Какова же была судьба копья, которое, согласно Евангелию, римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. На сегодняшний день уже три копья претендуют быть одной из величайших реликвий христианства. Два из них находятся в Австрии и Армении, а третье из них прошло долгую дорогу через Иерусалим и Ватикан, пока в прошлом году не оказалось в России в Свято-Лаврентьевском монастыре Калужской епархии. Каковы исторические параллели копья Лонгина с русским монастырем?..
Копье судьбы...
История копья начинается с 33 года нашей эры, когда один из римских солдат Лонгин пронзил им тело Иисуса Христа, тем самым прервав его мучения. У солдата было плохое зрение, и когда он пронзил тело, задев легкое и сердце, из раны потекла кровь и вода. Согласно Евангелию, капли крови Иисуса оросили больные глаза Лонгина и чудесным образом исцелили их. С этого момента он приобрел веру, уже не сомневался в святости Иисуса и до конца жизни проповедовал христианство. Спустя 25 лет во время своего путешествия на север (предположительно в сторону Армении) римляне поймали его и замучили до смерти. После этого о копье не слышали на протяжении 200 лет.
История копья продолжается предположительно с III века, оказавшись уже в руках полководца Фивейского легиона Маврикия. К тому времени христианское движение в значительной мере охватило Палестину, Египет и Грецию, поэтому легион Маврикия состоял в основном из христиан. Во время междоусобных войн в Римской империи его легион был направлен на помощь императору Максимилиану Геркулию в Галлию. После победы легион Маврикия отказался от жертвоприношений римским богам, чем вызвал гнев императора. За это легион был децимирован (децимацией в римской империи назывался вид наказания, по которому проводилась смертная казнь каждого десятого по жребию). После повторного отказа легион был децимирован вновь. Солдаты легиона, исповедавшие христианство, добровольно шли на смерть, так как они умирали мучениками. Но, владея копьем Лонгина, Маврикий продолжал игнорировать приказания Максимилиана, и когда уже после третьей по счету децимации у полководца осталось около 6600 воинов, тот послал правителю послание, где уверял легион в верности императору, но несмотря на это в письме четко было выражено верховенство Христа. Это было последней каплей для императора, для того чтобы дать приказ перебить легион. Менее чем через 100 лет после смерти Маврикий был первым темнокожим, причисленным к лику святых, а также копье Св. Маврикия стало достаточно распространенным названием данного копья.
30 лет спустя новым обладателем копья стал будущий император Константин Великий. Именно он победил в междоусобной войне и объединил империю, причем в последних битвах Константин велел своим солдатам нарисовать крест на своих щитах, тем самым подчеркнув, что они воины Христа. В 313 году в Римской империи было официально развешено исповедование христианства, таким образом Римская империя стала вторым государством (первой христианство приняла Армения в 301 году), сделавшим христианство государственной религией, а в 326 году был заложен первый камень в основание новой столицы империи — Константинополя, которому было суждено стать именно христианской столицей в противовес языческому Риму, а с 330 году перенес туда столицу и обосновался там, при этом копье всегда было с ним. Далее, согласно истории, владельцами копья были император Карл Великий, император Фридрих Барбаросса, правители Священной Римской империи, император Наполеон и даже фюрер Адольф Гитлер.
Которое из них...
Как было сказано ранее, помимо ватиканского копья были венское, армянское и краковское. Каждое из них претендует на звание священной реликвии. Но какое же из них подлинное?
Армянское копье
Одно копье, которое может считаться копьем Логина, находится в Вагаршапате, в музее монастырского комплекса Эчмиадзин, но до недавнего времени копье хранилось в монастыре Гехард, который так и переводится с армянского языка как «монастырь копья». Согласно преданию, копье было принесено в Армению апостолом Фадеем со Священной земли (предположительно с Антиохии, где позже его нашел священник Петр Варфоломей). Позже Григорий Просветитель использовал его для крещения армянского государства. Через семь веков, во время 1-го крестового похода, объединенная армия взяла Антиохию, но сама оказалась в осаде турков. Священник Петр Варфоломей, находившийся вместе с осажденными, упомянул о копье. Чуть позже он нашел его в одном из православных храмов и, чтобы показать его чудодейственность, рискнул пройти с копьем сквозь огонь. Правда, он умер на следующий день из-за ожогов, но это имело важное значение в подъеме решительности осажденных, которые вскоре разбили турков. Однако сам факт того, что не было какого-либо видения или чудодейственности, говорит, что оригинальное копье все же было в Армении. Армяне, которые приняли христианство раньше всех на планете, считают именно свое копье, которое на протяжении тысячелетий было окутано тайнами, подлинным. Позже на копье был высечен крест.
Монахи с трудом сохранили его в советское время, когда были гонения на христианские святыни. Также это единственное из четырех копий, которое и по сей день используется в церковных праздниках, в отличие от других, которые хранятся в музеях на протяжении столетий. Однако есть ли у него сходства с копьем того времени? Всем нам известно, что Лонгин был римским легионером, следовательно, копье у него могло быть только римским. Как мы видим на изображении, римские копья были очень острые и с более длинным наконечником. Согласно экспертизе, это действительно копье того времени, но использовалось ли оно вообще в римской армии, ставиться учеными под сомнение.
Венское и краковское копья
Следующий претендент — это венское копье, которое хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка. Именно это копье побывало в руках Карла Великого, Фридриха Барбароссы и было в распоряжении императоров Священной Римской империи и династии Габсбургов. Согласно истории, оно помогло Карлу Великому одержать 47 побед, объединяя Европейский континент в единое государство, и императору Барбароссе в крестовых походах. В случае этих двух правителей играла роль и темная сторона копья. Император Карл выронил копье, когда он сидел на лошади, лошадь же его скинула, что стало причиной его скорой кончины и закатом его огромной империи (в 843 году империя Карла Великого была разделена на три больших королевства — будущую Францию, Германию и Италию), а Фридрих Барбаросса уронил копье в реку и сам в ней утонул под тяжестью своих доспехов.
Есть также легенда, что один из императоров преподнес его в дар польскому королю и принял Польшу в состав империи, отсюда и берет свое начало краковское копье, которое эксперты в один голос назвали копией венского копья. Хоть и по сегодняшний день для польского народа это важный артефакт, но мировая общественность уже давно исключила краковское копье из претендентов. Венское же копье более не использовалось в походах и хранилось в музеях и замках, пока его не увидел тогда еще бедный молодой художник Адольф Гитлер. Считается, что именно оно возбудило в нем желание построить новое государство на руинах Германской империи, когда он стал канцлером Германии и оккупировал Австрию, копье торжественно переехало в Нюрнберг, где находилось до окончания Второй мировой войны.
С венским же копьем ситуация обстояла гораздо проще. В январе 2003 года группа экспертов под руководством британского профессора Роберта Фезера провела ряд экспертиз, включавших рентгеноспектральный и флуоресцентный анализы, которые показали, что данное копье было изготовлено в VII веке. Доктор Фезер подтвердил, что копье не могло быть использовано во время Иисуса Христа. И даже более того, оно имеет лишь форму древнеримского копья, копьем, по сути, не являясь.
Ватиканское копье
Четвертое и, скорее всего, самый вероятный претендент на священный артефакт, который, согласно легенде, находился в Ватикане, сейчас находится в России. После смерти императора Константина реликвия попала к торговцам, которые продали ее одному известному балканскому роду, который хранил его у себя до конца XV века, когда оно перешло в собственность к Ватикану. Ватикан же никому это копье не показывал, до сих пор копья в Ватикане никто не видел. Оно нам известно по зарисовкам французского путешественника. А тем временем загадочный балканский род перебрался в прибалтийские земли, которые вскоре стали частью Российской империи. Тот самый балканский род очень тесно связан с итальянским родом Сфорцио, давшим миру кардиналов и пап. Между Ватиканом и тем родом был письменный договор ренты копья. Договор был расторгнут, и копье было перевезено из Ватикана в ответ на множество скандалов внутри святой Курии. Скандалы с педофилией и отмыванием денег стали последней каплей. Ныне последний потомок из этой многовековой династии передал священный артефакт в руки калужских священнослужителей. Если обратить внимание на приложенные изображения, можно заметить, что именно это копье из четырех наиболее похоже на римское копье тех времен.
И, наконец, немного о монастыре...
История монастыря начинается с XVI века. Его строительство связывают с местночтимым священнослужителем Лаврентием Калужским, с которым связывают спасение города от нападения крымских татар в 1512 году. Св. Лаврентий был почитаем тогдашним Калужским князем Симоном Ивановичем (четвертым сыном Ивана III Великого). Этот монастырь является древнейшим в Калужской области, а Святой Лаврентий был и остается главным духовным защитником Калужской земли. Когда в 1512 году на град Калугу напали татары, он провидел это своим духовным взором, закричал, потребовал секиру, взял ее и устремился на поле боя защищать князя Симеона и русское войско не столько устрашающим своим видом, сколько молитвой и бесстрашным призывом: «Не бойтесь!» И тут же изменился ход битвы, уже почти проигранной русскими. Татары были разбиты. С тех пор и власть и город Калуга почитали Святого Лаврентия своим спасителем. А в 1515 году, после преставления Праведного Лаврентия, он был с почестями погребен, и монастырь со временем стал почитаем не только в Калуге, но и далеко за его пределами.
Этот монастырь видел разных гостей. В свое время его посещали цари Иван Грозный и Борис Годунов, которые укрепляли монастырь как крепость. Во время смутного времени там сначала оборонялся Иван Болотников, известный нам своим восстанием 1606–1607 годов (когда тот объявил, что Лжедмитрий не был убит в Москве), а после его заселяли Лжедмитрий II и Марина Мнишек после бегства из Тушинского лагеря.
С тех пор сохраняется память о больших личностях, посещавших монастырь, живших в нем. В 1656 году это был Антиохийский патриарх Макарий III со свитой, среди которой был его секретарь Павел Алеппский, коему мы обязаны описанием Калуги в середине XVII века. Этот собор помнит все события, происходившие со времен становления единого Московского княжества до самой Российской империи. Именно там единство русского народа проверялось на прочность во время Смутного времени. Он видел в своих стенах не одного патриарха. Остается только объяснить, почему был выбран именно этот монастырь. А случилось это потому, что он лишен пафоса и суеты Москвы и Петербурга, но при этом находится недалеко от паломнических троп. Монастырь сильно пострадал в советские годы. Быстрыми темпами идет восстановление, ведь он скоро празднует 500-летие.
Как мы видим, одна из важнейших христианских святынь нашей эры сейчас в России, в столь важный момент ее истории. Она, как и 70-летие победы в Великой Отечественной войне и возвращение Крыма в состав России, ознаменует большую победу нашей страны и впредь будет с нами всегда.