Кукольник Деммени Евгений Сергеевич

 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 1Деммени Евгений Сергеевич
( 12 марта 1898 — 23 января 1969 )
Заслуженный артист РСФСР (1934). Кукольник, актёр, теоретик, историк, режиссёр театра кукол. Участник Гражданской войны. Общественный деятель: зам. председателя советской секции УНИМА, член жюри Международного фестиваля кукольных театров в Бухаресте в 1958 году.


Один из основоположников советского театра кукол, содействовал подъёму профессиональной культуры этого вида театрального искусства, разработке методологических проблем кукольного спектакля. Вёл педагогическую работу. Прототип папы Карло из "Золотого ключика" Алексея Толстого.
Родился в С. Петербурге. Сын чиновника Министерства Двора. Закончил Николаевский кадетский корпус, офицерские курсы Пажеского корпуса. Участвовал в Первой мировой войне в чине прапорщика. С декабря 1917 в Красной Армии. В 1918 начал выступать как актёр-любитель.
После демобилизации в 1922 году, вернувшись в Петроград, поступает на техническую должность в Театр юного зрителя.
Случайная покупка им старинных кукол в комиссионном магазине, подсказала идею создания «Театра Петрушки». С этого началась формироваться уникальная коллекция театральных кукол, игравшие в его первых постановках — Арлекинада и Поцелуй Коломбины. Это были авторские работы замечательных скульпторов и резчиков по дереву. Среди них — марионетки, приобретённые у народных кукольников и ручные куклы французского театра конца XIX века. В 1924 он организовал и возглавил в Ленинграде театр кукол-петрушек. 14 января 1924 показывает первые небольшие петрушечные представления: «Петрушка», «Арлекинада». С осени 1925 по приглашению А. Брянцева "Театр Петрушки" входит в состав Ленинградского ТЮЗа. Наряду с детскими («Проказы Петрушки». «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом» и др. Он ставит сатирические спектакли «Свадьбу» А. Чехова (1928), «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» (1929).Коллектив театра принимал участие в создании первого в истории российского и европейского кино игрового кукольного фильма - первого «петрушечного» к/ф «Макс и Мориц» (1928) где он был режиссером и сценаристом.
В 1930 году театр объединился с Театром марионеток художницы Любови Васильевны Шапориной-Яковлевой (1879 - 1967) и получил название — Ленинградский кукольный театр под руководством Евгения Деммени, где он выступал как актёр и режиссёр. Ставил спектакли для детей и взрослых, впервые осуществил постановку пьес С.Я. Маршака, Е.Л.Шварца для театра кукол. В этом же году началась и его концертная деятельность. По инициативе художественного руководителя Ленинградского мюзик-холла Г. Венецианова. Им был поставлен эстрадный номер «Политбалаган» (автор А. Флит) — памфлет на международные темы. Он был показан более 50 раз и текст изменялся в соответствии со злобой дня. Большинство последующих номеров строились на танце и пантомиме: «Танец диких», «Танцевально-акробатическое трио», «Танго смерти» и др., осмеивавшие эстрадные стереотипы.
В пародийном спектакле «Наш цирк» он начинает работать с марионетками. Он разрабатывает систему кукол в зависимости от драматургии. Эстрадные спектакли включают в себя много музыки, вокальных и танцевальных номеров. Отсутствие занавеса, использование игра с вещами, увеличенными в размерах по отношению к кукле («вещественная гипербола»).

 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 2 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 3 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 4 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 5 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 6 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 7 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 8 Кукольник Деммени Евгений Сергеевич - фото 9
В «темпераментном» «Цыганском танце» рука артиста становилась телом танцовщицы, гибкость кисти создавала впечатление гибкости ее тела. Точность пантомимического рисунка позволяла почти без слов сыграть сценку «Хирургия» по А. Чехову (куклы М. Артюховой). Лирико-пародийный характер носил номер «Секретарь и обезьяна» (текст Ю. Гауша, куклы В. Форштедт, 1934).
Среди пародийных номеров «Анна Каренина», 1936, «Культурное наследие» и «Оптимистическая симфония», 1940. Особенно долгую и счастливую жизнь имела «12-я рапсодия», («Пианист», кукла Артюховой, 1939).
Клоунская резкость пластики, приемы буффонады, близкие театру Петрушки, отличали его эстрадные номера. Сохранив основу веселого, озорного мастерства «петрушечников», придал древнему искусству новое качество, «облагородив» и осовременив его с помощью мастерства художников-кукольников, сценической музыки, света, мира современных вещей и др.
С января 1937 руководил Ленинградским государственным кукольным театром. Во время ВОВ, вместе с театром пережил самые трудные месяцы ленинградской блокады, потеряв одного из ведущих воспитанных им молодых актеров Заслуженного артиста РСФСР Михаила Михайловича Дрозжина.
Его куклы экспонировались на Международной выставке в Праге и Париже, 1928. Были удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Награждён двумя орденами. Весь Ленинград отмечал его 70-летие..Деммени был растроган и строг одновременно: он поднял бокал за своих зрителей, объясняя, что должен успеть выпить за них! Через несколько месяцев 23 января 1969 года его не стало

--
Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить