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
Через много-много лет он поселился в Москве у этого сада , и восторженные поклонники подкарауливали кумира во время прогулок! Кстати, существует версия, что псевдоним посоветовал Леониду взять артист Скавронский ,с которым он "работал" скетч "У разбитого зеркала": в раздумьях он пришел на Ланжерон и увидел утес с рыбачьей хижиной. От слова "утес" и возник его псевдоним "Утесов".
В 1919 году впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу».
В 1920-х годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы (Театр революционной сатиры, Театр музыкальной комедии, оперетта «Славянский базар»), Ленинграда (куда он переехал в 1922 году) (Театр Сатиры, Свободный театр, оперетта «Палас-театр») и Риги. Продолжалась и его кинематографическая карьера.. В 1921-28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (г.Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах Б. Светлова — «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».Земляк Яков Борисович Скоморовский, некогда закончившийся Петербургскую консерваторию трубы, тогда в Петрограде создал едва ли не первый джаз-банд : и просил друга Леню дать концерты с его коллективом!
Теперь уже вряд ли установить, как на одно из таких выступлений попал Максим Максимович Литвинов, будущий наркоминдел Советской России, но тут он взялся помочь музыкантам. В 1928 году, по его протекции, Скоморовский и Утесов ( с женой и дочерью был в качестве туриста) оказались в Париже - и Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград он создал собственный «Теа-джаз» (позднее Государственный джаз-оркестр РСФСР, Государственный эстрадный оркестр РСФСР), первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став художественным руководителем (музыкальным руководителем стал Яков Скоморовский) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра.
В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен Подруженьки и Мурка, вошедшие в репертуар певца как Джаз-болельщик и У окошка. Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии Во субботу день ненастный, Виют витры и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».
В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин» (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следую щей программы оркестра — «Кармен и другие», в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Ж. Бизе.
В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова «Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: «Сердце, тебе не хочется покоя» и «Марш веселых ребят» в исполнении Леонида Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под «Марш веселых ребят».
С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.
В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне («Тачанка», «Полюшко»), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни «Варяг», «Раскинулось море широко», «Моряки», «Краснофлотский марш», «Баллада о неизвестном моряке». В 1939 году написал свою первую книгу «Записки актера». Играл роль директора кардиологического санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много шума из тишины», где исполнил песни «Тайна», «Му-му», сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.
Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже». Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: «И не раз и не два мы врага учили», «Партизан Морозко», «Привет морскому ветру». За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: «Жди меня», «В землянке», «Темная ночь», «Одессит Мишка», сатирические антифашистские частушки «Гадам нет пощады!».
В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет «Напевая, шутя и играя» явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: «Прощание», «Пароход», «Десять дочерей», «Два друга». В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.В годы сталинского режима Утесов жил безбедно, ибо в верхах у него был могущественный покровитель в лице члена Политбюро Л.М.Кагановича. По его указанию Утесов получил в доме железнодорожников шикарную площадью в 100 кв.м квартиру, а для гастрольных поездок со своим джазом ему были выделены два комфортных салон-вагона.
К 800-летию Москвы (1947 год) утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского Дорогие мои москвичи! В 1952 году появилась программа «Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского «Я песне отдал все сполна». Как истинный одессит Леонид Осипович любил и слушать, и рассказывать анекдоты и нередко сам становился героем анекдотических случаев. Так, еще будучи молодым человеком, он ехал в Одессе в переполненном трамвае, и вдруг услышал, что заплакала девушка — у нее вытащили кошелек. Утесов поинтересовался, сколько было в кошельке денег. Девушка ответила, что 20 копеек. Тогда он дал ей 20 копеек и попросил не плакать. Девушка успокоилась, но, выходя из трамвая, спросила Утесова: "Может быть, вы вернете мне и кошелек?"
В одном письме была просьба: "Дорогой Леонид Осипович, пришлите тридцать рублей, сижу без штанов". И объяснил, что приятели, когда у них не было денег, продали его штаны. Утесов послал деньги. Через некоторое время приходит ответ: "Спасибо, деньги получил, но штанов еще не купил".
Нельзя не вспомнить и анекдотический случай, как Утесов стал жертвой своей популярности. Как-то приехал он в свой родной город на гастроли и решил пройтись по одесским улицам. Вышел из машины, а навстречу женщина с маленьким мальчиком. Увидев артиста, она ахнула, а затем сказала сыну: "Смотри, смотри! Это сам Утесов! Когда ты вырастешь, он уже умрет!".После этого Утесов стал появляться в родном городе редко.
Песня вошла в фильм «Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта). В марте 1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения — марш С. С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу К. Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова. После того выступления ему попытались вручить автомобиль "москвич" новой модели, едва только сошедший с конвейера АЗЛК. Леонид Осипович поблагодарил ,но отклонил подарок, мотивируя, что личная машина у него есть ("победа" 1951 года выпуска), да и такси денег хватает, попросив передать авто в музыкальную школу своего имени.Утесов, несмотря на то, что у него была прекрасная дача во Внуково, предпочитал отдыхать в Кисловодске, Железноводска или в домах творчества. День продажи дачи он считал одним из счастливейших дней своей жизни.
Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!» Утесов очень любил свою единственную дочь Эдит (Диту). И Леонид Осипович, и Эдит стойко переносили незаслуженные выпады критиков и чиновников от культуры по поводу вокальных данных певицы и недвусмысленные намеки на то, что если бы не отец, то вряд ли бы ее имя печаталось на концертных афишах большими буквами. Теперь, внимательно слушая ее записи, понимаешь, что она действительно была талантливой и самобытной артисткой, создавшей собственный стиль пения. А тогда в результате травли Эдит пришлось оставить родной коллектив и создать свой, новый, из-за предвзятого отношения к которому концерты не собирали полных залов. И лишь на похороны Эдит Леонидовны пришло столько ценителей эстрадного искусства (она умерла от лейкемии 21 января 1982 года), что потрясенный утратой дочери Леонид Осипович с горечью заметил: "Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей".
Смерть дочери окончательно подорвала пошатнувшееся здоровье великого маэстро, и 9 марта в 7 часов утра 1982 года он умер в военном госпитале "Архангельское" (в свой день рождения по старому стилю). Последние его слова были: "Ну, все..." Его похоронили на Новодевичьем кладбище , нарушив просьбу быть похороненым рядом с дочерью.
--
Геннадий Орешкин