Максим Костин профессиональнй путешественник, художник, фотограф, краевед. Окончил аспирантуру НГТУ, работает в авиационной отрасли, профессионально увлекается фотографией с 2006 года.
Вместо кредо - Костин: "...Настоящий удачливый путешественник минувших эпох должен был возвращаться из Африки с малярией, дизентерией, глистами и личинкой мангровой мухи под левым глазом. Но так как я только начинающий путешественник и это была моя первая поездка на "черный континент" - мне пришлось поставить восемь прививок от самых опасных болезней и подготовиться физически..."
Из путевых заметок автора. Фото и комментарии:
Как бы я не рвался на вольный Алтай, а дверь офисной клетки, со скрипом, отворилась лишь в октябре. Выехали поздновато, добрались в кромешной тьме.
Гостевая изба, еле различимая на фоне мрачных гор, встретила нас увесистым замком. Уставшие и измотанные мы подкатили к еле различимой тропе ведущей в низ в долину, где затерялся крошечный летний аил нашего друга пастуха. Пришлось еще немало покататься по темноте горной долины, нащупав эту маленькую, межсезонную избушку Женьки (всего у него три домика для выпаса скота). Тут и помог фотоаппарат (Canon 5D Mark II), снимок на длинной выдержке показал направление к домику семьи пастухов.
Ночной снимок горной долины, где то там прячется маленький домик Женьки.
( Свернуть )
Поколесив в низине, наткнулись на внезапный лай собак, который эхом разливавшийся по всей долине приведший к порогу Женькиного дома. Ключи от гостевой избы укрепили надежду на ночлег. А бонусом достался беспокойный хозяин, решивший следовать к своим зимним хоромам вместе с нами, торопливо выкладывая все последние новости пастушьей долины на еле разборчивом русско- тюркском языке. По прошлому приезду помнилось, что главное не дать нашему хозяину добраться до огненной воды - тогда бессонная ночь обеспечена. Уставшие,но довольные расположились в гостеприимной избе
Дмитрий Владимирович, наш проводник и разказчик, с ним каждая поездка, как путешествие в прошлое.
Поначалу все обошлось, а вот в 4 утра(!) Женька со свойственным ему шумом и ворчанием ввалился в избу, решив что мы уже выспались, призывал нас срочно отправится резать его барана - нам же в подарок. Дмитрию Владимировичу (археологу) обладающему местными дипломатическими методами, еле удалось убедить Женьку уйти и дать нам поспать хотя бы еще 2 часа.
Для меня это уже было привычно и не шокировало, как при нашем первом знакомстве с "Хозяином небесных пастбищ".
Еле встав и наспех позавтракав, мы с нашим "Индианой Джонсом" выдвинулись к пастушьему аилу, на встречу еще неизведанному барану.
Освежеванная туша парила на морозе, висев на большем гвозде в стене дома.
Я дал Женьке свой якутский нож для разделки туши. С ловкостью хирурга и менее чем за 5 минут Женька уложил барана во флягу, похвалил нож и пригласил на утренний чай.
Тоня предложила на завтрак - сырчик, каймак (сливки) и домашние лепешки, еще что то местное, не помню. Пришлось тактично отказаться. В высокогорной местности (в коей мы и находились) - полное отсутствие кустарника. Ведь мне помнилось, что Алтайский завтрак имеет свойство покидать мое тело в любой момент времени, не взирая на местный ландшафт.
Так сушат сырчик .
За утренним чаем я расспросил сколько все же детей у пастухов:
5. Санаа - (Умная) 7 лет;
4. Айястан (Сокол) 10 лет
3. Айяру (Луна полная)- 13 лет
2. Арунай (Луна)-20 лет
1. Куляр (Бронза)-22 года
Маленьких Алтайцев увозят учиться в город Горно-Алтайск и другие места в России, там они очень скучают по дому и после учебы в основном возвращаются. Вне своей среды им кажется жизнь чужой, искусственной и сухой.
У Жени с Тоней среди многочисленного традиционого скота есть очень забавные внешне помеси коровы и яка, или яка и коровы.
В этой долине так же разводят верблюдов:
Величественные алтайские верблюды, если не корабли пустыни, то уж точно полноценные горцы.
Днем Женька пришел к нам в гости поговорить. Как чертик из табакерки появились его коллеги, соседи пастухи.
Они стояли и наблюдали за нами как мы готовим их (алтайского) барана, хорошо что не засмеяли.
Спустя час Женька разговорился и поведал о древнем способе гадания на 41 одном камне, которым пользовались его предки.
Хуваанак – древний способ гадания и предсказания на камнях. Расклад камней и установление связи с духами - хуваанак производится в изменённом состоянии сознания и позволяет угадать направления развития событий. В этом случае шаман имеет беспрепятственный доступ к поистине безграничному источнику информации.
Гадание на камнях требует секретных знаний в шаманской математике и цифровой символике. Например, важной является цифра 41. Существует поверье, что гадательные камни имеют особую силу, если они собраны среди галек 41 реки или добыты из зоба птицы, которая подобрала их с берегов 41 речки.
А так же о том что в этих горах есть места куда даже он боится ходить.
Это святые места, что бы туда ходить нужно уметь молится, а они, современные Алтайцы, попросту забыли как правильно это делать. Поэтому решают просто не соваться туда.
В горных долинах много курганов и оградок, предков и предшественников Женьки и его соседей пастухов.
Алтайцы относятся к этим местам так же с большим почтением.
Пришло время уезжать, мы попрощались до следующего лета, пожелали друг - другу перезимовать без потерь, в этих местах такое пожелание очень актуально.
В алтайских аилах до сих пор живы нормы истинно человеческого отношения к странствующему, сохранить которые, увы, удалось далеко не всем. Щедрость по отношению к гостю это норма светломыслящих алтайцев, самое плохое слово — это «скупец» (кыйгас). Входя в аил, можно обходиться без стука, и это воспринимается естественно. Алтайцам нечего скрывать, они не делают чего- то такого, чтобы бояться чужого взгляда.
Поначалу это было непривычно для меня - мы, отгороженные стенами, квартирами, друг от друга, выглядим несчастными созданиями, боящимися даже случайных взоров.
П.С. В этом посте нет описания фото раздела поездки, этому будет посвящен отдельный пост.